Урок русского языка во 2 классе «Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?»
Урок русского языка во 2-ом классе МОУ школы-интерната №8 КГО Челябинской области
Учитель: Юсупова Р.Р.
Тема урока: Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
Цель урока:
1.Научить учащихся находить, писать слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто?
2.Работать над развитием речи, обогащением словаря, памяти, внимания, логического мышления.
3.Воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к получению знаний.
Оформление:
1.Запись на доске даты и классной работы.
2.Картинки с изображением домашних животных, птиц, зверей, людей, насекомых и неживых предметов.
3.Названия станций на бумаге А4.
4.На доске (на оборотной стороне) названия игры «Четвертый лишний» и номер домашнего задания.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка будет непростой, а урок-путешествие, и вместе с нами в путешествие отправятся наши гости, которые здесь присутствуют. А сейчас тихо, без шума все сели. Сели прямо, руки положили на парту.
2. Сообщение цели урока.
-Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках русского языка? (ответы). Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (Ответы). О чем говорили? Правильно, говорили о словах, обозначающих предметы, отвечающих на вопрос что? Так вот, ребята мы продолжаем изучать большой раздел в русском языке, который называется «Слово», и будем говорить о словах, обозначающих предметы, отвечающих на вопрос кто? Будем учиться находить эти слова, узнавать их, задавать правильный вопрос к этим словам, правильно их записывать. Вам надо быть очень внимательными на уроке. С места не выкрикивать, а поднимать руки и отвечать.
- Мы отправляемся в наше путешествие. Для того, чтобы поезд тронулся, я произнесу волшебные слова:
Далеко-далеко бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повёз,
Дорога дальняя - давайте подготовим наши руки к письму.
(Проводится зарядка для рук).
Минута чистописания.
-Перед вами открытые тетради. Сегодня прописываем строчную букву « о». Смотрим на экран, учимся, как пишется эта буква. Начинаем с нижней рабочей строки выводить букву «о», доводим до верхней рабочей строки и закругляем до овала. Получилась буква «о». Прописываем о с нижним соединением. Повторяем элементы написания «о»: начинаем с нижней рабочей строки выводить букву «о», круговым движением доводим до верхней рабочей строки и закругляем до овала, дальше, не отрывая руки, выписываем нижнее соединение. Буквы пишем раздельно. (самой прописать до конца строки на доске). Пропустите 2 строчки после буквы «о», запишите дату и классную работу в 2 строки, как написано на доске. Положите ручки на стол и слушайте меня. Сядьте прямо.
Повторение пройденного.
Картина (станция «Умейкино»)
-Вот и первая станция. Прочитайте её название. (Станция «Умейкино»)
На этой станции будет такое задание: вам надо записать предложение, которое я написала на доске. Прочитаем его. Записываем красиво и без ошибок:
На поляне росли грибы. На опушке леса стояли дубы.
Поезд отправляется.
Картина (станция «Повторяйкино»).
-Следующая станция «Повторяйкино». Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? (ответы). Посмотрите на наше записанное предложение.
- Что росло на поляне? (грибы)
-Что обозначает слово грибы? (предмет)
- На какой вопрос отвечает слово грибы? (что?)
Значит, слово грибы обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Подчеркиваем слово грибы одной чертой
-Что обозначает слово дубы? (Предмет)
- На какой вопрос отвечает слово дубы?
Значит, слово дубы обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Подчеркиваем слово дубы одной чертой
-Мы прибываем на новую станцию.
Картина (станция «Загадкино»).
-Прочитайте её название. (Станция «Загадкино»). Как вы думаете, что мы будем делать сейчас, чем заниматься? (ответы). Мы будем отгадывать загадки. Слушайте внимательно:
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (ответы детей).
Картина ( картинка мел)
-Что обозначает слово мел? Предмет.
-На какой вопрос отвечает слово мел?
Пишем в тетради: (что?) мел, (учитель на доске). Слушайте следующую загадку:
Белая морковка
Зимой растёт (ответы детей).
Картина (картинка сосулька)
-Что обозначает слово сосулька? Предмет.
- На какой вопрос отвечает слово сосулька?
-Допишем в тетради: сосулька. Ребята, у нас в пути остановка. Мы с вами отдохнем.
Картина (остановка)
4.Физминутка.
Но вот остановка
В дороге опять.
Давайте, ребята,
Сейчас отдыхать.
5.Изучение нового материала.
-Итак, ребята, мы с вами повторили и записали слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос что? Скажите, а эти предметы: гриб, дуб, мел, сосулька, они живые или неживые? (ответы). Молодцы, вот сегодня мы поговорим о словах, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто? и темой нашего урока будут «Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?»
-Мы подъезжаем к очень интересной станции, прочитайте её название (станция «Новая»).
Картина (Станция ««Новая»)
-Посмотрите, кто встречает наш поезд?
Картина слона
-Слово слон что обозначает? ( предмет),
-На какой вопрос отвечает это слово? (кто?)
-Почему? Слон у нас живой или неживой предмет? (живой, он бегает, кушает, дышит, видит и слышит).
-Следующий кто у нас? (жук)
Картина жука
-Слово жук что обозначает? ( предмет),
- на какой вопрос отвечает это слово? (кто?)
-почему? (живой, он бегает, кушает, дышит, видит и слышит).
Картина зайца
-Слово заяц что обозначает? ( предмет),
- на какой вопрос отвечает? (кто?)
-почему? живой или неживой предмет? (живой, он бегает, кушает, дышит. видит и слышит).
Картина кошки
-Слово кошка что обозначает? ( предмет),
- на какой вопрос отвечает? (кто?)
-почему? живой или неживой предмет? (живой, он бегает, кушает, дышит, видит и слышит).
-Запишем в тетрадях. Пропускаем одну строчку, пишем с красной строки. (Учитель пишет на доске вопрос и первое слово, а дети – в тетради и по очереди на доске.)
Кто? Слон, жук, заяц, кошка.
-А это кто опаздывает (мальчик, девочка)?
Картина мальчика и девочки
-Слова мальчик и девочка что обозначают? (предмет),
- на какой вопрос отвечают? (кто?)
-почему? (живые, он бегают, кушают, дышат, видят и слышат и разговаривают).
- записываем к нашим словам. Запишем: (кто?) мальчик, девочка.
Ребята, каким общим словом можно назвать слона, жука, зайца, кошку? (животные)?
- А мальчика и девочку? (люди)
-Значит, какой вопрос мы задаем, когда говорим о животных и людях? (кто это?)
-А почему? (живые предметы)
Картина (Станция «Конечная»)
-На конечную станцию прибыли мы
6. Работа по учебнику
стр. 102, упр. 1.
7. Игра «Четвёртый лишний».
-Ребята, посмотрите на доску, вы видите, что на ней расположены картинки. Назвать каждый предмет и задать вопрос. Какое слово лишнее и почему? (дети объясняют).
Кот, мышь, пенал, воробей.
Слон, шкаф, акула, олень
-Теперь подведём итоги урока. Сегодня мы с вами познакомились с названиями предметов, которые отвечают на вопрос кто? Приведите примеры? (ответы детей) А почему они отвечают на вопрос кто? (Живые, дышат, ходят, кушают, видят, слышат и разговаривают).
8.Оценки.
9.Задание на дом: стр. 102, упр. 1.
Литература
Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва «Просвещение» 1991г.
Русский язык. 4 класс. Занятия по развитию речи. Автор-составитель В.П.Трушина. Волгоград.2009г.
Письмо. Развитие речи 1-4 классы. Автор-составитель Н.В.Додух. Волгогад. 2012г.
Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Автор-составитель Л.В.Зубарева. Волгоград.2015г.
+https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9ib3RhbmEuY2MvcHJlcG9kL25hY2hhbG55ZV9rbGFzc3kvb2phcmtua3kuaHRtbA%3D%3D