НазовИ-Ка!
НазовИ-Ка! Авторская развивающая игра на развитие фонематического восприятия и интонационной выразительности речи Автор: М.А. Поплыгина
КАК ИГРАТЬ Играть можно как группой до 4-5 детей вместе со взрослым, так и в паре. Бросая кубик, игрок передвигается по игровому полю слева направо, начиная с поля, расположенного в верхнем левом углу. Цвет и положение поля определяют, какое слово предстоит придумать игроку.
Всего на игровом поле три ряда. Условно, ряд – это схема слова и поля обозначают начало, середину и конец слова. Всего на игровом поле три ряда. Условно, ряд – это схема слова и поля обозначают начало, середину и конец слова. Цвета полей – красный, синий и зеленый – соответствуют цветам, обозначающим гласный, твердый и мягкий согласные звуки.
После того, как игрок встал на поле определенного цвета, ему следует обратиться к карточкам того же цвета, что и поле. После того, как игрок встал на поле определенного цвета, ему следует обратиться к карточкам того же цвета, что и поле. Всего три набора карточек: на карточках синего и зеленого цвета написаны согласные буквы, на красных – гласные. Игрок отсчитывает количество карточек, равное количеству выпавших на кубике делений и называет выпавшую букву.
Задача игрока – придумать слово со звуком, который ему выпал, в начале, середине или конце слова. Это первый уровень сложности игры, основной. В групповой игре участники могут помогать друг другу называть слова с заданным звуком.
Второй уровень сложности: дать характеристику слову, придуманному на заданный звук и его позицию в слове, то есть образовать словосочетание. Взрослый поначалу может помогать детям, задавая «правильные» вопросы.
Третий уровень сложности: построить предложение со словом (словосочетанием) на заданный звук. Предложение произносится с эмоциональной окраской (грустный/ веселый/ удивленный/ задумчивый/ злой).
Четвертый уровень сложности: игроку нужно построить и произнести предложение со словом на заданный звук определенной интонационной конструкции. Сколько делений на кубике – с таким типом интонационной конструкции (ИК) нужно построить предложение. Взрослый помогает ребенку, дает «звучащий образец».
Цель игры: развитие фонематического восприятия и интонационной выразительности речи. Задачи: - научить ребенка ориентироваться в пространстве, на игровом поле: вести отсчет полей, начиная с самого верхнего левого поля (как в тетради); - научить подбирать нужные вопросы для образования словосочетания; - научить строить предложения; - научить распознавать на слух 7 типов интонационных конструкций; - научить употреблять в речи 7 типов интонационных конструкций.
Кияйкина Наталья Федоровна
Шуткова Татьяна Михайловна