Занятие на тему «Урок культурного поведения»
Тема: Урок культурного поведения
Цель: Уточнить и расширить представление детей о культуре поведения человека, осознанной необходимости использования правил культурного поведения в жизни.
Задачи: - Уточнить и расширить представление уч-ся о хороших манерах, правилах поведения и этикета.
- Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
- Развивать познавательный интерес, расширять кругозор учащихся.
- Воспитание нравственных основ культуры поведения.
- Развивать навыки работы в сотрудничестве.
Форма проведения: игра
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, листы с картинками для групповой работы, индивидуальные листы на печатной основе
Межпредметные связи: связь с жизнью, литературой, историей, театральной деятельностью
Ход урока
этап. Организационный момент. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы |
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы |
Ожидаемые результаты (Формирование УУД и личностных результатов) |
Проверка готовности детей к уроку. Приветствие детей. Эмоциональный настрой: - Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. |
Приветствуют гостей. |
Р. Подготовка к работе на уроке, самоорганизация |
-Ребята, я для вас сегодня приготовила сюрприз. |
Ученики смотрят сценку: Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя. В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть. Девочка поморщилась и сказала строго: – Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста? – Когда папа Карло, а когда никто. –Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны. |
П. В процессе просмотра сценки рассказа извлекают необходимую информацию, делают выводы |
- Чему была возмущена Мальвина? - Почему так себя повел Б? - Вы правы, он не знает элементарных правил поведения, ему не хватает воспитания. |
(Не сидит за столом прямо, ест,не прожевывая, большими кусками, ест руками, пьет из кофейника, проливает кофе на скатерть. Потому что его никто не воспитывал. Он не культурный. Не знал правил поведения. |
П. Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
2 этап. Вводная часть.
- Чему же мы посвятим наше занятие? - Действительно воспитание это не только правила поведения за столом, а еще …? - Так давайте же вспомним все эти правила, которые так необходимы нам в жизни и познакомим с ними Буратино. - Для решения этой задачи вы уже разделились на 4 команды. Вы в своих командах будете выполнять разные задания, 2 мин вы будете обсуждать эти задания, а затем капитаны команд выступят с ответом. |
Посвятим наше занятие воспитанию Б.
В классе, на улице, общественных местах. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
3 этап. Основная часть.
1задание -Ребята, у вас на столах лежит конверт, откройте его, достаньте - Рассмотрите картинки, обсудите в группе и решите, где дети ведут себя правильно, объясните свой выбор классу. 1 группа Культура поведение за столом - Мы с вами в школе тоже ходим в столовую. Какие правила поведения за столом вы соблюдаете?
2 группа Культура поведение в транспорте - Мы с вами тоже много совершаем поездок на транспорте. Какие правила поведения в транспорте вы соблюдаете?
3 группа Культура поведение в театре - Мы с вами тоже много раз смотрели спектакли. Какие правила поведения вы соблюдаете там?
4 группа Культура внешнего вида - Что отличает вас, как школьников, от других групп людей? -Итак, воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда: он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. |
Ученики выполняют коллективное задание в 4 группах и представляют результаты своей работы: 1 группа Мы выбрали 1 картинку. Культура поведение за столом Дети ведут себя за столом правильно. Они пользуются столовыми приборами, а не руками как на другой картинке. Не размахивают руками, не кладут их на стол, пользуются салфетками. Стол у них чистый. · Не разговаривай, когда ешь, старайся кушать беззвучно. · Из блюда бери ближний к себе кусок, не выбирай. · Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой. · Не откусывай больших кусков. ·Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим. · Не сиди боком к столу – это некрасиво. · Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол. 2 группа: Культура поведение в транспорте Мы выбрали 2 картинку, на ней дети ведут себя правильно. Сидят, ни кому не мешают. · При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым. • Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке. • Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам. • В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других. • Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол. • Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят. • Если нужно взять билет, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом. 3 группа: Культура поведение в театре У нас дети в театре. Мы выбрали 1 картинку. Дети смотрят представление, не разговаривают, не едят. Они хорошо одеты. С собой они принесли цветы для артистов. · При входе в зал мальчик пропускает девочку вперед. · Нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать. Нельзя выходить в буфет и туалет во время представления – ты мешаешь смотреть спектакль. • Нельзя оставлять мусор на сиденье или бросать его на пол. • Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят. 4 группа: Культура внешнего вида Мы считаем, что верная 1 картинка. Ученики рассуждают: - Мы знаем, что нельзя ходить на уроки неопрятным, а также в спортивной одежде. Спортивная одежда уместна только на уроках физической культуры. В магазинах, банках служащие и продавцы ходят в специальной одежде. В театр или в гости мы тоже одеваемся по-особенному, нарядно. Мы ходим в строгой одежде и в жилетках. |
Пр. Проверяют свои знания полученные ранее. |
- Мы двигаемся дальше. - Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. 2 задание - Я предлагаю вам вспомнить известные вам пословицы или открыть для себя новые. -Соберите пословицу из рассыпанных слов. Зачитайте пословицу и объясните, чему она нас учит. У себя как хочешь, а в гостях – как велят. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Когда я ем, я глух и нем.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит. |
(Ученики в ходе групповой работы собирают пословицы из рассыпанных слов)
Дома можно вести себя свободно, но выходя из дома мы все должны соблюдать правила поведения. Всегда старайся, чтобы твоя одежда была чистой и к месту – правильно подобранной. Во время еды не отвлекайся на посторонние предметы и не разговаривай – это вредно для здоровья. Добрые, разумные слова, поступки, улыбка, идущие от сердца, дают человеку великую силу - тебе становится теплее, радостнее, светлее. |
|
3 задание Инсценировка в группах по ситуации. Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться. Вам дана ситуация, обыграйте ее. 1 группа Ты идешь и видишь, как твоему однокласснику расстегнули портфель и убежали. Как ты поступишь? 2 группа После звонка ты выбегаешь из класса и нечаянно задеваешь парту. Ручки и карандаши выпадают из пенала, рассыпаются. Твои действия. 3группа После тренировки, уставший, ты едешь в троллейбусе. Ты удобно расположился на сиденье. На остановке входит пожилой человек. Как ты поступишь?
4 группа Тебе срочно нужно обратиться к учителю, но в этот момент она разговаривает с другим человеком. Твои действия. - Итак, только добрые слова и поступки поднимают настроение, делают человека добрее, душевнее. |
Я подойду и застегну портфель. Скажу обидчику: «Это нечестный и некрасивый поступок, потому что он обижает человека. Больше так себя не веди» Я соберу упавшие предметы и расскажу обо всем товарищу: «Извини, твои ручки рассыпались по моей вине, но я их поднял. Посмотри, всё ли на месте» Я посочувствую ему, предложу этому человеку присесть: «Пожалуйста, садитесь» Улыбнусь, для того, чтобы человеку со мной было хорошо, легко и радостно. Я подойду к учителю, извинюсь, что отвлекаю и обращусь с просьбой: «Марья Семеновна, извините, что отвлекаю Вас, … |
Р. Систематизируют свои знания, заполняя новой информацией рабочие листы. |
4 задание. - Выберете правило, соответствующее картинке.
-Что мы видим? - А вы как разговариваете по телефону? - Что делают ребята? - Что необходимо, чтоб примирить ссору? - Какие слова нам помогут? |
Пользуйся вилкой или ложкой Будь вежлив, здоровайся со взрослыми первым. Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам. Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом. Не перебивай во время разговора. Не подарок дорог, а внимание. Умей вежливо разговаривать по телефону. Не оставляй после себя мусор. Общение по телефону. Они ссорятся. Подобрать добрые слова |
|
Ещё 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчёркивал, что он будет остерегаться огорчать людей. 5 задание. - Расскажи, какие слова ты используешь, чтобы помириться со своим другом. -Ребята, а почему эти слова называют волшебными: в чем их сила? - Какие ещё правила нужно соблюдать, чтобы тебя хорошо понимали все те, кто живет рядом с тобой? |
Извини, пожалуйста, давай мириться; мне очень стыдно; я дорожу нашей дружбой; больше не будем ссориться; я сожалею о сделанном; прошу прощения. Если сказать «пожалуйста» то с тобой поделятся или что-нибудь дадут поиграть. Если сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья.) · Выражай свои мысли кратко, точно и понятно. · Будь вежлив как в словах, так и в поступках. · Никогда не давай прозвища и клички товарищам. · Культура человека – в умении слушать. |
4 этап. Заключительная часть.
- Давайте подведем итог нашему занятию. -Что нового вы узнали сегодня? -Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча? -Поделитесь своими мыслями и чувствами. -Чему научился Б?
-Какие качества необходимы, чтобы вас уважали окружающие, чтобы вами гордились родители? -Вы закончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми, знающими правила культурного поведения и выполняющие их. |
Что значит «культурное поведение»; как надо и как не надо себя вести, как выработать культуру поведения. Нужно правильно и красиво вести себя, быть вежливым и предупредительным со старшими, понимать, что прилично и что не прилично делать в той или иной ситуации. Например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться в друзья и знакомые. Внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, приветливость, уважение к старшим, предусмотрительность, ответственность за свое поведение, воспитанность.
Дети исполняют финальную песню и получают подарок -закладку. |
Подарок- закладка (буклет)
1сторона 2 сторона
Путевой лист для 1 группы (распечатывается на лист с 2х сторон и складывается книжкой)
Шарандина Валентина Владимировна
Богданова Татьяна Николаевна