Научно-исследовательская работа «Моё рабочее место»
Отдел образования администрации
МО «Звениговский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суслонгерская средняя общеобразовательная школа»
Моё рабочее место
Исследовательская работа
Выполнили ученики 2 «А» класса:
Фоминых Анастасия,
Москалёв Марат
Научный руководитель:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Жданова Л.А.
п. Суслонгер
2017г
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.Создание индивидуальных проектов «Мое рабочее место»…………..5
2. Анкетирование учащихся по теме исследования………………………6
3. Изучение мнения специалистов………………………………………….7
4. Практическая работа……………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………….11
Использованные источники и литературы………………………………12
Приложение…………………………………………………………….......13
Введение
Актуальность: Для того чтобы при выполнении домашних заданий не возникало неприятных ощущений, рекомендуется создать дома соответствующую обстановку, то есть правильно оборудовать рабочее место школьника.
В начале учебного года на классном часе мы обсудили тему подготовки домашних заданий. Ведь не секрет, что дело это непростое, но очень важное и обязательное! А ещё надо и ранец на завтра собрать и н-и-ч-е-г-о не забыть: английский, марийский, информатику и математику, музыку, тетрадь по…Есть над чем задуматься второклассникам, у которых 11 школьных предметов, а ещё танцы, музыкальная школа, футбол и так далее.
Дети высказали предположение, что надо иметь правильное рабочее место дома, потому что учёба – это наша работа. У взрослых на работе есть рабочее место, где лежат предметы, необходимые для работы: инструменты, приборы, документы, книги, компьютеры …
Бывают профессии, когда приходится работать и дома: учитель.
Так мы решили выяснить, где и в каких условиях выполняют домашнюю работу ученики нашего класса.
Цель работы: Изучить, каким должно быть рабочее место школьника.
Гипотеза: Рабочее место должно быть удобным, располагать к успешному выполнению домашних заданий, приучать школьника к самостоятельности.
Задачи:
1. Собрать информацию: где и в каких условиях ученики нашего класса выполняют домашние задания:
- у всех ли учеников нашего класса есть личный рабочий стол;
- как организовано личное рабочее место у разных учеников нашего класса;
- используют ли дети свой личный уголок и для других видов деятельности, кроме учебной работы.
2. Собрать информацию о том, каковы физиологические, гигиенические и психологические требования к организации рабочего места школьника.
3. Проверить соответствуют ли рабочие места учащихся нашего класса существующим требованиям.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме;
- интервью с детским врачом, с психологом, с учителями школы, технологом мебельного производства;
- анкетирование;
- создание индивидуальных проектов «Моё рабочее место»;
- практическая работа;
- анализ результатов.
Создание индивидуальных проектов «Мое рабочее место»
На родительском собрании наши мамы и папы тоже обсудили эту тему:
- как помочь своему ребёнку в учёбе;
- как лучше организовать выполнение домашних заданий;
- как воспитывать у ребёнка самостоятельность и ответственность;
- как тренировать память, чтобы ученик не забывал дома школьные принадлежности, учебники и тетради;
- как вырабатывать у детей устойчивую привычку к умственному труду.
Наши родители считают важным, в каких условиях работаем мы, их дети. Родители уверены, что ученику 2 класса необходим личный рабочий уголок. У многих ребят он уже организован.
Из выступлений наших одноклассников мы выяснили, что рабочие уголки есть у всех 30 учеников нашего класса. Это письменный или компьютерный стол, стул, полки, шкафы для учебников и книг. Мы взяли на заметку полезные детали обстановки: настольная лампа, подставка для книг, органайзер для ручек, карандашей, линейки, расписание уроков на видном месте, алфавит, таблица умножения, памятка для школьника. Ребята обратили внимание и на то, как важно, чтобы всё находилось под рукой: на удобной полке, до которой легко дотянуться, или в выдвижных ящиках рабочего стола.
Также мы выяснили, что за рабочим столом ребята любят и поиграть, и помечтать, и кукол поучить. Они очень довольны, что есть отдельное место, где находятся только их вещи, где они чувствуют самостоятельность.
2. Анкетирование учащихся по теме исследования
Чтобы подробнее узнать, как наши одноклассники учат уроки, мы провели анкету.
Из неё мы узнали что:
Рабочий стол:
имеют личный - 8 учеников
делят с братом или с сестрой – 14 учеников
делят с родителями – 7 учеников
учат уроки на общем семейном столе – 1 ученик.
2) Когда ученик садится за уроки, то:
- из комнаты все уходят, он учится в тишине – 13 учеников
- семья занята обычными делами, но телевизор и музыка выключены – 14 учеников
- телевизор работает, все громко разговаривают – 1ученик.
3) Ученик садится за уроки
- всегда в одно и тоже время – 20 учеников
- когда родители заставят – 8 учеников
4) Когда ученик садится за свой рабочий стол, то
- начинает сразу учить или повторять уроки – 13 учеников
- сначала поиграет – 8 учеников
- поучится и поиграет, поучится и поиграет – 8 учеников
Получается, что рабочее место есть у всех, но личное отдельное от семьи только у 8 учеников. К тому же не все ребята учат уроки с охотой, а вот поиграть любят.
3. Изучение мнения специалистов
Каково же мнение специалистов по данной теме?
Я взял интервью у своей бабушки, детского врача Суслонгерской амбулатории Хабибуллиной Наили Гатауловны. «Рабочее место ученику необходимо. Не забывайте о том, что мебель обязательно должна соответствовать росту ребёнка. Это условие формирования правильной осанки. Освещение располагается слева от ребёнка. Мощность лампочки 50 ватт, причём она должна быть прикрыта матовым абажуром».
Чтобы узнать, как мебель должна соответствовать росту, мы обратились к заведующей хозяйством школы Зубковой Марине Геннадьевне. Так мы узнали, что существует специальный документ, указывающий соответствие размеров школьной мебели росту школьников. В классе не все ученики сидят за одинаковыми партами. Есть низкие парты и есть высокие парты (приложение 1).
Изучая литературу для родителей «Мир школьника», мы нашли такое объяснение необходимости соблюдения правил для подбора мебели. «Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника – основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то же время формировала бы правильную осанку, предупреждала бы развитие близорукости и искривление позвоночника».
В этой литературе приводятся немного отличающиеся от ГОСТов таблица
Посадка у ребёнка правильная, если ступни полностью стоят на полу, а сгиб коленей равен прямому углу. В том случае, если стул высок, нужна подставка. Однако колени не должны подпирать стол. Расстояние между краем стола и грудной клеткой кой должно составлять 8-10 см.
Очень полезной и интересной получилась наша беседа с технологом мебельной промышленности Щегловой Натальей Васильевной.
« Основные критерии к школьной мебели – экологичность, безопасность и удобство. Моё мнение, что не стоит «смешивать» компьютерный и письменный стол, лучше создать новую рабочую зону. С высотой стола возникают проблемы, чтобы стол прослужил не пару лет, а значительно больше изготовляют столы, которые можно регулировать по высоте. Стулья регулируются не только по высоте, но и по углу наклона сиденья и спинки. В мебельной промышленности существует таблица размеров мебели и роста ученика. Она точно такая же, как и в школе». Из беседы мы узнали о новых моделях школьной мебели для дома. Это, например, комплект растущей мебели ДЭМИ: парта + стул + приставка (для компьютера) или ортопедические парты КОМФОРТ.
4. Практическая работа
Интересно соответствует ли мебель для учёбы дома тому, что мы узнали?
Мы провели измерительную работу:
измерили рост всех учеников нашего класса;
дали задание одноклассникам измерить дома высоту своего письменного стола и высоту сиденья стула;
собрали данные и составили таблицу (приложение 2);
проверили соответствует ли мебель росту ученика
Например: рост Фоминых Насти 135 см. Должен быть стол высотой от 58 до 62см и стул высотой от 34см до 38 см. В реальности стол 76 см и стул 52см. Вывод: не соответствует.
Настя объясняет, что за этим письменным столом занимается также и старший брат, и родители, но стул - трансформер. Он регулируется по высоте. Соответствует.
Рост Москалёва Марата 135 см. Должен быть стол высотой от 58 до 62см и стул высотой от 34см до 38 см. В реальности стол 77 см и стул 44см. Не соответствует.
Марат объясняет: «Обратите внимание на фотографию. У стола имеется специальная подставка для ног. Можно проверить и расстояние от стола до глаз. Ставлю локоть на стол, кончики пальцев находятся около глаз. Соответствует».
Результат проверки удивил нас:
- мебель дома соответствует росту ученика – 2 ученика
- мебель дома не соответствует росту ученика – 28 ученика.
К чему это может привести? К искривлению позвоночника, нарушению зрения.
Можно ли исправить несоответствие мебели росту ученика? Можно. Надо сделать подставку для ног, отрегулировать высоту стола, а ещё лучше пробрести школьную парту для дома, регулируемую по высоте.
Также я взяла интервью у психолога нашей школы Хадиевой Светланы Васильевны.
- Нужно ли ученику иметь своё личное рабочее место дома?
- Да, безусловно, нужно, так как у каждого человека, а у ребёнка в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы. Только помните такое правило: этот стол для учёбы, играть лучше в другом месте. Нельзя чтобы на полках стояли любимые яркие игрушки, потому что они будут вас отвлекать. Везде должен быть порядок, тогда ученик сможет успешно выполнять подготовку домашних заданий».
Теперь понятно, почему дети вместо уроков начинают играть, а затем уже не могут остановиться, отодвигая выполнение домашних заданий как можно дальше. Занятия, не успев начаться, начинается игра. Чтобы избежать этого, следует завести строгое правило: до начала занятий со стола убирать всё, что не имеет к ним отношения.
К сожалению не все этим правилом пользуются. На фотографиях видно, что у многих ребят рабочее место организовано неправильно.
Заключение
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. У школьника должно быть постоянное место для занятий, лучше всего отдельный стол, так как у каждого человека, а у ребёнка в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место для работы.
2. Рабочее место школьника должно быть удобным, то есть соответствовать гигиеническим требованиям к мебели и к освещению.
3. Чтобы постоянное место работы помогало выработать привычку к собранности и к быстрой мобилизации для начала занятий, лучше чтобы ученик не делал тут других дел, не требующих внутреннего сосредоточения. Нельзя, чтобы на столе и на полках стояли игрушки, яркие книги и фотографии.
4. Небесполезно установить четкий постоянный порядок на рабочем столе, не меняющийся день ото дня, причём поддерживать его обязан сам ученик.
Практическая значимость исследования:
Собранный материал можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, для выступления на родительских собраниях. А результаты практической работы помогут ученикам нашего класса и их родителям исправить недочёты и привести рабочие места в соответствие c нормами.
Список использованных источников и литературы
1. Библиотека для родителей. Мир детства, Младший школьник. Составители: А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Москва «Педагогика» 1997г.
2. Ваш ребёнок. Под редакцией И.И.Гребешевой. Москва Медицина 1995г.
3. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Тридцать уроков здоровья. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2003г.
4. http://www.dami.ru/products/transformiryiemaya-mebel/party/
Приложение 1
Размеры мебели и её маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста в см | Высота над полом крышки края стола, обращённого к ученику по ГОСТу 11015-93 в см | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 в см |
1. | 100-115 | 46 | оранжевый | 26 |
1. | 115-130 | 52 | фиолетовый | 30 |
1. | 130-145 | 58 | жёлтый | 34 |
1. | 145-160 | 64 | красный | 38 |
1. | 160-175 | 70 | зелёный | 42 |
1. | Свыше 175 | 76 | голубой | 46 |
Приложение 2
Таблица результатов практической работы
№ п/п | ФИ ученика | Рост ученика см | Высота стола см | Высота сиденья см | Выводы |
Антонов Артём | 129 | 74 | 42 | Не соответствует | |
Ахметова Алина | 125 | 76 | 44 | Не соответствует | |
Бедексеев Женя | 124 | 75 | 43 | Не соответствует | |
Валько Маша | 120 | 68 | 45 | Не соответствует | |
Головёшкина Ульяна | 126 | 74 | 44 | Не соответствует | |
Гуро Никита | 130 | 70 | 43 | Не соответствует | |
Иванов Дима | 121 | 74 | 45 | Не соответствует | |
Липатникова Женя | 127 | 73 | 45 | Не соответствует | |
Мазуков Серёжа | 132 | 72 | 43 | Не соответствует | |
Мальцева Соня | 130 | 71 | 43 | Не соответствует | |
Мартынова Софья | 135 | 75 | 45-57 | Не соответствует | |
Меркушев Костя | 129 | 75 | 55 | Не соответствует | |
Москалёв Марат | 135 | 77 | 44 | Не соответствует1 | |
Никифоров Костя | 135 | 63 | 33 | Не соответствует | |
Николаев Ваня | 126 | 84 | 44 | Не соответствует | |
Павлова Полина | 127 | 40 | 20 | Не соответствует | |
Пахомов Максим | 128 | 73 | 50 | Не соответствует | |
Петров Артём | 122 | 75 | 45 | Не соответствует | |
Проскурина Настя | 131 | 80 | 44 | Не соответствует | |
Пурцакин Вова | 129 | 76 | 65 | Не соответствует | |
Рябкова Юля | 129 | 79 | 64 | Не соответствует | |
Рязанова Диляра | 135 | 101 | 72 | Не соответствует | |
Ульянов Кирилл | 130 | 72 | 44 | Не соответствует | |
Фоминых Настя | 135 | 76 | 52 | Не соответствует2 | |
Хлебников Костя | 132 | 70 | 60 | Не соответствует | |
Царегородцева Василина | 122 | 72 | 43 | Не соответствует | |
Чебыкин Данил | 124 | 75 | 50 | Не соответствует | |
Эресман Сергей | 130 | 72 | 47 | Не соответствует | |
Яковлев Максим | 138 | 75 | 45 | Не соответствует | |
Яковлев Серёжа | 135 | 74 | 49 | Не соответствует |
1 Имеется подставка для ног, соответствует нормам
2 Стул регулируется по высоте, есть подставка для ног, соответствует нормам
14