12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смагина Ольга Николаевна113
0

Научно-исследовательская работа «Деятельностный подход на современном уроке по развитию речи»

 

Деятельностный подход на современном уроке по

развитию речи

 

Смагина Ольга Николаевна

ГБОУ школа-интернат №113

учитель начальных классов

Евсеева Татьяна Ивановна

ГБОУ школа-интернат №113

учитель начальных классов


 

Деятельностный подход на современном уроке по

развитию речи

 

На протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения. На это есть ряд причин: передача знаний одним человеком всему классу; наличие помещения, специальных условий, материалов, пособий, учебников; возможность для ребёнка быть воспитанным в коллективе, живое общение с учителем и сверстниками; экономичность и возможность массового обучения. В современной педагогике появилась проблема, появились критические замечания в адрес этой формы обучения. Главный недостаток – это стандартная форма урока, ведущая к формализму передачи знаний как следствие – психологический дискомфорт ребёнка и негативное отношение к процессу обучения. Говорить о смене формы обучения не стоит, а надо изменить методику проведение самого урока, активно использовать технологию деятельностного метода обучения.

Актуальность: использование в практике деятельностного подхода на уроках начального обучения пока недооценивается.

«Технология деятельностного метода обучения» разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г.Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. На сегодняшний день педагоги оказались не готовы работать в деятельностной парадигме и самостоятельно овладеть современными технологиями обучения.

Основными положениями деятельностного подхода являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых с учителем, друг с другом, направленной на решение учебных задач.

В классе, в котором мы работаем, у обучающихся отмечаются большие проблемы с развитием связной речи. Решили использовать технологию деятельностного метода обучения на уроках по развитию речи (3Б класс с НОДА и УО).

Свою работу строили на следующих документах:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.

текст самого Стандарта (это единственный нормативный документ для образовательных учреждений федерального уровня);

Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников (это идеологическая основа разработки стандартов второго поколения);

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения для начальной школы;

 

Противоречия между требованиями новых стандартов и уровнем подготовки учащихся потребовали совершенствования моей педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и наиболее полной реализации их способностей. Этими противоречиями и обусловлен выбор темы нашей работы «Деятельностный подход на современном уроке по развитию речи».

О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский. К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др. Проблемами развития речи в детском возрасте занимались Тригер Р.Д., ЯсманЛ.В., Егорова Т.В., ПоддубнаяН.Г., Шевченко С.Г., Борякова Н.Ю., Слепович Е.С., Лалаева Р.И., Бойков Д.И, Власова Т.А. и др.

Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Объектом исследования стало изучение уровня развития связной речи младших школьников с НОДА и УО.

Предмет исследования: деятельностный подход как средство формирования связной речи обучающихся младших классов с НОДА и УО

Цель исследованияэффективность деятельностного подхода в воспитании и развитии личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Требованиями успешной реализации технологии деятельностного метода, являются дидактические принципы:

Принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе собственной деятельности.

Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения.

Принцип целостного представления о мире.

Принцип минимакса: школа даёт содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума.

Принцип психологической комфортности.

Принцип вариативности.

Принцип творчества.

Гипотеза: предполагается, что развитие связной речи младших школьников с НОДА и УО на уроках по ознакомлению с окружающим будет проходить более успешно, если применять деятельностный подход.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Выявить сущность понятия «деятельностного подхода» и определить способы его использования на уроках по развитию речи.

Определить варианты использования деятельностного подхода на уроках по развитию речи.

Проверить эффективность использования деятельностного подхода в обучении детей.

Ресурсы по выполнению проекта: использование ИКТ, методической литературы, материалов курсов ПГСГА, новых технологий, наглядных пособий, привлечение к учебному процессу коррекционной службы учреждения, родителей обучающихся, педагогов – воспитателей.

Этапы работы:

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Выявить сущность понятия «деятельностного подхода» и определить способы его использования на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с НОДА и УО.

- Разработать варианты использования деятельностного подхода на разных этапах урока по развитию речи.

- Провести первичную диагностику уровня развития речи обучающихся класса.

- Составить программу коррекционной работы по развитию связной речи у детей с НОДА и УО с использованием технологии деятельностного подхода на учебный год.

- Диагностическим путем проверить эффективность использования деятельностного подхода в обучении детей с НОДА и УО по развитию связной речи.

Коррекционное обучение предполагает решение следующих задач:

- развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;

- развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;

- обогащать пассивный и активный словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности, диалогическую речь);

- развивать словесное опосредствование, саморегуляцию;

- учить детей действию планирования в высказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);

- обучать творческому рассказыванию;

-формировать осознание языковой действительности;

- развивать слуховое внимание, память, фонетический слух;

- формировать интонационную выразительность.

«Методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т.А. была использована для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики. Пособие адресовано логопедам, психологам, дефектологам, педагогам.

Критерии:

1. Грамматический строй речи:

- повторение предложений;

- верификация предложений (исправление ошибок, специально допущенных в предложении);

- составление предложений из слов в начальной форме;

- добавление предлогов в предложение;

- образование существительных в Именительном и Родительном падежах.

2. Исследование словаря и навыков словообразования:

- по инструкции;

- образование существительных в уменьшительной форме;

- образование прилагательных от существительных.

3. Исследование понимания логико – грамматических отношений:

- беседа по вопросам:

а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Покажи карандаш ключом.

а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.

Скажи, что верно: весна бывает перед летом, или лето – перед весной?

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

4. Исследование связной речи:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок: смысловая целостность; лексико – грамматическое оформление высказывания; самостоятельность;

- пересказ прослушанного текста.

 

Результаты диагностики на первом этапе:

В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество балов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Удобнее представить данные в процентном выражении.

Серия 1. Исследование грамматического строя речи 43%.

Серия 2 . Исследование словаря и навыков словообразова­ния — 33%.

Серия 3. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений 35%.

Серия 4 . Исследование сформированности связной речи 44%.

 

t1636880448aa.gif

 

Для осуществления поставленных задач проводились формирование и отработка следующих видов деятельности:

Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.

Учебно-познавательная– деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.

Организационная – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Все виды деятельности включаются в различные этапы занятия по развитию речи обучающихся с НОДА и УО. Мною была составлена таблица, в которой указала деятельность учителя и примерные варианты организации деятельности обучающихся на разных этапах урока. Урок включает следующие этапы:

1.      Самоопределение к деятельности.  Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

Приветствуют друг друга с разными интонациями, используют разные варианты приветствия, слова – синонимы. Выбирают на карточках предложения с пожеланиями (хорошие и плохие), проговаривают четверостишие: «Есть у нас девиз такой: все, что нужно - под рукой»…

 

 

2.      Актуализация знаний.  Цель: обеспечение готовности обучающихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Помощь ученикам при включении в работу;

организация живого диалога;

создание проблемы перед изучением нового материала.

Ведение живого диалога: работа с ключевым словом, повторение высказывания, ответы на вопросы, д/игра по теме («Пропала буква»), соотнесение текста с картинкой, отгадывание загадок, карточки – подсказки со словами, работа со словарём, отгадывание кроссворда (ключевое слово – тема урока), классификация слов и предметных картинок, чтение слайдов.

Результат: проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

 

3.      Постановка учебной задачи.  Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного.

Чтение текста с выделением основной мысли, ответы на поставленные вопросы, уточнение необходимых знаний через беседу; соотнесение иллюстрации с текстом, оформление таблицы по теме, обмен мнениями, составление предложений из слов на карточках, показ и чтение слайдов, загадки и приметы.

 

4.      «Открытие» детьми нового знания.  Цель: решение задачи, обсуждение проекта ее решения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация диалога;

использование приемов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

Ведение диалога, задание: закончи предложение, продолжи рассказ, коллективное составление плана и индивидуальный ответ, чтение текста с учебника, составление текста из частей, работа с перфокартами (соотнесение слов с предметом, действием, признаком), подбор синонимов, антонимов, существительных с различными суффиксами, обмен мнением, обсуждение с соседом по парте, называние существенных признаков.

 

5.      Первичное закрепление.   Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорных сигналов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация фронтальной работы;

организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;

исправление ошибок;

при необходимости повторение материала заново.

Ведут обсуждение по вопросам, учатся четко формулировать вопрос с опорой на таблицу, схему, карточки – подсказки, выражают свое мнение, выбирая предложенные варианты ответов, составление предложений с добавлением слов в текст с картинками, учатся находить ошибки в тексте, определять последовательность событий в частях текста, игры с мячом, д/игры («Что перепутал художник», «Зашифрованное слово»), анализируют текст с выделением смысловых блоков,; составляют план ответа с записью опорных слов, взятых из текста, контролируют точность соблюдения плана (рассказа, ответа), использование опорных слов; пересказ текста.

 

6.      Независимая самостоятельная практика учащихся.   Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дает небольшой объем самостоятельной работы (2-3 задания);

организация самоконтроля и самопроверки.

Самостоятельная работа: выполнение тестов, составление рассказов по плану, схеме, работа с текстом учебника, нахождение ответов на вопросы по иллюстрации, работа с пиктограммами, составление алгоритма описания предметов, событий, составление ответов по аналогии, д/игры («Магазин», «Раздели картинки Оле и Коле», «Собери предложение»), коллективное разгадывание кроссворда, ребуса; самооценка рассказа (ответа), тренировочные задания (замени слово, часто повторяющееся в тексте; разбей текст на предложения; уточни значение слова в словаре; составь предложение по аналоги…)

 

7.      Самоконтроль и самооценка результатов.  Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Применение индивидуальных эталонов в оценке труда.

Оценивают свой ответ (рассказ), выполняют тест, работают с перфокартами, пиктограммами, составляют рассказ или ответ по эталону, схеме, плану, д/игры («Рассыпалось слово», «Поиск ошибок», «Найди отличие»), отгадывают кроссворд, работают с карточками (индивидуальные задания).

 

8.      Подведение итогов учебного занятия.  Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Определение перспектив последующей работы;

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Осознают результаты своей учебной деятельности (чему научились? что узнали?), активно участвуют в беседе, задают вопросы с опорой на наглядность, отвечают на вопросы, заканчивают предложение (хочу больше узнать о…), оформляют таблицы (сравнение чего-либо).

Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

 

Время, отводимое на каждый этап урока, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Любое занятие представляет собой систему, создаваемую учителем для достижения конкретной цели.

Результаты проведённой работы за год с использованием технологии деятельностного подхода обучения связной речи на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим обучающихся с НОДА и УО:

 

t1636880448ab.gif

1 ряд – начало учебного года

2 ряд – конец учебного года.

Вывод: Таким образом, к концу учебного года в методическом арсенале имею:

- разработанные рекомендации для родителей и учащихся;

- сценарные планы, планы-конспекты уроков различных форм (интегрированные уроки, уроки с использованием технологий деятельностного метода обучения, математический КВН, уроки-игры и т. д.);

- набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных) и пособий для использования на уроках по разным предметам;

- тренировочные и контрольные перфокарты, тесты, карточки-задания для стимулирования учащихся, для усвоения пройденного материала, а также для тренировки.

Использование технологии деятельностного подхода позволило снизить неподвижность на уроке, повысить мыслительную активность обучающихся, увеличить самостоятельность, развить интерес к познавательной деятельности. Постепенно увеличивается объем работы на уроке и, как следствие, повышение внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться делать ошибки, помогают друг другу. Внимание стало более произвольным. Дифференцированный подход, вариативность и многократность использования технологии позволили повысить эффективность усвоения учебного материала. А главное – повысился уровень развития связной речи.

 

Литература.

1.Д.Н.Соколова, Л.В.Калиникова. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, ГНОМ и Д, 2001г.

2.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития под ред. Б.П.Пузанова. Москва, издательский центр «Академия», 2000г.

3.Сеиаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва, 2000г.

4.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. Москва, 1985г.

5. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.. Москва, 1996г.

6. Мостова О.Н. Индивидуально – типологические особенности общения младших школьников. Служба практической психологии в системе образования. Вып.№9, СПб, 2005г.

7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра под ред. А.А.Леонтьева. Москва, 2006г.

8. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. Москва, 1987г.

9. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Особенности лексико – грамматического оформления предложений дошкольниками с ЗПР. «Дети с проблемами развития» №3 – 2004г.

10.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, Нуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2004г.

11. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи (в 4 альбомах). Москва, Астрель, 2001г.

12. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. Москва и Д, 2003г13. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: организационно – педагогические аспекты. Москва, Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001г.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.