12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукутова Ирина Ильинична33

Навык письма – трудности обучения.

Письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

а) техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

б) графическими – правильно изображать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;

в) орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Овладение этими группами навыков является основой грамотного письма и хорошего почерка. Психологи предупреждают: неразборчиво написанные слова не запоминаются.

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Какие же критерии плохого усвоения письма (трудностей письма) может использовать учитель? Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп участников? Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся):

- нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности (нарушении) определенной высоты, протяженности (ширины) и наклона букв. Назовем эти нарушения искажением почерка;

- неусвоение написания букв, неправильное написание букв;

- несоответствие фонематического написания букв, недописывание букв, слогов;

- очень медленный темп письма;

- тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.

Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудностях усвоения навыков, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может отмечаться искажение почерка, неправильное написание букв, тремор, очень медленный темп.

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

1) детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения типа дислалии, косноязычия в школьном возрасте (часто эти дети посещали логопедический детский сад);

2) детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха;

3) детей, у которых намечаются или развиваются в течение первого году обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние);

4) леворуких детей при переучивании;

5) детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

В традиционной методике каллиграфии имеется большое количество упражнений для развития двигательных и зрительных анализаторов. Особый интерес представляют упражнения, рекомендованные в пособии Д. А. Писаревской «Почерк. Исправление почерка» (1928г.). В брошюре дан курс лекций по исправлению почерка. Автор считает, что правильным письмом строчных букв называется такое письмо, которое соответствует следующим требованиям:

- все буквы строчного алфавита должны занимать по своей вышине одинаковое расстояние;

- расстояние между элементами должно быть одинаковым;

- наклон каждого из элементов должен быть абсолютно одинаковым, соединительные линии между элементами и буквами должны быть параллельными друг другу;

- прямая палочка должна быть абсолютно прямой, с равной толщиной от начала до конца;

- закругление палочки должно совершаться в самом углу.

Причинами плохой каллиграфии являются:

1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради).

2. Леворукость.

3. Плохое развитие мелких мышц пальцев.

4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.