Егорова Ирина александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №152»
Г.Нижний Новгород
Неделя «литературных открытий».
Цель:
развивать интерес к литературе; вспомнить жизнь и творчество русских и зарубежных писателей, поэтов; прививать интерес к чтению; развивать письменную речь.
Сценарий предметной недели
День первый. «И снова здравствуйте!» (открытие литературной недели).
Информационный час «Моя домашняя библиотека» (5 – 6 классы).
После рассказа ведущих о роли книги в жизни людей, о появлении домашних библиотек были проведены два конкурса:
- «Моя любимая книга» - рассказать о любимом писателе, книге, произведении;
- Конкурс библиографический – сделать библиографическое описание предложенной книги.
Информационный час заканчивается словами ведущего «… любой, кто захочет ознакомиться с вашей библиотекой, сможет судить о вашем культурном уровне. Читайте для получения новых знаний, чтобы с вами было интересно общаться. Именно знания помогают ориентироваться человеку в жизни.
Игра «В гостях у литературных героев» (7 – 8 классы).
Игра проводится по типу телеигры «Счастливый случай». За правильные ответы игроки получают бумажные монеты. Игрок, набравший больше бумажных монет, получает приз. За правильностью ответов следит жюри.
- Отборочный тур.
Ведущий задаёт вопросы, все желающие отвечают. По итогам ответов определяются игроки.
- «Дальше, дальше».
- «Литературное лото».
- «Гонка за лидером».
3. Интеллектуальная викторина «Знаешь ли ты?..» (9 – 11 классы).
- «Разминка».
На интерактивной доске изображён прямоугольник с цифрами и буквами, составляющими зашифрованное имя писателя. Ребята должны разгадать эту шифровку и назвать имя русского писателя.
4.с | 10.к | 8.в | 3.о | 1.Ф | 7.е |
6.о | 12.й | 9.с | 5.т | 2.Д | 11.и |
- «Крылатые слова».
Представители команды вытягивают карточки с крылатыми выражениями. Нужно определить, что это выражение обозначает и каково его происхождение (Почивать на лаврах, в бирюльки играть, держать нос по ветру).
- «Пропажа».
Команды восстанавливают пословицы, вставляя в них «пропавшее» слово. Задание выполняется на скорость: выигрывает команда, первой сдавшая карточки с заданием.
• Родная земля и в … мила. (горсти)
• Друзья познаются в … . (беде)
• Старый друг … новых двух. (лучше)
• Друг спорит, а враг … . (поддакивает)
и т.д.
- «Переставь буквы».
Даны 4 пары слов. В каждой паре нужно поменять местами буквы, чтобы получилась фамилия русского писателя.
• Моль, бант. (Бальмонт)
• Волос, омон. (Ломоносов)
• Стена, парк. (Пастернак)
• Зима, кран. (Карамзин)
- «Палиндромы».
На интерактивной доске даны объяснения слов – палиндромов. Нужно угадать зашифрованные слова.
• Лёгкая постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (шалаш)
• Наводнение, разлив воды. (Потоп)
• Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого – нибудь рода деятельности. (Доход)
• Уплотнённый округлый кусок чего – нибудь, мягкого, рыхлого. (Комок)
• Вращающаяся часть в машинах. (Ротор)
• Подвесное полотнище или сетка для лежания. (Гамак)
• Радиолокационная станция. (Радар)
День второй. «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь» (день, посвящённый творчеству Х. К. Андерсена).
Литературная игра «Эта старая, старая сказка» (5 – 6 классы).
- «Разминка».
На столе лежат портреты известных поэтов и писателей. Нужно найти среди них портрет Х. К. Андерсена.
- «Было или не было».
Команды получают карточки, в которых описан реальный или вымышленный факт из биографии писателя. Нужно выбрать карточки с действительными фактами и положить рядом с портретом Х. К. Андерсена.
- «Пазлы».
Ребята собирают пазл с иллюстрацией к сказке «Снежная королева».
- «Откуда это?..»
Ведущий зачитывает цитаты из сказок, обращаясь к командам по очереди. Команды называют сказки.
- «Актёрское мастерство».
Команды показывают подготовленные заранее инсценировки сказок Х. К. Андерсена.
Любимые сказки Андерсена (7 класс).
Игра начинается с показа презентации «Жизнь и творчество датского сказочника».
В первом – отборочном – туре на вопросы отвечают все зрители. Для этого перед началом ведущий выдаёт каждому по три карточки с цифрами «1», «2», «3». Ведущий зачитывает вопрос и три варианта ответа, зрители поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, ответа; за верные ответы получают по 1 баллу. В конце отборочного тура выявляются три лучших игрока, которые переходят в следующий тур.
Во втором туре между игроками проводится небольшой конкурс «Автор - сказка» (игроки должны соединить имена писателей с названиями сказок, которые они написали) за право выбора темы.
В третьем туре вопросы разбиты на шесть тем («Биография Андерсена», «Русалочка», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева») : каждый игрок выбирает себе по две темы. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. По наибольшему количеству баллу выбирается победитель.
День третий. «В гостях у сказки».
Литературное чтение «Нечистая сила в сказках русского народа» в 1 – 4 классах (проводят 5 – 6 классы).
- Баба Яга – одна из героинь любимых сказок;
- Я Водяной, я Водяной;
- Кикимора;
- Домовой, Домовой, хозяин мой,
Принеси в дом добро и покой!
Просмотр мультфильмов, в которых присутствуют персонажи, упомянутые в литературных чтениях (1 – 11 классы).
«Ивашка из дворца Пионеров», «Приключения домовёнка», «Дом для Кузьки», «Сказка для Наташи», «Возвращение домовёнка».
День четвёртый. «Заграничная шкатулка».
Игровая программа «Ода Мюнхгаузену» (5 – 7 классы).
Два ведущих рассказывают о жизни и творчестве барона Мюнхгаузена, у которого потом берут интервью. Игровую программу завершит викторина.
Театрализованный рассказ о детективном жанре «Виват детектив!» (7 – 11 классы).
В театрализованном рассказе участвуют Ниро Вульф, Майк Хаммер, Перри Мейсон, Шерлок Холмс, Мисс Марпл, Арчи Гудвин, клиентка, дворецкий, Фриц. Действующие лица по очереди рассказывают друг о друге интересные факты биографии и творчества в Клубе знаменитых детективов.
День пятый. «У Лукоморья» (день, посвящённый А. С. Пушкину).
Конкурсная программа «Мой любимый Пушкин» (5 – 6 классы).
- конкурс – разминка «Пушкинские сказки»;
- викторина, посвящённая лицейским годам Александра Сергеевича Пушкина;
- конкурс «Звонкая рифма» - надо угадать по рифме стихотворение;
- «Литературная эстафета» - участник подбегает к столу, берёт ручку и пишет название произведения А. С. Пушкина, которое помнит, возвращается и передаёт эстафету следующему.
2. Викторина по биографии А. С. Пушкина «Чтение – вот
лучшее учение» (7 – 9 классы).
Игра состоит из 6 туров («Разминка», «Думай, думай,
вспоминай», «Кто больше?», «Поле Чудес», «Ромашка»,
«Времена года»), в ней принимают участие 2 команды.
Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Если
Если команда не отвечает, ход переходит к сопернику.
День шестой. «Обо всём понемногу».
Драгоценные клады сказов (5 – 7 классы).
Викторина по типу популярной телеигры «Умники и умницы» проводится по следующим сказам П. П. Бажова: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Кошачьи уши», «Жабреев ходок» и «Дорогое имячко». Участники игры (9 человек) заранее получают задание прочитать эти сказы.
Игра «Следопыты» (8 – 9 классы).
Участникам игры раздаются карточки с портретами великих русских писателей и поэтов (Ломоносов, Фонвизин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Тютчев, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Фет, Некрасов, Бунин). Ведущий задаёт вопросы, касающиеся их жизни и творчества, а игроки отвечают, поднимая вверх карточки – портреты.
День седьмой. «Синема». Закрытие литературной недели.
Просмотр сказки «Три толстяка» (5 - 9 классы).
Подведение итогов литературной недели. Награждение победителей и активных участников литературной недели.
Используемые ресурсы:
Журналы «Читаем, учимся, играем» №1, 3, 4, 5/2008.
Газета «Досуг в школе» №1/2009.
Внеклассные мероприятия: 6 класс/ Авт.-сост. О. Г. Черных. – М.: ВАКО, 2008.