Интегрированный урок совместно с учителем музыки «Есть такая профессия — Родину защищать!» (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Всероссийский конкурс план-конспектов
для учителей начальных классов
«Открытый урок»
Интегрированный урок
по внеклассному чтению и музыке
в 4 классе на тему
«Есть такая профессия – Родину защищать!»
(из опыта работы в детском доме-школы)
Авторы-составители:
учитель начальных классов
Вишняк Ольга Вячеславовна,
учитель музыки
Делова Ирина Борисовна
г.Новокузнецк, 2018
Цель: формирование патриотических чувств у обучающихся.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с исторической личностью А.Невского, как образцом воина-защитника Родины средствами разных видов искусств.
2.Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.
3.На примере исторической личности воспитывать у учащихся
чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
ЛУУД:
- принятие образа «верный кадет» и «прилежный ученик»;
- формирование гордости за свой народ, историю и Родину;
- внутренняя позиция гражданина России на основе положительного отношения к своему государству
РУУД:
- удерживать учебную задачу;
- использовать речь для регуляции соей деятельности;
- адекватно воспринимать предложения одноклассников и учителей;
- выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить
ПУУД:
- знакомство с личностью А.Невского;
- уметь работать с произведениями (художественными и музыкальными);
- использовать знако-символические средства для передачи информации
КУУД:
- грамотно отвечать на вопросы;
- уметь слушать собеседника;
- аргументировать свою позицию;
- строить понятные высказывания
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Формы деятельности:
- работа с книжной выставкой;
- работа с картиной;
- анализ музыкальных произведений;
- беседа;
- работа со средствами музыкальной выразительности;
- прослушиваний музыкальных произведений;
- исполнение песни и марш под нее
Дидактическое оснащение урока:
- детские издания книг;
- уголок внеклассного чтения;
- рисунки учащихся;
- репродукция «А.Невский»;
- кантата «А.Невский» (аудиокассета);
- карточки средств музыкальной выразительности;
- эпиграф к уроку.
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятель-ность учащихся |
Opганиза-ционный момент Работа с выставкой книг Сообще- ние темы и целей урока Беседа о Родине Слово об А.Невском Работа с репродук-цией картины Работа с карточка- ми средств выразительности Слушание музыки Физ. минутка Обзор прочитан- ных книг Подведение итога урока 3аключи- тельное слово учителя |
1. Построение перед классом (кабинетом). 2. Вход под музыку. (Звучит русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки») Учитель чтения: -Здравствуйте, господа кадеты! -Вольно, садитесь. -Сегодня у нас урок необычный, и проведем мы его вместе с учителем музыки. - Посмотрите на книжную выставку. Какие здесь представлены книги? - Кто автор? О ком эти книги? Что объединяет их? Сформулируйте тему урока. - Мы продолжаем работать над большой темой «Есть такая профессия - Родину защищать». - Для каждого человека большое значение имеет Родина. -Почему? (Мы там родились, выросли, говорим на родном языке. Родина для нас это наш город, Детский дом). - Почему родную страну называют «Родина –мать»? (Она вскормила своим хлебом, вспоила своими водами). -«Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить их своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуешься ее красотой» (А.Митяев) - Ребята, кто защищал Родину в трудные и опасные минуты? (Солдаты, воины, мужчины, А.Невский, М.Кутузов, Г.Жуков...) - Сегодня мы будем говорить о русском полководце – Александре Невском, человеке, который одержал ни одну победу над врагом. - В каких же сражениях он одержал победы? (В 20 лет он победил шведов, а в 22 года разбил немецких рыцарей в Ледовом побоище) - Да и было это в начале XIП века, в 1220-1242 годах. Учитель музыки: - Ребята перед вами картина художника Павла Корина «А.Невский», которую он создавал в тяжелые для нашей страны годы, когда на нас напали фашисты, в 1941 году. - Каким изобразил А.Невского художник? (Вид его суров, серьезное лицо. Он опирается на меч сильными руками, фигура могучая, статная. Взгляд суров и непреклонен). - Да, плохо будет врагу в битве с ним. И не дрогнет его рука, наказывающая врагов. - Он герой? (Да). -Какими видами искусства можно еще передать характер героя? (Музыкой). - Какая же по характеру музыка созвучна такому образу героя? Выбираем карточки (Мужественная, открытая, решительная, четкая, торжественная). - А по средствам выразительности, какими будут мелодия, регистр, темп, динамика, ритм, звуковедение? - Молодцы! Вы как настоящие композиторы правильно подобрали средства выразительности и верно определили эмоциональное состояние музыки. - Из предыдущих уроков мы с вами знаем, что такую музыку, посвященную великому полководцу и доблести русских воинов написал русский композитор С.С. Прокофьев. - Как называется это произведение? (Кантата «Александр Невский»). - Она была создана в 1939году и прозвучала как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. - А теперь вместе послушаем фрагмент из кантаты «Песнь об А.Невском». - Ребята, вам понравилась музыка? (Да). - Почему? (Она имеет красивую мелодию, звучит величественно, гордо). - А как вы считаете, что помогало воину выстоять в его трудной профессии? (Песня, шутка.) - Под какую музыку мы входили в класс? («Солдатушки, бравы ребятушки»). - Могли ли солдаты петь и маршировать под такую песню? - Но вы тоже будущие воины. Покажите, как маршируют и поют настоящие русские солдаты. Прошу всех встать. Учитель чтения: -Как вы понимаете слова из песни: «Наши деды - славные победы»? (Мы гордимся нашими предками, мы на них равняемся, мы хотим знать историю своего Отечества). -Благодаря каким качествам характера добивались русские воины победы? (Храбрости, ловкости, смекалки). - Ребята, а действительно ли, А.Невский обладал такими важными качествами для воина как мужество, решительность, смелость? -Докажите это с помощью текста из прочитанных книг. -А. Невский бесстрашно сражался с врагом, своими поступками показывал пример солдатам, тем самым поддерживал русского воина. - Смогли ли вы это отразить в своих рисунках? (Да). Докажите. - Какую же профессию выбрал для себя А.Невский и все защитники Родины? (Профессию воина, солдата.) - А что нужно сделать для того, чтобы быть похожим на А.Невского? (Заниматься спортом, быть дисциплинированными, многому учиться). -Какие качества характера, необходимые для профессии воина вы можете в себе воспитать, развить? (Мужество, смелость, выносливость, честность и т.д.) - Такие качества, конечно необходимы не только для солдата, но и для любого гражданина, любящего свою Родину. - Почувствовали ли вы себя будущими воинами? Почему? - Собирается кто-либо из вас осваивать в будущем военную профессию? - И пусть для вас, как завет прозвучат слова из стихотворения Дмитрия Кедрина: «В час испытаний поклонись Отчизне По - русски, в ноги, и скажи ей: «Мать!» Ты - жизнь моя, ты мне дороже жизни! С тобою жить, с тобою умирать! Будь верен ей. И как бы не был длинен и тяжек День военной маяты, - Коль пахарь ты, отдай ей все, как Минин, Будь ей Суворовым, коль воин ты, Люби ее, Клянись, как наши деды Горой стоять за жизнь ее и честь, Чтобы сказать в желанный час победы: «И моего тут капля меда есть!» - Урок закончен. - Нам очень понравилось, как вы работали, на уроке. - Всем спасибо. |
I ССдача рапорта и его прием. Кадеты кивают головами Выставка книг у доски
Сделать акцент на защите женщин
Читает эпиграф ученик Картина на доске или на каждой парте Работает 1-я половина класса. Работает 2-я половина класса Перед кадетами - портрет композитора
Звучит музыка Размыш-ления кадетов Исполнение песни + марш Выбороч-ное чтение Обзор рисунков Выход под музыку |