12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костина Ольга Александровна106
Стаж 40 лет.
Россия, Санкт-Петербург

 

Цели: ознакомить учащихся с зонами большого скопления народа и возможными опасностями в этих зонах; учить правилам безопасного поведения в толпе.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка знаний.

Сообщение темы урока (учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетради).

- Учитель: Расскажите, где вы бываете с родителями в праздничные и выходные дни? (учащиеся по-очереди перечисляют места семейного отдыха и прочие публичные места, а учитель фиксирует их на доске).

- Кино, театр.

- Музеи, выставки.

- Центры досуга и развлечений.

- Стадионы.

- Парки.

- Демонстрации, салют.

- Метро.

- Гипермаркеты.

- Психолог: Все перечисленное – это места большого скопления народа. Сегодня мы будем говорить об опасностях, которые угрожают человеку в местах большого скопления народа. Будем учиться правильно вести себя, оказавшись в толпе, не поддаваться панике.

Работа по теме урока.

- Учитель: Пребывание в большом городе бывает опасней, чем в безлюдных и диких местах далеко от цивилизации. Город наполнен различным транспортом, в частности метро. Давка в «час пик» - время отпраления на работу и возвращения с нее, возникает ежедневно и сравнима с давкой на стадионах, рынках, в очередях.

- Вспомните, кто из вас хоть раз оказывался в толпе?

- Расскажите о своих чувствах и действиях.

Сотни и тысячи людей собираются на ограниченной территории, когда происходят митинги, массовые культурные мероприятия, шествия и демонстрации. Толпа представляет собой сложный, весьма противоречивый, неуправляемый «биологический организм», действующий по своим законам и не обеспечивающий безопасность участников.

- Психолог: Практически каждый человек непроизвольно подчиняется непреодолимой силе толпы. У него проявляется несвойственная ему ранее агрессивность (пояснения), меняются характерные черты личности, т. е. из труса он может превратиться в героя, из слабого – в сильного, так как под прикрытием толпы ему кажется, что он может остаться безнаказанным за свои действия. Но это на время, пока действует психология толпы. Человек под воздействием толпы склонен к произволу (пояснения), свирепости, вплоть до убийства другого человека. Толпа подобна стихийному бедствию или техногенным авариям, которые внезапно возникают и приносят иногда непоправимые последствия (вред здоровью, травмы различной тяжести и т. п.). Особо опасно – поддаваться панике (пояснения).

- Учитель: Ученые США провели исследования и выделили основные характерные черты поведения людей, поддавшихся панике толпы:

паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делаются никакие попытки противодействия);

направление бегства при панике не является случайным (выбор знакомой дороги или той дороги, по которой бегут остальные);

по своему характеру паническое бегство – асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т. д.);

человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что оказался вне зоны опасности);

человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его действия не лишены логики. проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит последствий своего решения, как, например, в типичной для пожара ситуации – прыжок с большой высоты;

Перечисленные особенности толпы свидетельствуют, что остановить толпу может только сверхсильный эмоциональный тормоз. Таким тормозом может стать лидер толпы, пользующийся непререкаемым авторитетом. Его голос и четкая команда могут повлиять на толпу. Другое средство – горячее убеждение в опасности.

- Психолог: А теперь советы тем, кто хочет избежать опасности:

Если ты хочешь жить – немедленно уходи из толпы.

Лучше обойти толпу, но не идти против ее течения.

Если тебя увлекли – избегай центра и края (витрины, набережные).

Не цепляйся за решетки, деревья (могут быть сломаны руки и ноги).

Застегнись, выбрось все, что держишь в руках, согни их и прижми к груди.

Главная задача – не упасть!

Если упал – защити голову руками, сгруппируйся и рывком попробуй подняться (продемонстрировать), опираясь только на одну, согнутую в колене ногу.

Самое главное – при попадании ув толпу помни и осмысли свои действия. Принимай обдуманные решения.

Если толпа неподвижная – для спасения используй психологические приемы – кричи: «Я больной, меня тошнит», инстинктивно люди расступаются при таких словах.

Сохраняй спокойствие, старайся ровно дышать!

При обсуждении этих рекомендаций учащимся даются пояснения, почему поступать надо именно так, а не иначе.

- Учитель: А теперь мы с вами прочитаем статью о панике во время пожара, стр. 82 учебника. Запишем в тетради правила «Как уцелеть в толпе».

Правила:

Лучше всего не попадать в нее. Обойти.

Не идти против толпы!

Избегать центра толпы и ее краев.

Не цепляться ни за что руками.

Уронив что – либо, не пытаться поднять.

Главное – не упасть! В случае падения постараться подняться рывком.

Чтобы противостоять толчкам и сдавливанию, следует согнуть руки в локтях и сцепить кисти рук на груди.

Итог урока.

- Когда и где может возникнуть толпа?

- Опишите по – очереди правила безопасного поведения в толпе.

Домашнее задание.

Стр. 79 – 82, материал в тетради.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Пластинина Галина Григорьевна, 25.12.17 в 18:23 0Ответить Пожаловаться
Очень нужный о полезный урок! Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.