Неделя «литературных открытий»

9
0
Материал опубликован 14 April в группе

Егорова Ирина александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №152»

Г.Нижний Новгород


Неделя «литературных открытий».

Цель:

развивать интерес к литературе; вспомнить жизнь и творчество русских и зарубежных писателей, поэтов; прививать интерес к чтению; развивать письменную речь.

Сценарий предметной недели

День первый. «И снова здравствуйте!» (открытие литературной недели).

Информационный час «Моя домашняя библиотека» (5 – 6 классы).

После рассказа ведущих о роли книги в жизни людей, о появлении домашних библиотек были проведены два конкурса:

- «Моя любимая книга» - рассказать о любимом писателе, книге, произведении;

- Конкурс библиографический – сделать библиографическое описание предложенной книги.

Информационный час заканчивается словами ведущего «… любой, кто захочет ознакомиться с вашей библиотекой, сможет судить о вашем культурном уровне. Читайте для получения новых знаний, чтобы с вами было интересно общаться. Именно знания помогают ориентироваться человеку в жизни.

Игра «В гостях у литературных героев» (7 – 8 классы).

Игра проводится по типу телеигры «Счастливый случай». За правильные ответы игроки получают бумажные монеты. Игрок, набравший больше бумажных монет, получает приз. За правильностью ответов следит жюри.

- Отборочный тур.

Ведущий задаёт вопросы, все желающие отвечают. По итогам ответов определяются игроки.

- «Дальше, дальше».

- «Литературное лото».

- «Гонка за лидером».

3. Интеллектуальная викторина «Знаешь ли ты?..» (9 – 11 классы).

- «Разминка».

На интерактивной доске изображён прямоугольник с цифрами и буквами, составляющими зашифрованное имя писателя. Ребята должны разгадать эту шифровку и назвать имя русского писателя.

4.с

10.к

8.в

3.о

1.Ф

7.е

6.о

12.й

9.с

5.т

2.Д

11.и


- «Крылатые слова».

Представители команды вытягивают карточки с крылатыми выражениями. Нужно определить, что это выражение обозначает и каково его происхождение (Почивать на лаврах, в бирюльки играть, держать нос по ветру).

- «Пропажа».

Команды восстанавливают пословицы, вставляя в них «пропавшее» слово. Задание выполняется на скорость: выигрывает команда, первой сдавшая карточки с заданием.

Родная земля и в … мила. (горсти)

Друзья познаются в … . (беде)

Старый друг … новых двух. (лучше)

Друг спорит, а враг … . (поддакивает)

и т.д.

- «Переставь буквы».

Даны 4 пары слов. В каждой паре нужно поменять местами буквы, чтобы получилась фамилия русского писателя.

Моль, бант. (Бальмонт)

Волос, омон. (Ломоносов)

Стена, парк. (Пастернак)

Зима, кран. (Карамзин)

- «Палиндромы».

На интерактивной доске даны объяснения слов – палиндромов. Нужно угадать зашифрованные слова.

Лёгкая постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (шалаш)

Наводнение, разлив воды. (Потоп)

Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого – нибудь рода деятельности. (Доход)

Уплотнённый округлый кусок чего – нибудь, мягкого, рыхлого. (Комок)

Вращающаяся часть в машинах. (Ротор)

Подвесное полотнище или сетка для лежания. (Гамак)

Радиолокационная станция. (Радар)


День второй. «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь» (день, посвящённый творчеству Х. К. Андерсена).

Литературная игра «Эта старая, старая сказка» (5 – 6 классы).

- «Разминка».

На столе лежат портреты известных поэтов и писателей. Нужно найти среди них портрет Х. К. Андерсена.

- «Было или не было».

Команды получают карточки, в которых описан реальный или вымышленный факт из биографии писателя. Нужно выбрать карточки с действительными фактами и положить рядом с портретом Х. К. Андерсена.

- «Пазлы».

Ребята собирают пазл с иллюстрацией к сказке «Снежная королева».

- «Откуда это?..»

Ведущий зачитывает цитаты из сказок, обращаясь к командам по очереди. Команды называют сказки.

- «Актёрское мастерство».

Команды показывают подготовленные заранее инсценировки сказок Х. К. Андерсена.

Любимые сказки Андерсена (7 класс).

Игра начинается с показа презентации «Жизнь и творчество датского сказочника».

В первом – отборочном – туре на вопросы отвечают все зрители. Для этого перед началом ведущий выдаёт каждому по три карточки с цифрами «1», «2», «3». Ведущий зачитывает вопрос и три варианта ответа, зрители поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, ответа; за верные ответы получают по 1 баллу. В конце отборочного тура выявляются три лучших игрока, которые переходят в следующий тур.

Во втором туре между игроками проводится небольшой конкурс «Автор - сказка» (игроки должны соединить имена писателей с названиями сказок, которые они написали) за право выбора темы.

В третьем туре вопросы разбиты на шесть тем («Биография Андерсена», «Русалочка», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева») : каждый игрок выбирает себе по две темы. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. По наибольшему количеству баллу выбирается победитель.

День третий. «В гостях у сказки».

Литературное чтение «Нечистая сила в сказках русского народа» в 1 – 4 классах (проводят 5 – 6 классы).

- Баба Яга – одна из героинь любимых сказок;

- Я Водяной, я Водяной;

- Кикимора;

- Домовой, Домовой, хозяин мой,

Принеси в дом добро и покой!

Просмотр мультфильмов, в которых присутствуют персонажи, упомянутые в литературных чтениях (1 – 11 классы).

«Ивашка из дворца Пионеров», «Приключения домовёнка», «Дом для Кузьки», «Сказка для Наташи», «Возвращение домовёнка».


День четвёртый. «Заграничная шкатулка».


Игровая программа «Ода Мюнхгаузену» (5 – 7 классы).

Два ведущих рассказывают о жизни и творчестве барона Мюнхгаузена, у которого потом берут интервью. Игровую программу завершит викторина.

Театрализованный рассказ о детективном жанре «Виват детектив!» (7 – 11 классы).

В театрализованном рассказе участвуют Ниро Вульф, Майк Хаммер, Перри Мейсон, Шерлок Холмс, Мисс Марпл, Арчи Гудвин, клиентка, дворецкий, Фриц. Действующие лица по очереди рассказывают друг о друге интересные факты биографии и творчества в Клубе знаменитых детективов.


День пятый. «У Лукоморья» (день, посвящённый А. С. Пушкину).


Конкурсная программа «Мой любимый Пушкин» (5 – 6 классы).

- конкурс – разминка «Пушкинские сказки»;

- викторина, посвящённая лицейским годам Александра Сергеевича Пушкина;

- конкурс «Звонкая рифма» - надо угадать по рифме стихотворение;

- «Литературная эстафета» - участник подбегает к столу, берёт ручку и пишет название произведения А. С. Пушкина, которое помнит, возвращается и передаёт эстафету следующему.

2. Викторина по биографии А. С. Пушкина «Чтение – вот

лучшее учение» (7 – 9 классы).

Игра состоит из 6 туров («Разминка», «Думай, думай,

вспоминай», «Кто больше?», «Поле Чудес», «Ромашка»,

«Времена года»), в ней принимают участие 2 команды.

Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если

Если команда не отвечает, ход переходит к сопернику.


День шестой. «Обо всём понемногу».


Драгоценные клады сказов (5 – 7 классы).

Викторина по типу популярной телеигры «Умники и умницы» проводится по следующим сказам П. П. Бажова: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Кошачьи уши», «Жабреев ходок» и «Дорогое имячко». Участники игры (9 человек) заранее получают задание прочитать эти сказы.

Игра «Следопыты» (8 – 9 классы).

Участникам игры раздаются карточки с портретами великих русских писателей и поэтов (Ломоносов, Фонвизин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Тютчев, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Фет, Некрасов, Бунин). Ведущий задаёт вопросы, касающиеся их жизни и творчества, а игроки отвечают, поднимая вверх карточки – портреты.


День седьмой. «Синема». Закрытие литературной недели.


Просмотр сказки «Три толстяка» (5 - 9 классы).

Подведение итогов литературной недели. Награждение победителей и активных участников литературной недели.












Используемые ресурсы:

Журналы «Читаем, учимся, играем» №1, 3, 4, 5/2008.

Газета «Досуг в школе» №1/2009.

Внеклассные мероприятия: 6 класс/ Авт.-сост. О. Г. Черных. – М.: ВАКО, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.