12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139

Цель: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.

Задачи:

1. Показать актуальность данной проблемы для современной России и молодого поколения.

2. Развивать устную речь.

3. Формировать нравственные качества личности: человечность, милосердие, сострадание, благородство, умение прийти на помощь; воспитывать трепетное отношение к семейным традициям.

 Оборудование: доска, проектор, заготовки ситуаций для анализа, семейные фотографии, плакат «Наши любимые и дорогие».

 Форма проведения: круглый стол.

Проведение мероприятия:

Слайд 1 (заставка осени, спокойная фоновая музыка)

Вступительное слово: здравствуйте, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», потому что желаю здоровья вам, вашим родителям, бабушкам и дедушкам, всем родственникам. За окном осенняя непогода, а мы с вами в уютной обстановке будем говорить о главном: доброте, сострадании, сочувствии, уважении к человеческой памяти.

 Ведущий: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник отмечается с 1992 года.

 - Ребята, вы, наверно, уже догадались, о ком и о чём мы будем сегодня говорить (называет тему мероприятия).

Слайд 2.

Говорят, что о нравственной зрелости общества, патриотизме его граждан можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Возможно, так оно и есть: ибо старики – наше прошлое, а дети – будущее, и мы не можем полноценно существовать без этой неразрывной связующей нити.

Слайд 3.

Ведущий: День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.

 (слайд 4-5)

Сегодня славим седину,

Усталые, морщинистые руки.

А ведь, бывало, в старину

Не знали эти руки скуки!

Вся ваша жизнь наполнена трудом,

Теплом души и радостью согрета!

Да поглядите, поглядите вы кругом:

Милее лиц не видела планета!

И пусть гуляет осень на дворе,

И мир перелистнул страницу века,

Как хорошо, что есть в календаре

День пожилого человека!

- Да, годы неумолимы. И как бы нам ни хотелось, но старость неминуема.

Понятие «старость» Слайд 6

 Информация социолога: старость – возрастной период в жизни организма, когда изменяются внешний вид, психика, работоспособность, течение многих заболеваний. Кожа истончается, появляются морщины, волосы седеют, уменьшается острота зрения, быстрее возникает утомление, наблюдается ослабление памяти, нарушается сон. И именно в этот период жизни наши родители, бабушки, дедушки, родственники нуждаются в особой заботе и внимании.

 Слайд 7

 Ведущий: известный педагог А.Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

- Перед вами небольшой рассказ, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих людей и общества в целом к старикам (даётся время для прочтения).

Слайд 8

               Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди. И причины их приезда сюда совершенно разные: у одних никогда не было детей, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками. Ясно, что никто сюда от доброй жизни не сбегал… Самое любимое место стариков во дворе – площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на скамейки и подолгу сидят. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, дедушек… Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно.» Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик: «Мне к шести вечера надо быть уже дома, у одного из друзей Алёши сегодня День рождения.» Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо, старушка услышала: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор». Однако не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный крик: «Давай, пошли! Директор у себя, но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.» Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Ихвстретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет… Женщина вынула из сумочки какой-то свёрток, небрежно завёрнутый в газету, и положила перед директором на стол: «Читайте, здесь всё написано». Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил: «Елена, а вы кем приходитесь Анне Петровне?» - Как это кем? Дочерью, конечно. - Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать? - Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что всё в порядке. - Конечно, конечно, всё в порядке, - полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину. - Только мне одно непонятно: на какое время вы оставляете свою маму у нас? И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ: «Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела». -Да, да, -поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить. Обрадованная поддержкой матери, женщина воспрянула духом и добавила: «Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, и всё тут!» - Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и вставая с места. Теперь вы, Елена, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите… Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую: «Скажите мне честно, по своему ли желанию вы всё-таки пришли сюда?» - Да откуда такому желанию взяться, сынок? – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа дочь вместе со своим мужем переехала ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху.

Слайд 9

 Организуется общение:

 - Что вы можете сказать о дочери?

 - Правильно ли ведёт она себя по отношению к матери?

- Чего не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?

Какой пословицей или притчей можно проиллюстрировать эту ситуацию?      (Русская пословица гласит: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков». Притча Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок»).

(Для сведения: во Франции считается позором сдать старика в приют. Дети должны заботиться о родителях)

 Слайд 10

Воспитывать уважение к старости надо с раннего детства. Предлагаю обсудить ситуацию «Случай на железнодорожном вокзале»

В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к больным ногам своим, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке уложила удостоверение на дно огромной сумки. В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война, когда это было, можно и забыть!», - голоса были молоды, раздражённо-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи», - крикнул дюжий парень в джинсах с ног до головы. Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня, я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду Героя Советского Союза. «До какой станции тебе, мать?» - участливо спросил он и через минуту протянул ей билет. Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на своё место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза.

Вопросы для обсуждения:

 - Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего старушке взять билет? (сострадание, чуткость, уважение к пожилым, доброта)

- Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? (неудобство перед людьми старше себя по возрасту, мужество, самоотверженность)

- Как будут вести себя люди в очереди после случившегося (они станут более чуткими, отзывчивыми, людям станет стыдно)

- В чём красота поступка молодого человека? (в благородстве, чуткости, добросердечии)

- Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?

Слайд 11

Ведущий: нынешние старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, малолетние узники, которые своими страданиями купили свободу в тяжелейшей войне, дали возможность нам появиться на свет и жить в этом мире.

Слайды 12-19 (на фоне музыки фото из семейного архива детей)

Стихотворение Л.Татьяничевой

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них – гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости ломок шаг

И неровен дыханья ритм,

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б нас.

Слайд 20-22

- Вы все ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время вы просто не задумываетесь о старости. Но человеческая жизнь очень быстротечна. Пройдут годы: 10-15-20 лет. Вы будете уже взрослыми людьми, мамами и папами, а родители состарятся. Многие из вас будут жить далеко от родительского дома. Но не забывайте постаревших и поседевших родителей, берегите их, не забывайте отчий дом. «Чтоб совесть не мучила после, приезжайте к родителям в гости…»

Слайд 23

Рефлексия

«Музей обидных воспоминаний» (детям предлагается вспомнить и на фоне спокойной музыки коротко в 2-3 предложениях описать неприятный поступок по отношению к маме, бабушке или постороннему человеку, за который вам до сих пор стыдно. Может быть, кто- то захочет извиниться, и это будет прекрасно).

- Надеюсь, что наша встреча поможет вам стать добрыми, милосердными, отзывчивыми и бескорыстными. Это те качества, которые украшают любого человека, и именно в этом нуждаются самые близкие для вас люди.

Слайд 24

Опубликовано


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 14.05.21 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Не загружена заявленная презентация
Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.05.21 в 17:47 1Ответить Пожаловаться
Согласна, очень интересно было посмотреть ее
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.