Конспект урока ОБЖ в 5 классе на тему «Поведение в толпе»
Цели: ознакомить учащихся с зонами большого скопления народа и возможными опасностями в этих зонах; учить правилам безопасного поведения в толпе.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний.
Сообщение темы урока (учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетради).
- Учитель: Расскажите, где вы бываете с родителями в праздничные и выходные дни? (учащиеся по-очереди перечисляют места семейного отдыха и прочие публичные места, а учитель фиксирует их на доске).
- Кино, театр.
- Музеи, выставки.
- Центры досуга и развлечений.
- Стадионы.
- Парки.
- Демонстрации, салют.
- Метро.
- Гипермаркеты.
- Психолог: Все перечисленное – это места большого скопления народа. Сегодня мы будем говорить об опасностях, которые угрожают человеку в местах большого скопления народа. Будем учиться правильно вести себя, оказавшись в толпе, не поддаваться панике.
Работа по теме урока.
- Учитель: Пребывание в большом городе бывает опасней, чем в безлюдных и диких местах далеко от цивилизации. Город наполнен различным транспортом, в частности метро. Давка в «час пик» - время отпраления на работу и возвращения с нее, возникает ежедневно и сравнима с давкой на стадионах, рынках, в очередях.
- Вспомните, кто из вас хоть раз оказывался в толпе?
- Расскажите о своих чувствах и действиях.
Сотни и тысячи людей собираются на ограниченной территории, когда происходят митинги, массовые культурные мероприятия, шествия и демонстрации. Толпа представляет собой сложный, весьма противоречивый, неуправляемый «биологический организм», действующий по своим законам и не обеспечивающий безопасность участников.
- Психолог: Практически каждый человек непроизвольно подчиняется непреодолимой силе толпы. У него проявляется несвойственная ему ранее агрессивность (пояснения), меняются характерные черты личности, т. е. из труса он может превратиться в героя, из слабого – в сильного, так как под прикрытием толпы ему кажется, что он может остаться безнаказанным за свои действия. Но это на время, пока действует психология толпы. Человек под воздействием толпы склонен к произволу (пояснения), свирепости, вплоть до убийства другого человека. Толпа подобна стихийному бедствию или техногенным авариям, которые внезапно возникают и приносят иногда непоправимые последствия (вред здоровью, травмы различной тяжести и т. п.). Особо опасно – поддаваться панике (пояснения).
- Учитель: Ученые США провели исследования и выделили основные характерные черты поведения людей, поддавшихся панике толпы:
паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делаются никакие попытки противодействия);
направление бегства при панике не является случайным (выбор знакомой дороги или той дороги, по которой бегут остальные);
по своему характеру паническое бегство – асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т. д.);
человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что оказался вне зоны опасности);
человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его действия не лишены логики. проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит последствий своего решения, как, например, в типичной для пожара ситуации – прыжок с большой высоты;
Перечисленные особенности толпы свидетельствуют, что остановить толпу может только сверхсильный эмоциональный тормоз. Таким тормозом может стать лидер толпы, пользующийся непререкаемым авторитетом. Его голос и четкая команда могут повлиять на толпу. Другое средство – горячее убеждение в опасности.
- Психолог: А теперь советы тем, кто хочет избежать опасности:
Если ты хочешь жить – немедленно уходи из толпы.
Лучше обойти толпу, но не идти против ее течения.
Если тебя увлекли – избегай центра и края (витрины, набережные).
Не цепляйся за решетки, деревья (могут быть сломаны руки и ноги).
Застегнись, выбрось все, что держишь в руках, согни их и прижми к груди.
Главная задача – не упасть!
Если упал – защити голову руками, сгруппируйся и рывком попробуй подняться (продемонстрировать), опираясь только на одну, согнутую в колене ногу.
Самое главное – при попадании ув толпу помни и осмысли свои действия. Принимай обдуманные решения.
Если толпа неподвижная – для спасения используй психологические приемы – кричи: «Я больной, меня тошнит», инстинктивно люди расступаются при таких словах.
Сохраняй спокойствие, старайся ровно дышать!
При обсуждении этих рекомендаций учащимся даются пояснения, почему поступать надо именно так, а не иначе.
- Учитель: А теперь мы с вами прочитаем статью о панике во время пожара, стр. 82 учебника. Запишем в тетради правила «Как уцелеть в толпе».
Правила:
Лучше всего не попадать в нее. Обойти.
Не идти против толпы!
Избегать центра толпы и ее краев.
Не цепляться ни за что руками.
Уронив что – либо, не пытаться поднять.
Главное – не упасть! В случае падения постараться подняться рывком.
Чтобы противостоять толчкам и сдавливанию, следует согнуть руки в локтях и сцепить кисти рук на груди.
Итог урока.
- Когда и где может возникнуть толпа?
- Опишите по – очереди правила безопасного поведения в толпе.
Домашнее задание.
Стр. 79 – 82, материал в тетради.
Пластинина Галина Григорьевна