12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич26343
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл.

Тема: «Наводнения, их характеристика и последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений». // 7 класс //

Цели:

  • углубить и расширить знания по данной теме;
  • формировать умения действовать при наводнениях, научить проектировать предстоящую деятельность по выходу из ЧС;
  • развивать навыки совместной деятельности в группе.

Вид урока: комбинированный.

Вопросы урока:

Классификация и характеристика наводнений.

Последствия наводнений.

Действия населения при угрозе и во время наводнений.

Учебно-материальное обеспечение: ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, экран), карточки с тестами для индивидуальной и групповой работы, карточки контроля на каждого ученика, памятки, рисунки учащихся, плакат «Действия населения при наводнении».

Подготовительная работа: учащиеся заранее выполняют рисунки по теме «Наводнение», которые вывешиваются на доске.

План урока.

Организационный момент (3 мин).

Проверка д/з (10 мин).

Изучение нового материала (12 мин).

Самостоятельная работа с блок-схемой (5 мин).

Работа с тестами (5 мин).

Закрепление (3 мин).

Подведение итогов (2 мин).

Просмотр мультфильма (5 мин).

Ход урока.

Организационный момент:

рапорт дежурного о готовности класса к уроку и явке учащихся,

проверка наличия необходимых принадлежностей,

сообщение темы и ее актуальность (постоянно видим по телевизору; наводнение в Таиланде, Индонезии в 2004 г. унесло жизни почти 300 тыс. чел., среди которых мирные жители и туристы), постановка задач, доведение плана предстоящей на уроке работы,

раздача индивидуальных карточек контроля и памяток,

домашнее задание: п.п. 2.5, 2.6, конспект, вопросы на с. 25, памятки, и/з (ситуации), информация со стенда.

Проверка домашнего задания:

а) смотр рисунков (каждый учащийся дает комментарии к своему рисунку; делается общий вывод о том, что во многом спасение людей при наводнениях да и других ЧС зависит от их знаний и умелых действий),

б) фронтальный опрос (по заданным на дом параграфам и на повторение):

Автор специальной шкалы оценки магнитуд при землетрясении (Рихтер).

Страна, в которой был изобретен первый прибор, предупреждающий о землетрясении (Китай).

Прибор, определяющий возникновение землетрясения (Сейсмограф).

Город на о. Сахалин, разрушенный землетрясением в 1995 году (Нефтегорск).

Мера общей энергии сейсмических волн (Магнитуда).

Стихийное бедствие, занимающее первое место по наносимому им экономическому ущербу (Землетрясение).

Быстрое отделение и падение масс горных пород на крутом склоне (Обвал).

Характеристика оползня, в большой мере определяющая его опасность (Скорость).

Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону (Оползень).

Мероприятие по спасению населения при угрозе возникновения ЧС (Эвакуация).

Как называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, в результате ветровых нагонов, прорывов плотин и т.п.? – наводнение.

Каковы причины наводнений? /интенсивные осадки, снеготаяние, прорыв плотин, цунами/

Как называют образование ледяного покрова на реке, озере? – ледостав.

В каком произведении А. С. Пушкина описывается наводнение, произошедшее в Санкт-Петербурге в 1824 году? – «Медный всадник».

Как называется скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в сужениях реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше ее русла? – зажор.

Назовите опасные ветровые метеорологические явления. – ураган, буря, смерч.

В чем измеряют скорость ветра? – в м/с.

Какой ученый разработал шкалу для оценки силы ветра? – английский адмирал Френсис Бофорт.

Как называют атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли (воды)? – смерч (торнадо).

Как называют подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и передающиеся на большие расстояния. – землетрясения.

Назовите наиболее пожароопасный сезон года. – лето.

Перечисленные выше ЧС носят природный или техногенный характер? – природный.

Примечание: курсивом выделены вопросы, обеспечивающие межпредметные связи.

Изучение нового материала (используется компьютер и диск с методическими материалами, плакат на магнитной доске):

наводнение (видео)

классификация наводнений (схема)

зоны возможных наводнений в России (карта)

последствия наводнений (фото)

подтопление (фото)

затопление (фото)

первичные последствия наводнений (схема)

вторичные последствия наводнений (схема)

меры по уменьшению потерь от наводнений (схема)

действия при внезапном наводнении (картинка)

что делать после спада воды? (схема)

что делать после наводнения? (схема)

Далее – по плакату «Действия населения при наводнении».

Самостоятельная работа с блок-схемой:

Учащиеся самостоятельно изучают блок-схему «Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации» на цветной вклейке учебника (стр. 85).

Работа с тестами:

Учащимся предлагается выполнить следующие задания тестового характера, после чего происходит взаимопроверка при помощи данного каждому проверяющему ключа (тесты дифференцированы по уровню сложности).

Тест № 1.

Укажите, какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации во время внезапного наводнения:

а) плыть по течению в сторону, где имеются возвышенности;

б) для эвакуации применять плот из подручных средств;

в) эвакуироваться в ближайшее безопасное место;

г) эвакуироваться тогда, когда уровень воды станет резко подниматься;

д) эвакуироваться только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания;

е) самоэвакуацию проводить только в случае угрозы вашей жизни.

Ответ: б, в, д, е.

Тест № 2.

Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности:

а) подавать сигналы, которые позволяют вас обнаружить;

б) быстро занять ближайшее возвышенное место;

в) остаться на месте до схода воды;

г) ждать спасателей.

Ответ: б, в, а, г.

Тест № 3.

Что надо делать при заблаговременном оповещении о наводнении? Определите из предложенных вариантов очередность ваших действий:

а) выйти из здания;

б) перенести на верхние этажи (чердак) ценные вещи;

в) направиться в эвакуационный пункт;

г) укрепить окна, двери нижних этажей;

д) запастись пищей и водой в герметичной таре;

е) включить телевизор, радио, прослушать сообщение штаба ГО и ЧС;

ж) взять необходимые документы и вещи;

з) отключить газ, воду, электричество.

Ответ: е, з, д, б, г, ж, а, в.

Тест № 4.

Какие существуют способы (меры) по уменьшению ущерба от наводнений?

а) ликвидация деревьев и кустарников на берегах рек;

б) высаживание лесозащитных полос в бассейнах рек, сохранение прибрежной кустарниковой растительности;

в) специальная обработка склонов, устройство прудов и водохранилищ для перехвата талых и дождевых вод;

г) регулирование паводочного стока рек с помощью водохранилищ.

Ответ: б, в, г.

Вопросы для закрепления:

Каковы последствия наводнений? /гибель людей и животных, разрушение или повреждение зданий и сооружений, утрата материальных и культурных ценностей, нарушение хозяйственной деятельности, гибель урожая, смыв плодородных почв, изменение ландшафта/

Что характерно для малых наводнений? /с. 17 учебника: более частая повторяемость, охват небольших прибрежных территорий, малый вред с/х угодьям, незначительный ущерб, слабое влияние на ритм жизни населения/

Как называется сигнал, оповещающий об опасности? В чем он состоит, и какие действия необходимо предпринять? /«Внимание всем!», является предупреждением о надвигающемся стихийном бедствии или ином действии. Представляет собой данный сигнал завывание сирен и прерывистые гудки предприятий. Для оповещения используются все средства: проводной, радио- и телесвязи. Услышав данный сигнал, надо немедленно включить радио, телевизор и прослушать сообщение районных властей или штаба ГОЧС/

Когда необходимо самостоятельно выходить из зоны затопления? /лишь в безвыходных ситуациях, когда надежды на прибытие спасателей нет/

Чего следует остерегаться после спада воды? /порванных и провисших проводов, побывавших в воде продуктов, возможных опасностей в жилище: запаха газа, неисправности электропроводки, водопровода/

Учитель подводит итоги урока, указывает на недостатки. Выставляются оценки на основании индивидуальных карточек контроля.

Просмотр мультфильма «Тревога в лесу».

Приложение № 1.

Индивидуальная карточка контроля Фамилия __________________ Дата __________

Задание

Своя оценка

Оценка класса

Итоговая оценка учителя

Примечание

Рисунок

           

Опрос

           

Тест

           
Результат            

Приложение № 2.

ПАМЯТКА

для разработки плана действий по выходу из ЧС

Вспомни, что ты знаешь о данной ситуации (причины возникновения, основные последствия).

Сформулируй для себя цель предстоящей деятельности (что должно быть получено в результате конкретной работы). Цель – спасение себя, своих близких, минимизация ущерба.

Продумай возможные варианты развития ЧС.

Постарайся разработать несколько способов действий по выходу из ЧС.

Определи для себя наиболее удобный (оптимальный) способ.

Подбери необходимые средства (предметы, вещи, оборудование и пр.), которые смогут быть необходимы тебе при выходе из ЧС.

Разработай подробный проект своих действий с учетом выбранных средств.

Мысленно пройди все пункты проекта, проанализируй свои действия и внеси (если нужно) в него изменения.

Приложение 3.

Практическая ситуация № 1.

Ваш дом попал в зону затопления, и вам пришлось спасаться на чердаке дома. Вода все не убывает. Составьте проект ваших действий по выходу из создавшейся ситуации.

Практическая ситуация № 2.

Находясь дома, по радио вы услышали сообщение о том, что через два часа вашему району угрожает наводнение. Составьте план своих действий и обоснуйте его.

Опубликовано


Комментарии (3)

Нагорная Светлана Петровна, 10.02.16 в 12:44 5Ответить Пожаловаться
Урок хороший. Одно примечание: в начале описания изучения нового материала просто перечислены виды работ, а как одёт взаимодействие с обучающимися там не отражено
Елена Владимировна, 25.03.17 в 05:56 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваш материал. Желаю победить в конкурсе.
Елена Владимировна, 25.03.17 в 05:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваш материал. Желаю победить в конкурсе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.