Урок русского языка во 2 классе (VIII вид) (с элементом проблемного обучения) на тему: «Названия предметов, отвечающие на вопросы кто?»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
Г. Советская Гавань Хабаровского края
Урок русского языка
во 2 классе (VIII вид)
(с элементом проблемного обучения – проблемной ситуацией)
на тему:
«Названия предметов,
отвечающие на вопросы кто?»
Учитель: Кузнецова О.Т.
1-я квалификационная категория
Цели урока:
образовательные
- дать понятие о названиях предметов, отвечающих на вопросы кто?;
коррекционно-развивающие
- корригировать устную речи через словарную работу и построение предложений;
- корригировать мышление на основе упражнений в нахождении названий предметов с вопросом кто?;
воспитательные
- воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Карточки со словарными словами (у каждого уч-ся)
- Карточка с предметными картинками (у каждого уч-ся)
- Картинка «Дом»
- Картинка «Буратино» - Картинка «Мальвина»
- Палочка (карандаш) (у каждого уч-ся)
- Карточки со словами: папа, мама, сын, кошка, собака, стол, стул, диван, цветы, посуда.
-Смайлики (без улыбок) ( у каждого уч-ся)
Литература
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991.
Интернет- ресурсы
Ход урока.
I. Орг.момент
- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.
- Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. (на доске)
С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)
- Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)
- Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
-А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
-Я попросила вас повторить правило. Давайте вспомним его.
( название предметов отвечают на вопрос ЧТО?)
(открывается по ходу рассказывания детей)
( На доске) Названия предметов ЧТО?
1.Проблемная ситуация и определение темы урока
- Мы с вами сегодня будем продолжать разговор о словах- предметах. В этом сундучке спрятано секретное слово. Чтобы открыть его, нам надо решить одну проблему, выяснить, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
2. Минутка чистописания
а) А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
б) Упражнения для мелкой моторики
- Прежде, чем писать, надо пальчики размять.
•возьмите палочки-выручалочки (карандаш)
• зажать тремя пальцами правой руки и крутить карандаш
•взять карандаш тремя пальцами за самый конец, перебирая пальцами, дойти до другого конца, перевернуть карандаш и повторить упражнение
в) Запись даты с комментированием
г) Чистописание
- Зачем мы проводим минутку чистописания?
(научиться писать красиво, правильно соединять буквы)
- А какую букву будете писать, вы догадаетесь сами.
Найдите лишнюю и объясните свой выбор (карточка у каждого ученика)
Мм Тт Шш Кк Сс |
- Дайте характеристику звука (согласный, звонкий)
- Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении). Запишите Мм всю строчку.
3. Словарная работа
- Мы с вами много знаем и много умеем, именно поэтому к нам за помощью обратился один очень известный сказочный герой. Он хотел учиться, но в школу не попал. Он хочет стать таким же умным, как и вы.
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино)
- Умная девочка Мальвина очень хотела научить Буратино грамоте. Она с ним много занималась. Посмотрите, как он написал словарный диктант. Внимательно прочитайте слова. Всё ли правильно у него получилось? Если нет, тот найдите и исправьте ошибки
Мароз, агурец, польто, каньки
Проверьте (на стенде «Запомни!» словарные слова)
- В каком слове встречается буква М?
-Запишите эти слова аккуратно, красиво, без ошибок.
- Мы продолжаем говорить о словах-предметах.
что? |
- Соедините линиями вопрос с подходящей картинкой.(у каждого ученика)
Проверка:
- Какие слова соединили?
- На какой вопрос они отвечают?
Запишем в столбик
гриб
зонт
морковь
что?
5. Ввод в тему.
-Теперь посмотрим, что за слова остались.
- Назовите их. (заяц, ёжик, мальчик)
(Запись на доске во 2-й столбик)
заяц
ёжик
мальчик
кто?
(запись вопроса после вывода)
- Кого они обозначают? (людей, животных)
- Они живые предметы?
- Действительно, люди и животные – живые предметы.
- Может, кто знает, на какой вопрос отвечают это слова?
- Сформулируйте тему урока.
Сегодня мы будем говорить… о каких словах?(которые отвечают на вопрос КТО)?)
На доске Названия предметов. Кто?
(открывается «секретное» слово в сундучке- кто?)
Мы выяснили, что за секретное слово спрятано. Проблему решили.
7.Сообщение темы
-Итак, сегодня мы будем говорить о названиях предметов, которые отвечают на вопрос кто?
8. Изучение нового
а) - Давайте попробуем рассказать правило.
(2 уч-ся рассказывают правило)
- Сравним с тем правилом, которое дано в учебнике.
1 раз про себя
2 уч-ся вслух
хором
-Молодцы, всё совпало, вы справились с заданием.
- Давайте для Буратино повторим правило без учебника, пусть он вместе с нами запомнит его.
Вывод: Как мы спрашиваем о людях и животных? (2-3 уч-ся)
б) Упр. № 1
9.Физминутка
«Зимняя» (двигательная гимнастика)
- Буратино предлагает вам немного отдохнуть.
III. Закрепление полученных знаний
1) Игра «Засели дом»
(на карточках слова: стол, кошка, сын, папа, стул, цветок, паук, мама, диван)
- Поместить только того, кто отвечает на вопрос кто?
- Ребята, а Буратино хочет поместить в этот домик слово «посуда».
Помогите ему, подходит ли это слово и докажите, почему нет.
2) Вывод: О ком мы спрашиваем КТО ЭТО?
IV. Заключительный этап
1) Дом.задание
Упр. № 2, стр. 103
- Посмотрим дом. задание.
- Кто на картинке? Списать красиво и без ошибок.
2) Итог
- О каких словах сегодня говорили?
- Кого они обозначают?
3) Рефлексия
- Мне сегодня урок очень понравился, вы были активны, показали, что много знаете, поэтому моя оценка «…». (Оценка работы уч-ся)
-А какое у вас настроение, я сейчас узнаю. У вас лежат смайлики, но без улыбок. Дорисуйте, чтобы они выражали ваше настроение после этого урока. (смайлики помещаются на доске)