Программа недели русского языка и литературы в школе
Неделя русского языка и литературы в школе
Учитель русского языка и литературы Каюмова З.Р
Гимназия « Донишвар-1»
Автор предоставляет информацию о внеклассной работе, преследующую цель развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.
Ключевые слова: внеклассная работа, предметная неделя
познавательная активность, расширение кругозора, повышение интереса.
Предметная неделя является одним из видов внеклассной работы по предмету.
При проведении Недели учителя–предметники учитывали возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности. Проведение Недели- это хорошая возможность продемонстрировать умение, мастерство не только школьникам, но и их наставникам.
Неделя русского языка и литературы - это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих определенные цели.
Основные цели и задачи предметной недели:
- повышение интереса учеников к предмета м,
- формирование познавательной активности,
- расширение кругозора знаний,
- развития творческих возможностей детей,
- привитие интереса к предмету «русский язык» и «литература».
С 10 декабря по 14 декабря в гимназии «Донишвар-1» стартовала Неделя русского языка и литературы. В ней приняли участие обучающиеся 1-6 классов и педагоги.
Все мероприятия были проведены согласно намеченному плану. При подготовке мероприятий учителями учитывались интересы обучающихся, их индивидуальные особенности, креативные способности.
План проведения недели русского языка и литературы был утвержден директором школы:
Программа недели
русского языка и литературы
Торжественное открытие
10.12.18г Знакомство с календарём недели. Вступительное слово о богатстве русского языка(6кл. Каюмова З.Р).Сценка «Кошкин дом»(2 кл.Зайнидинова А.Р)
11.12.18г.День литературного чтения.
Импровизация рассказов «Волшебное слово»,
«Всё тайное становится явным»,Танец «Часики»(3кл.Каюмова З.Р)
12.12.18г.День поэзии.
А.С Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»(5кл.КаюмоваЗ.Р) 13.12.18г.День сатиры и прозы. «Муха-Цокотуха»(4кл.Рахимджанова М.К)
14.12.18г.День юмора.
Сказка на новый лад «Иван царевич и другие…».Танец«По волнам»,(6кл.
Каюмова З.Р).
Итоги недели. Награждение.
Каждому педагогу удалось достичь поставленной цели в формировании познавательной мотивации обучения, расширения кругозора детей, воспитании ответственности, чувства взаимопомощи, товарищества.
Готовясь к Неделе, учителя русского языка и литературы старались использовать новые интересные формы организации и проведения мероприятий. Это был праздник длиною в целую неделю. Активное участие в мероприятиях приняли все классы школы.
Неделя русского языка и литературы прошла организованно, в атмосфере творчества, на высоком методическом уровне, что способствовало развитию у учеников интереса к указанным предметам, их творческих способностей. Педагоги смогли продемонстрировать свой опыт коллегам, поделиться методическими находками.
Подведены итоги проведенных мероприятий, объявлены победители. Анализ предметной недели показал активность детей, их заинтересованность в подобных мероприятиях, а значит, и необходимость проведения таких конкурсов.
Победители и участники конкурсов награждены грамотами.
Первый день Торжественная линейка (фанфары)выходят ведущие
Ведущий1. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.
О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональном государстве – России является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.
Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»
И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...
На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.
Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.
Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.
Ведущий 1. На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.
Ведущий 2. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми.
Ведущий 1. Всю эту неделю в нашей школе будут проходить мероприятия, посвященные русскому языку и литературе. Участвуйте в них, и вы, безусловно, узнаете много нового и интересного о русском языке, попробуете свои силы в конкурсах, покажете свой ум и знания.
Ведущий 2.На наш праздник мы пригласили гостей из зарубежных стран встречайте!(первый гость из Африки вождь племени Тумба-Юмба выходит под звуки барабана).
-Здравствуйте ребята! Я приехал к нам из далёкой Африки на Неделю русского языка и литературы.
На свете много стран больших и много малых есть.
И для народностей любых язык свой – это честь.
Вьетнамец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн –
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
Ведущий 1 Встречайте следующую гостью!(под индийскую музыку выходит гостья ,танцует , приветствует детей в зале)
Я судьбу благодарю, –
Мне счастья выше нет,
Что вот по-русски говорю
Уже немало лет
Ведущий 1 Встречаем гостью из страны восходящего солнца!
(под китайскую музыку выходит китаянка ,приветствует зал)
Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблена.
Слушай, мир! Я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик!
Ведущий 2 Добро пожаловать гости дорогие на наш праздник!
(выходит девушка под мелодию балалайки в русском народном костюме угощает гостей хлеб солью. Гости проходят садятся).
Сейчас 2 класс покажет нам сказку «Кошкин дом»
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе - высокий дом,
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.
До чего же хороша!
Про богатый кошкин дом
Мы и сказку поведём.
Жила-была кошка на свете,
Был у кошки новый дом.
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Вот пришли к богатой тётке
Два племянника-сиротки.
Тётя, тётя кошка!
Вытяни в окошко.
Есть хотят котята.
Ты живёшь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Котята были у ворот
Поесть они просили.
Раздаётся звонок и шум голосов.
Это пришли гости.
Добро пожаловать, друзья,
Я вам сердечно рада.
Второй день.1) Сценка «Волшебное слово»
Разругавшись со всеми своими родными, Павлик сел на лавочку в сквере, тут уже сидел и отдыхал старик. Он спросил мальчика, почему тот такой сердитый и красный, на что мальчишка ответил, что бабушка выгнала из кухни, а Ленка не дает красок, и брат не хочет прихватить его с собой на лодочную прогулку.
Тогда дед сказал, что знает одно удивительное слово, оно всегда поможет, но только говорить его нужно мягким нежным голосом, глядя прямо в лицо человеку.
Мальчуган пришел домой, не особенно веря старику, но чудесное слово, сказанное ему на ухо, помогло в общении и с бабушкой, и с сестрой Леной. А брат вечером согласился покатать Павлика на лодке. Хотел Павлуша поблагодарить старика, но того в сквере уже не было, а остались только какие-то значки на песке.
2)Импровизация рассказа «Всё тайное становится явным»
Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.
Утром мама предлагает Дениске на завтрак манную кашу, которую он очень не любит. Мальчик отказывается есть. Мама приказывает ему есть без разговоров, но Денис все равно стоит на своем. Тогда мама меняет тактику, перестает ругаться и обещает сыну пойти вместе в Кремль, если каша будет съедена. Дениске очень нравится в Кремле, и он решает во что бы то ни стало справиться с кашей.
Чтобы манная каша стала вкусней, Дениска сначала добавляет в нее соли, а потом сахара. Но вкус каши не становится от этого лучше, а совсем наоборот. Тогда мальчик решает разбавить кашу кипятком, чтобы можно было, закрыв глаза, выпить ее. После этого блюдо делается еще более противным на вкус. Дениска добавляет в кашу хрен, потому что, по его мнению, с этой приправой можно съесть все. Попробовав манную кашу с хреном, есть которую абсолютно невозможно, мальчик, не понимая, что делает, выливает ее за окно.
Мама, увидев чистую тарелку, обрадована, что ее сын быстро и хорошо позавтракал, и начинает собираться на прогулку. Однако в комнату входит милиционер и делает маме строгое замечание, что она выбрасывает еду за окно. Мама возмущена и все отрицает. Тогда милиционер приглашает войти человека, всего испачканного манной кашей. Пострадавший собирался фотографироваться и надел костюм и шляпу, которые теперь испорчены. Мама понимает, что произошло, и без возражений помогает мужчине привести себя в порядок. Денис догадывается, что поход в Кремль не состоится.
Дениска очень боится наказания, но он пересиливает себя, сам подходит к маме и признает, что она была права: тайное всегда становится явным. Мальчик запомнил эту истину на всю жизнь.
3)Танец «Часики»
Третий день.Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырей».
Во время отсутствия Царя, у него родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Царь горюет, но проходит один год, и во дворце появляется новая царица.
Новая царица очень красива, но характер у нее тяжелый: она жестока, своенравна, завистлива. Царица обладает волшебным предметом – Зеркалом. Зеркало разговаривает с царицей. Когда царица смотрится в зеркало, она спрашивает у него, кто прекрасней всех на свете. Зеркало из года в год честно отвечало, что нет никого прекраснее царицы на всем белом свете.
Но идут годы, царица уже не молода. А вот ее падчерица – царевна, наоборот подрастает и становится все прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее. Натура царицы дает о себе знать. Зависть к падчерице не имеет пределов. Царица завет свою служанку Чернавку, и приказывает любым способом погубить царевну. Черновка, выполняя приказ царицы, ведет царевну в дремучий лес на съедение волкам.
По дороге в лес Царевна заподозрила злые намерения Чернавки. Просит Чернавку отпустить ее. Служанка не желает зла царевне, она только исполняет приказ хозяйки, поэтому соглашается отпустить царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.
Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты.
Царевна, долго бродит по дремучему лесу. В итоге, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит в дом. Хозяев дома нет. К вечеру хозяева появляются. Это семеро братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют ее жить в их доме. Царевна ведет хозяйство по дому. Богатырям понравилась царевна. Богатыри предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но нее уже есть жених, и она вынуждена отказать.
Тем временем царица, думая, что падчерица давно мертва, спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна все равно красивее.
Под давлением служанка Чернавка признается царице, что отпустила царевну. Царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой и идет в лес искать царевну. Она находит дом семи богатырей. Царевна не узнает мачеху, жалеет старуху и дает милостыню. Только сторожевой пес надрывно лает на старуху. Царица дает падчерице отравленное яблоко. Царевна надкусывает его и падает мертвой.
Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пес, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Богатыри хотели похоронить царевну, но она выглядела живой, так будто спящей. Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб. Гроб подвешивают в горной пещере.
Довольная царица слышит от зеркала долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.
Елисей ищет царевну по всему белому свету. Но нигде нет его невесты. Отчаявшись, он обращается за помощью к тем, кто все видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне.
Только ветер дал Елисею печальный ответ:
«в… норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный»
«В том гробу твоя невеста».
Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту.
«…о гроб невесты милой
Он ударился всей силой
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Счастливые влюбленные возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркала «Кто прекрасней всех на свете?» и снова слышит о том, что царевна прекраснее ее. В бешенном приступе ярости царица разбивает в дребезги зеркало. При личной встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея.
Четвёртый день. Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла...
"Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок, -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик!
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками
крутит,
Зубы острые в самое сердце
вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
"Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!"
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
"Слава, слава Комару -
Победителю!"
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
"Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара
таракашечки!"
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Пятый день . Закрытие Недели. Итоги недели .Награждение.
Сказка на новый лад «Иван царевич и Кощей»
Выходит ведущая и начинает рассказывать.
А сейчас, вы увидите сказочку, про принца, Ивана. Однажды утром потягивался Иван (1. Фонограмма – Зевота)А потом, делал зарядку. Приседания (2. Фонограмма – Хеть – Ха, ать-два)
И был у него, верный - Конь! (3. Фонограмма – Ржание коня ). Сел он на коня отправился в дорогу. Остановились они в чистом поле, а на встречу им Принцесса.(10. Девочка студентка, сладкая конфетка). Не простая девица, татарская царица. Обалдел Иван от такой красоты. Слез с коня Встал на одно колено. Протянул к ней руки. И запел серенаду(12. Я буду руки твои целовать) . И только хотел поцеловать он принцессу. (13. Фонограмма – гром и грохот) .Вдруг, Разверзлись небеса, тучи стали гуще. И появился. Он, Злодей!! Кощей!!(14. Фонограмма – лезгинка волынка даги) . Не испугался Иван Кощея.Достал свой меч леденец. И кощей свой длинный кинжал, тоже достал (15. Фонограмма – барабаны) .Нападал Иван на Кощея (16. Фонограмма – барабаны) .И нападал Кощей на Ивана.(17. Фонограмма – барабаны) .Бились они.Три дня и три ночи. (18. Фонограмма – барабаны). Надоело Ивану достал он свой кольт сорок пятого калибр и пристрелил Кощея злого! (19. Фонограмма автоматная очередь) . Упал Кощей без память , на сыру землю (21. Дориме) 22. А Иван поднял возлюбленную на руки.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Танец 6 класса «По волнам»(исполнитель Бурито)
Торжественное награждение.
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ирина Анатольевна