Научно-исследовательская работа «Управление развитием методической работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Управление развитием методической работы в условиях реализации ФГОС ДО
Составитель: Щукина Л. Н.
старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 18
2018
Содержание
Актуальность
Управление развитием методической работы в условиях реализации ФГОС ДО
Методическое сопровождение деятельности воспитателей
Мониторинг проявления педагогических компетенций в ходе реализации требований ФГОС ДО
Литература
Актуальность. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. С 1.01. 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Нормативно правовые документы федерального уровня внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО). Одним из важных направлений деятельности руководителей ДОО является управление реализацией ФГОС ДО. Содержание управленческой деятельности определяется комплексом мероприятий, охватывающих следующие направления:
- нормативно-правовое (приведение локальной нормативной базы ДОО в соответствие с ФГОС ДО; разработка основной образовательной программы дошкольного образования);
- организационно-методическое (обеспечение координации деятельности реализации ФГОС ДО);
- кадровое (повышение квалификации педагогических работников в контексте требований ФГОС ДО, создание механизмов подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических работников ДОО);
- информационное (информирование общественности о реализации ФГОС ДО );
- материально-техническое (оснащение ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО);
- финансово-экономическое.
В ходе управления развитием методической работы в условиях реализации ФГОС ДО, при поддержке и сопровождении профессионального роста педагогических кадров ДОО актуально выявляется необходимость обсуждения различных вариантов оценки качества образовательной деятельности. Это может быть мониторинг образовательной деятельности, включающий карту наблюдений проявления педагогических компетенций воспитателя, как инструмент оценки качества его профессиональной деятельности и др.). В данном проекте рассматривается один из способов оценки качества образовательной деятельности в группах ДОО и приведения ее в соответствии с ФГОС ДО – мониторинг проявления педагогических компетенций. Учет результатов мониторинга послужит основой проектирования совершенствования образовательной деятельности педагогов ДОО.
Цель проекта: разработка мониторинга качества образовательной деятельности в ДОО как условие развития методической работы.
Задачи проекта:
1. Изучить передовой педагогический опыт по данной проблеме.
2. Подобрать инструментарий для проведения мониторинга.
3. Проанализировать эффективность разработанного мониторинга.
Ожидаемые результаты: разработка эффективного мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательной деятельности в группах ДОО и приведения ее в соответствии ФГОС.
Методическое сопровождение деятельности воспитателей
Внимательное изучение ФГОС ДО позволяет понять, что для практического осуществления основных его принципов, целей и задач педагоги должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Поэтому, важным в настоящее время является развитие профессионально-личностного потенциала каждого педагога, формирование соответствующих стандарту педагогических компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
В настоящее время актуальным становится проведение мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательного процесса в группах ДОО и приведение образовательной деятельности в соответствие с ФГОС.
Анализ содержания ФГОС ДО позволяет распределить педагогические компетенции по основным направлениям деятельности педагога:
- организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- реализация требований стандарта к индивидуальной образовательной деятельности и создание условий для позитивной социализации детей;
- организация непрерывной образовательной деятельности с учетом требований ФГОС ДО;
- организация взаимодействия с семьей;
-создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе с учетом требований ФГОС ДО.
Мониторинг проявления педагогических компетенций
в ходе реализации требований ФГОС ДО
При проведении мониторинга проявления тех или иных педагогических компетенций воспитателями из содержательного контента Стандарта можно выделить следующие вопросы по обозначенным направлениям деятельности.
Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в реализации требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей
1. Позволяют ли методы, используемые воспитателем, и содержание образовательной деятельности определить характер его взаимодействия с детьми как личностно-развивающий и гуманистический?
2. Реализует ли воспитатель образовательную программу в формах, специфических для детей данной возрастной группы (в форме игры, познавательной, исследовательской, коммуникативной, проектной, двигательной, трудовой, продуктивной, художественно-эстетической деятельности).
3. Какими методами и приемами результативного формирования у детей навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) владеет воспитатель?
4. Какие формы и методы организации образовательной деятельности с отдельной категорией детей, в т.ч. с ОВЗ, с учетом их особых образовательных потребностей, присутствуют в деятельности воспитателя?
5. Какими методами и приемами, обеспечивающими индивидуализацию образовательной деятельности владеет воспитатель?
6. Обеспечивают ли используемые воспитателем формы и методы взаимодействия с воспитанниками обогащение (амплификацию) детского развития?
7. С помощью каких методов воспитатель осуществляет поддержку инициативы детей в различных видах деятельности?
8. Соответствует ли подобранное содержание используемых воспитателем ситуаций развития и культурных практик приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства?
9. Какими методами воспитатель достигает формирования не только познавательных интересов, но и познавательных действий у детей группы?
10. Как в ходе взаимодействия с детьми воспитатель решает задачи охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в т.ч. эмоционального благополучия?
11. Какие из нижеперечисленных методов и приемов взаимодействия с детьми использует воспитатель для создания социальной ситуации развития:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
-проявление уважительного отношения к каждому воспитаннику, его чувствам и потребностям в ходе взаимодействия с ним;
- позитивная оценка индивидуального развития детей;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ими вида деятельности и участников совместной деятельности;
- недирективная помощь для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- методы, способствующие овладению детьми культурными средствами деятельности;
- методы формирования общей культуры личности ребенка;
- методы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- методы развития умения работать в группе сверстников.
12. Какие методы использует воспитатель с целью создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей?
13. С помощью каких методов и приемов (позитивной или негативной социализации) воспитатель обеспечивает установление в группе правил взаимодействия детей в разных ситуациях?
14. Владеет ли воспитатель методами и приемами создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми (принадлежащими к разным национально-культурным и социальным слоям; имеющими различные возможности здоровья)?
15. Умеет ли воспитатель результативно- организовывать специфические виды деятельности для детей с особыми образовательными потребностями (если такие посещают данную группу)?
16. Насколько эффективно воспитатель осуществляет индивидуальное и подгрупповое взаимодействие с воспитанниками с целью реализации образовательной траектории развития детей с особыми образовательными потребностями?
17. Ориентированы ли используемые воспитателем методы организации образовательной деятельности на зону ближайшего развития каждого ребенка группы?
18. Насколько системны и разнообразны используемые воспитателем методы развития детского экспериментирования?
19. Владеет ли воспитатель методами организации разных видов двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия на прогулке)?
20. Использует ли воспитатель приемы выразительного чтения в ходе знакомства детей с произведениями литературы и народного фольклора?
21. В достаточной ли мере воспитатель использует метод художественного слова в ходе организации режимных моментов?
22. Насколько интересно и результативно воспитатель организует культурные практики по восприятию детьми художественной литературы и фольклора?
23. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно использовать различные виды культурных практик для создания социальных ситуаций развития детей?
24. Использует ли воспитатель авторские методы и приемы результативного взаимодействия и общения с детьми с целью индивидуализации образовательной деятельности?
25. Насколько разнообразны используемые воспитателем методы и темы для непосредственного общения с каждым ребенком?
26. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно выстраивать различные виды общения с детьми?
27. Какие методы использует воспитатель для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих им разрешать конфликтные ситуации со сверстниками?
28. Учитывает ли воспитатель гендерные особенности детей в ходе организации образовательной деятельности?
29. Формирует ли воспитатель традиции группы, соответствующие социокультурным нормам поведения детей?
30. Какие методы оптимизации работы с группой детей использует воспитатель?
31. Отражается ли в деятельности воспитателя система методов, направленная на реализацию приоритетного направления образовательной деятельности ДОО и учитывающая потребности и интересы детей группы?
32. Посредством каких личностных и педагогических компетенций воспитатель реализует образовательную программу в группе, достигая соответствия осуществляемой им образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО?
Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО к организации непрерывной образовательной деятельности
1. Учитывает ли воспитатель возрастные и индивидуальные особенности детей в ходе организации НОД?
2. Соответствуют ли используемые воспитателем методы, приемы и содержание НОД обогащению (амплификации) детского развития?
3. Насколько комплексно воспитатель подходит к решению воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач в ходе НОД?
4. Какие методы и приемы развития мотивации и способностей детей использует воспитатель в ходе НОД?
5. Насколько комплексно воспитатель реализует содержание образовательных областей с целью полноценного личностного развития детей?
6. Обеспечивается ли комплексная реализация задач и содержания образовательных областей Стандарта с помощью подобранных воспитателем методов?
7. Обеспечивает ли воспитатель реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в ходе НОД?
8. Владеет ли воспитатель методами организации групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОВЗ (по заданию специалистов)?
9. Использует ли воспитатель ИКТ-технологии в организации НОД?
Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций в ходе организации взаимодействия с семьей
1. Вовлекает ли воспитатель родителей воспитанников в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи?
2. Оказывает ли воспитатель поддержку родителям в осуществлении своевременной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями?
3. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя проявлять индивидуально-дифферецированные особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе общения с ними?
4. Владеет ли воспитатель педагогическими компетенциями, позволяющими ему оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в повышении их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей?
5. Какие компетенции проявляет воспитатель во взаимодействии с родителями воспитанников на основе изученных им индивидуальных потребностей каждой семьи?
6. Насколько актуальны (с учетом целей дошкольного образования и общих для всего образовательного пространства Российской Федерации) темы и содержание информационных материалов для повышения компетентности родителей подбирает воспитатель?
Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей образовательной среде
1. Создает ли воспитатель предметно-пространственную развивающую образовательную среду для данного дня (недели, месяца), охватывающую все виды совместной деятельности детей (игровую, художественно-эстетическую, двигательную, познавательно-исследовательскую, трудовую, конструирование, музыкальную и коммуникативную)?
2. Соответствует ли созданная воспитателем предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе возрасту и особенностям развития воспитанников?
3. Владеет ли воспитатель методами создания интереса, привлечения внимания детей к объектам предметно-пространственной развивающей образовательной среды?
4. Какими методами воспитатель привлекает детей с ОВЗ к использованию специальных методических пособий и дидактических материалов с целью осуществления коррекционно-образовательной деятельности?
5. Пополняет ли воспитатель новыми объектами «центры развития» в группе в соответствии с задачами образовательной деятельности данного дня (недели, месяца)?
6. Насколько результативно воспитатель использует содержание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для реализации развивающих, образовательных и воспитательных задач дня?
7. Насколько результативно воспитатель организует взаимодействие и совместное общение детей друг с другом и с ним, используя все возможности предметно-пространственной развивающей образовательной среды?
8. Обеспечивает ли воспитатель возможность детям для уединения в пространстве группы (наличие стационарного или мобильного «уголка уединения» для каждого дня, с учетом пространственных возможностей группы)?
9. Использует ли воспитатель возможности электронных образовательных ресурсов для эффективной организации всех видов образовательной деятельности в течение дня, недели, месяца?
Заключение
В ходе управления развитием методической работы в условиях реализации ФГОС ДО важным является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, организация консультирования, разработка соответствующих проектов и программ. Актуальным становится проведение мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательной деятельности в группах ДОО и приведения ее в соответствии с ФГОС ДО.
Учет результатов мониторинга каждым педагогом послужит основой проектирования совершенствования образовательной деятельности ДОО с целью приведения ее в соответствие с ФГОС. В ходе данного мониторинга старший воспитатель сможет определить не только затруднения в проявлении педагогических компетенций педагогом и ошибки методического характера, но и приоритетные направления его деятельности. Мониторинг позволит осуществить самопроектирование воспитателем педагогических компетенций, проявляющихся у него не в полной мере, а также развитие недостающих или полностью отсутствующих.
Таким образом, данная работа, проводимая старшим воспитателем с целью самосовершенствования или саморазвития воспитателем недостающих у него педагогических компетенций, позволит выйти на уровень требований, предъявляемых ФГОС ДО, а это является своевременным и необходимым условием методического сопровождения деятельности педагога.
Литература
Андреянова Е. Е. Управление дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС ДО // Управление в ДОУ. - 2015. - № 1.
Кулаева А. В. Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя. - 2015. - № 2. С. 4-8.
Савченко В. И. Мониторинг педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя. - 2015. - № 2. С. 12-20.
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: // www. nsportal.ru /