Научно-исследовательская работа «Формирование коммуникативых универсальных учебных действий у младших школьников через деятельностных подход на уроках русского языка»
Формирование коммуникативых универсальных учебных действий у младших школьников через деятельностных подход на уроках русского языка
1.1. Значимость универсальных учебных действий в системе начального образования
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества [2, с. 23].
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям [1, c. 25].
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [4, c. 63].
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [3, c. 76].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 9].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [1, с. 45].
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [4, c. 10].
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [5, с. 11].
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка [4, с. 23].
Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента [5, c. 17].
По мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося [7, c. 21].
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над предметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [5, c. 89].
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа – запоминания [6, c. 40].
Запоминание (закрепление) учебного материала - это не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом - это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества [1, с. 44-45].
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Итак, овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. [4, с. 24]
1.2. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Перемены, происходящие в современной обществе, в настоящее время, требуют изменения образовательного пространства, определения целей образования, которые учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Предметные требования, предъявляемые образовательным учреждением, не могут гарантировать успешную социализацию после его окончания, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе.
Современному воспитаннику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (далее УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности [1, с. 30].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения, в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов - выявление, идентификации проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [8, c. 10].
Первоначальная стадия адаптации происходит с помощью общения. Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения.
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации [3, с.41].
Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения.
Кратко охарактеризуем понятие «коммуникативные умения».
Коммуникативные умения рассматривались в многочисленных исследованиях Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой и др. В зависимости от предметной области, в которой употребляется понятие «коммуникативные умения» (в психологии, педагогике, дидактике, философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно, коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению [2, с. 45].
Изучение научных трудов по коммуникации (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина и др.) позволяют дать следующее определение коммуникативным умениям. Коммуникативные умения - это совокупность осознанных коммуникативных действий, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, позволяющий выстраивать на конструктивной основе отношения с представителями иной социальной, нравственной и культурной среды, а также формирующие у младшего школьника стиль коммуникативного поведения [4, с. 86].
По определению В.А. Тищенко коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества [1, с. 12].
Вслед за Г.М. Андреевой, Ю.М. Жуковым мы считаем, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований в сфере интеллекта.
Проблемой формирования коммуникативных умений младших школьников занимались многие исследователи, среди которых стоит отметить Е.А. Архипову, А.Г. Антонову, О.А. Веселкову, Ю.В. Касаткину и др. Авторы в своих работах используют различные средства для формирования данных умений, в качестве основных можно отметить: коммуникативные игры, коммуникативные игровые задания, упражнения и др. Все это, несомненно, позитивно влияет на уровень сформированности коммуникативных умений [2, с. 55].
Проанализировав характеристику коммуникативных умений, которую составила Л.В. Кузнецова, можно отметить, что для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения, как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства для их формирования, соответствующие данному возрасту. На уроках русского языка, к примеру, такими средствами могут выступать: диалоги с учителем, работа с различными текстами, пословицами, загадками; написание изложений, сочинений и т. д. [3, с. 45].
В связи с переходом на личностно ориентированную парадигму обучения и изменением требований к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, изменились подходы, принципы к построению обучения, а вместе с ними сменилась формулировка и содержательное толкование отдельных понятий. Коммуникативные умения стали рассматривать более конкретизировано, подразумевая под «умениями» - «действия» (универсальные учебные действия) [2, c. 34].
В научной и учебной литературе термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 94].
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе.
Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативных учебных действий достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками (Е.В. Гавриленко, Е.А. Зырянова, О.Г. Мишанова и др.).
Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты [5, с. 74].
Результатом овладения коммуникативными универсальными учебными действиями младшего школьника является то, чему должен научиться выпускник начальной школы, а именно:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [5, с. 89].
Коммуникативные учебные действия обеспечивают: участие в коллективном обсуждении проблем, строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, интеграцию в группу сверстников.
Исследованием установлено, что коммуникативные учебные действия отвечают за:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановку вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов; выявление проблемы;
управление поведением партнера;
контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и т. д. [6, c. 50].
Таким образом, анализ научной литературы позволил выявить, что коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.3. Технологические приемы деятельностного подхода
на уроках русского языка
В основу деятельности педагога на уроках русского языка положен деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, в связи с тем, что собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая деятельностного подхода. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Рассмотрим подробнее, что такое деятельностный подход.
Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл [11, с. 67].
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность [10, c. 12].
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе [10, c. 13].
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения:
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Сам процесс учения должен быть творческим.
Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий: - создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
Обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат [11, c. 30].
В процессе систематической работы на уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные действия. Ученики сравнивают, анализируют, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию, координируют различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы, применяемые на уроках русского языка в начальной школе, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
При использовании технологии деятельностного метода на уроках русского языка учащиеся:
Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
Спокойнее, увереннее отвечают у доски.
Умеют аргументировать свои высказывания.
Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости.
Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности.
Склонны к исследовательской деятельности.
У них значительно повышается качество знаний. [12, c. 145].
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.
Использование данного метода позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.
Русский язык нельзя изучать, наблюдая, как это делает кто-то другой. В традиционной форме обучения многие учащиеся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. [15, c. 48-49].
К методам деятельностного подхода относятся:
Уроки исследования.
Проектная деятельность.
Парная форма работы.
Групповая форма работы.
Урок – игра.
Лингвистический эксперимент.
Формирующее оценивание.
Проблемная ситуация.
Уроки - исследования позволяют привить учащимся начальные практические навыки в обращении с экспериментальной установкой, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс. Это в значительной степени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся. Нельзя не отметить и ещё одно: учащиеся развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию, получают возможность расширить и углубить свои знания.
Например:
Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном).
- Давайте проведём исследование: только ли предметы обозначают имена существительные?
- Вслушайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует.
- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева:
Ревела буря,
Дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
-Выпишите существительные, которые отвечают на вопрос что?
-Что обозначают эти существительные? (явления природы)
- Значит, существительные обозначают ещё и явления природы.
2) Урок – исследование по русскому языку на тему: «Обобщение и систематизация знаний о грамматических признаках имени существительного, о словосочетании».
Учитель: «Сегодня мы будем исследовать слово – «человек» в группах. Задача команды изучить слово по данной науке и подготовить ответы на задании.
Учащиеся узнают лексическое значение слова «человек», исследуют словообразование данного слова, морфологию и синтаксис. Также ищут фразеологизмы, в которых есть слово «человек».
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
В рамках урока русского языка проводятся такие проекты, как:
Альбом заданий по разделу науки о языке «Морфология».
Заметки в газету.
Создаем художественный журнал.
Создаем сборник «Орфографические задачи».
Парная форма работы — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
Задание – памятка.
В парах распределите слова в два столбика по вопросам.
1 столбик - выбрать слова, которые отвечают на вопрос «Кто?»
2 столбик – выбрать слова, которые отвечают на вопрос «Что?»
Слова в конверте:
-Аист, озеро, лиса, барабан, стол, рыба, лапа, утка, Нина, кукла.
2) Парная работа при написании проверочных.
Каждому ученику выдается текст диктанта (у всех одинаковый), состоящего из 3 – 5 предложений и карточку – памятку:
Открой конверт и прочитай текст. Выдели орфограммы.
Ученик 1 варианта – читай текст по предложениям своему соседу по парте вполголоса.
Ученик 2 варианта – записывай предложения под диктовку.
Поменяйтесь ролями.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте написание диктанта по контрольным карточкам.
Парная работа при проверке домашнего задания.
Соседи по парте прочитают друг другу свои предложения, которые составили дома и на слух составляют их схемы, а затем проверят работы друг друга.
Упражнения в разборе имён существительных как части речи.
Учитель разъясняет задание и правила работы в парах при взаимопроверке. Дети выписывают слова из упражнения, выполняют их разбор по памяткам, производят взаимопроверку.
Групповая форма работы – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель», где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
Например:
«Ковёр идей».
I этап – понимание проблемы.
– О чём говорится в стихотворении? (о кленовом листе).
– Давайте разделимся на листья-группы:
1 группа – кленовые листья;
2 группа – дубовые листья;
3 группа – липовые листья.
Учащиеся выбирают себе по 1 листику-карточке, тем самым образуются три рабочие группы. Выполняют задания в группах.
Упражнение на выделение приставки. Учитель: – Приставка – великая труженица. В русском языке без нее невозможно обойтись. Хотите убедиться в этом? Давайте вспомним стихи Агнии Барто, которые вам знакомы с раннего детства. Задание: прочитайте отрывок из стихотворения и подчеркните слова, в которых вам встретились приставки.
1 группа: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.
2 группа: Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
3 группа: Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…
4 группа: Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко…
5 группа: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик.
Тема «Однокоренные слова».
Задание: каждой группе даны слова, нужно за 3 минуты выполнить задание по данному алгоритму.
1 группа: вода, водичка, водитель, водный, подводный.
2 группа: липа, липовый, липка, липонька, липучий.
3 группа: сосна, сосняк, сосенка, сосунок.
4 группа: осина, подосиновик, посинеть, осинка.
5 группа: белка, белый, белизна, белила.
Урок - игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации. Основная цель игры – поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Например:
Урок - игра «Диафильм».
Урок знакомства с новой буквой и новыми звуками. Например: "Знакомство с буквой "Зз". Сказка "Золушка".
На уроке дети знакомятся с новой буквой. Для закрепления изученной буквы учитель читает сказку или рассказ, в котором употребляются слова с новой буквой. Предварительно учитель дает задание внимательно слушать рассказ, запоминать слова с новой буквой (или хлопать в ладоши каждый раз, как услышат слово с новой буквой).
Урок - игра «Знаток русского языка».
Урок проводится в форме игры «Знаток русского языка». В ходе урока ученикам даются такие задания:
Закончи фразеологизмы.
Словарь.
Найди и подчеркни предлоги.
Подберите противоположные по смыслу слова (антонимы). Какой частью речи они являются?
Подберите близкие по значению слова (синонимы). Какое слово «лишнее»? Почему?
Отгадай пословицу по 2 словам.
Прочитай «заколдованные слова».
Подбери однокоренные слова.
Кто правильно ответит, тот получает очко. Набравший наибольшее количество очков становится «Знатоком русского языка».
Урок – игра « Клуб знатоков».
Тема урока « Прилагательные». Игра состоит из 7 раундов. На игровом поле с секторами лежат 7 конвертов с заданиями. Крутится юла со стрелкой. Выполняется то задание, на которое указала стрелка. За правильно выполненное задание будет даваться жетон. Кто из участников заработает самое большое количество жетонов, тот и окажется « Знатоком».
Учебный лингвистический эксперимент – один из основных приемов работы над текстом. Широкое и сознательное использование этого приема требует глубокого понимания сущности эксперимента, знания различных его видов. Овладение лингвистическим экспериментом поможет преподавателю правильно выбрать решения в проблемной ситуации, как на уроке, так и вне урока.
Например, такие лингвистические эксперименты:
Учитель или обращается к записанным на доске словам или показывает рисунки с изображением предмета: рука, нога, кусок, дом. Учитель: «Что нужно сделать, чтобы те же самые предметы назвать ласково, указать на небольшой размер предмета? Указать на большой размер, выразить пренебрежительное отношение? Какая часть слова поможет нам в этом?» Составленные детьми слова требуется записать в тетрадь.
Исключение всех прилагательных из текста, с целью определения функции прилагательных. (отрывок из «Бежина луга» И. С. Тургенева). Первичный текст: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когдапогода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
Формирующее оценивание – это оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.
Например:
Светофор.
Если учитель хочет узнать, испытывал ли ученик сложности при выполнении конкретных заданий на уроке, то он предлагает отметить красным цветом самое трудное задание, зеленым – легкое. Возле самого интересного задания, можно нарисовать интересный кружок.
Листы самооценки.
Использование листов самооценки обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание включено и в процесс урока, и в выполнение домашнего задания. Лист самооценки – это таблица, разработанная учителем по каждой теме или разделу. В первом столбце написаны соответствующие предметные умения. Справа ученик ставит условные знаки, оценивая свои умения в начале и в конце урока: «+» (умею), «+» (умею, но допускаю ошибки), «-» (не умею), «!» (трудно), «?» (есть вопрос).
Анкета.
Ученикам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Проблемное обучение – это способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки.
Например:
Определение темы урока на основе анализа слов, записанных на доске:
1. Месяц, сосна, озеро;
2. Светить, расти, плыть;
3. Светлый, зеленый, глубокий.
Учитель: «Догадайтесь, на основе чего слова разделены на группы. (Выслушиваются ответы учащихся.) Что такое части речи? Какие части речи вы знаете?
Тема «Непроизносимые согласные в корне слова».
По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Тема «Слова, которые обозначают действия предметов.
На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Вывод
Коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. В основе формирования коммуникативных УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых результатов.
Систематическое использование на уроках русского языка деятельностного подхода, направленного на развитие коммуникативных УУД, , расширяет кругозор младших школьников и позволяет с точностью выражать свои мысли, более уверенно аргументировать свои высказывания и значительно повышать качество знаний.
Потамошнева Наталья Алексеевна