12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь
3

Наука путешествовать. Образовательное путешествие в Санкт-Петербург. Путешествие первое.

«Наука путешествовать. Образовательное путешествие в Санкт-Петербург. Путешествие первое».

В первое образовательное путешествие с восьмым классом мы отправились в Санкт-Петербург. Нам предстояло познакомиться с этим городом. Почему Санкт-Петербург? Более двухсот лет Санкт-Петербург был столицей российского государства. Здесь создавалась история страны, располагались не только органы управления государством, памятники, повествующие о царствовании всех русских императоров и т.д., но и в этом городе проживали герои литературных произведений, с которыми юным путешественникам предстоит познакомиться. Во многих произведениях 19-20 вв. действие происходит в городе Санкт-Петербург. Это «Станционный смотритель» (Самсон Вырин приезжает в Санкт-Петербург, чтобы забрать Дуню домой) (7 класс), «Медный всадник» (7 класс), и «Капитанская дочка» (встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Летнем саду») (8 класс) А.С. Пушкина, и «Бедные люди» Ф.М. Достоевского (8 класс по программе Б. Ланина), и «Шинель» Н.В. Гоголя (8 класс), «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (9 класс), «Невский проспект» Н.В. Гоголя (10 класс), «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (10 класс), А. Ахматова, Н. Гумилёв и др. (11 класс). И участник путешествия должны сами почувствовать и решить: город - это фон, на котором разворачивается действие или действующее лицо, прямой участник событий, происходящих в том или ином произведении? Чтобы и город стал детям ближе и понятнее, и ближе и понятнее стали герои произведений, которые жили в этом городе, они должны самостоятельно ИЗУЧИТЬ объекты, связанные с тем или иным произведением, приобрести опыт освоения этих объектов. Цель этих маршрутов – погрузить в атмосферу, в которой жили герои произведений.

Знакомство с любым городом начинается с того, что надо вглядеться в его «лицо»: рассмотреть здания и памятники, пешком пройтись по площадям и проспектам, осваивая особенности планировки, понаблюдать за повседневной жизнью улиц. И вглядываясь в «каменные лики» города убеждаешься, что что он может рассказать не только о своей истории, но и о людях, которые проживали и проживают в этом городе. Судьбы людей, громкие и малоизвестные события, надежды и ожидания, повседневные тревоги и заботы, передающиеся от поколения к поколению традиции и обычаи, - всё это находит в отражение в облике города. Как увидеть за каменным фасадом Санкт-Петербурга его истинное лицо? Как научиться читать «каменную летопись»? Как понять смысл «городских иероглифов»? Как понять Душу Города? На эти вопросы предстояло ответить школьникам.

Как услышать, о чём «рассказывает» Санкт-Петербург?

Используя карту Санкт-Петербурга, участники путешествия должны были найти объекты, предложенные для исследования, рассмотреть их: планировку, расположение в городском пространстве; находящиеся на них таблички и указатели, знаки и символы; декоративные детали; если возможно, исследовать внутренние интерьеры зданий; зарисовать или сфотографировать наиболее яркие «говорящие» детали.

До приезда в Санкт-Петербург учащиеся уже прочитали роман в письмах Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

Петербург в «Бедных людях» - это город далеких окраин, город бедняков. Варенька с родителями живет в деревянном домике на Петербургской стороне, после смерти отца перебирается с матерью на Васильевский остров, и, лишь похоронив мать, поселяется в доме, набитом бедными семьями, вблизи Фонтанки. Во дворе дома, напротив Вареньки, проживает и Макар Девушкин. Упоминается в романе и Выборгская сторона - в те времена также жалкая окраина.

В "Бедных людях" Достоевский развернул перед читателем подробное описание жилищ петербургской бедноты. Можно ясно представить себе всю в "бальзаминчиках" и "гераньках" комнатку Вареньки Доброселовой и угол в чадной кухне за перегородкой, который Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. "Вообразите, примерно, - пишет Девушкин Вареньке, - длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег. Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые, чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный. Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин учитель живет". Отвратительна лестница доходного дома, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою "комнату":". винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной. одним словом, нехорошо".

Ученики воочию увидели дома-колодцы, где могли проживать герои романа, заходили в подъезды домов, поднимались по узким лестницам на верхние этажи дома.

Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты. "Когда я поворотил в Гороховую,-рассказывает он, - так уж смерклось совсем и газ зажигать стали. Я давненько-таки не был в Гороховой, - не удавалось. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит, и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны, и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили".

Макар Девушкин горько задумывается о несправедливости, которая царит вокруг. Одни живут "в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, которая, по нужде, за квартиру считается", а другие "тут же, в этом же доме, этажом выше или ниже", живут "в позлащенных палатах", - размышляет он.

На Гороховой улице (центр Санкт-Петербурга) также побывали юные путешественники, на Невском проспекте. На этом маршруте у них было особенное задание:

Найти одно из знаменитых зданий петербургского модерна, под крышей которого оказались и магазин, и театр. Что особенного в облике этого дома? Как архитектурное оформление рассказывает о хозяевах этого дома?

Знаменитый русский гастроном – «Магазин Купцов Елисеевых», является украшением Невского проспекта. Это здание стоит в самом центре города, напротив Екатерининского садика и Александринского театра, на углу Малой Садовой и Невского проспекта. Построено по проекту архитектора Гавриила Барановского в стиле модерн.

Фасад здания украшают 4 скульптуры: промышленность, наука, искусство и торговля (скульптор Адамсон). Богатое оформление сразу выделяет здание из окружающей застройки. Скульптурное оформление – это не только символы наступившего нового века, это образ того что лежит в основе процветания рода Елисеевых: использование последних достижений промышленного производства, постоянное расширение торговых оборотов, применение научных знаний, покровительство искусству.



Найдите храм, описанный в стихотворении Осипа Мандельштама:



На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, —
И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.


А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме, — ну, так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь.


И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле, беспомощный, прижат!

Путешественникам дано было задание сравнить Казанский собор с расположенным неподалёку, на канале Грибоедова, храмом Спаса-на-Крови) Дать собственный комментарий стихотворным строкам О. Мандельштама.

По окончании путешествия учащиеся, готовясь к защите дня. Защита дня – это не отчёт о работе или последовательность изложения того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Защита строится как проблемное обсуждение. Ученикам было предложено изложить свой взгляд на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе:

Что могут значить названия городских площадей, улиц, откуда они появились?

Какие особенности городской планировки характерны для Петербурга?

О чём могут рассказать исследуемые объекты?

В чём заключается своеобразие облика Санкт-Петербурга?

Защита подводит черту под конкретным путешествием. Но не является его окончательным итогом. Каждое путешествие имеет продолжение. В девятом классе нас ждёт Петербург Онегина, в десятом – Раскольникова, в одиннадцатом – Ахматовой.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.