Аспекты формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника. Необходимость ориентироваться на результат в профессиональной подготовке специалиста требует внедрения компетентностного подхода в обучении. В методической литературе, как российской, так и зарубежной существует множество определений понятия «компетенция». Компетенция – Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1, с.4].
Профессиональные компетенции относятся к сфере профессиональной деятельности и соответственно специфичны для каждой профессии, специальности. А вот общие компетенции отражают социальные, коммуникативные, методические и иные аспекты, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и специальностей. Стандарты выделяют ряд основных групп умений, которые относятся к информационно коммуникационным технологиям и необходимы любому специалисту в современных условиях:
- умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- умение пользоваться новыми информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности.
Эти компетенции необходимы для всех профессий и специальностей, так как в современном мире, в связи с ростом информатизации всех профессиональных сфер они становятся общими и обязательными для каждого профессионала.
В связи с этим особо обозначилась проблема формирования компетенций и оценивания уровня их освоения студентами. Так как компетенция представляет совокупность практического опыта, умения адаптироваться в процессе смены технологий, знаний, то и подходы в формировании компетенции должны сочетать комплекс приемов, методов и форм, которые позволяют не только давать знания и отрабатывать умения, но и в комплексе приобретать практический опыт того вида деятельности, который охватывает компетенция.
Отличительной особенностью формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «проограммирование в компьютерных системах» является то, что данная компетенция является универсальной, а именно в ней оптимально сочетаются общие и профессиональные виды деятельности. Именно поэтому их формированию уделяется особое внимание с первого года обучения по всем дисциплинам.
Исходя из педагогического опыта, автор предлагает различные формы и методы обучения, которые активно формируют информационно-коммуникационные компетенции, а также предлагает некоторые способы их оценки. Для иллюстрации приведём примеры (таблица 1) некоторых возможных приемов, методов и форм, компетентностного обучения, использование которых позволяет создавать проблемные ситуации, формировать умение решать реальные производственные проблемы с применением информационно-коммуникационных компетенций и соответственно формировать данные компетенции в процессе изучения любой дисциплины.
Таблица 1
приемы, методы, формы, используемые при формировании информационно-коммуникационных компетенций
ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ |
УМЕНИЯ |
ЗНАНИЯ |
Выдача домашних заданий, используя почтовую рассылку, форум |
Опыт поиска и получения информации при решении профессиональных задач опыт делового общения: |
работать с электронной почтой, телеконференциями, списками рассылки. общаться через интернет, |
Проблема в получении задания, необходимость участия в форуме, конференции вынуждает студента приобретать самостоятельно знания в области работы с почтовыми службами и сервисами интернет; Проектная работа с применением ИКТ заставляет студента учиться самостоятельно, осуществлять поиск информации, для решения задач проекта, позволяет профессионально расти и развиваться. Использование ИКТ при проведении деловых, ролевых игр позволяет имитировать профессиональные ситуации |
Индивидуальное консультирование, используя программы мгновенного общения |
|||
Организация дискуссий средствами форума, конференции |
|||
Проектные задания с использованием ИКТ |
Опыт использования информационно коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Опыт участия в реальной трудовой ситуации |
работать с поисковыми серверами, получать доступ к файловым архивам, работать с программами презентационной графики |
|
Ролевые, деловые игры с применением ИКТ |
применять возможности информационных технологий при решении профессиональных задач |
Как видно из предложенной таблицы, перечисленные приемы, методы и формы позволяют сформировать не только информационно-коммуникационные компетенции, но и смоделировать реальные профессиональные задачи, позволяя студенту приобрести практический опыт решения профессиональных задач, а также опыт эффективного общения средствами информационно-коммуникационных технологий. Так, к примеру, использование возможностей форума позволяет организовать общение, как в рамках практических занятий, так и в виде самостоятельной внеаудиторной работы. Эта форма использования информационно-коммуникационных технологий формирует саму компетенцию и решает профессиональную задачу работы в команде при организации работы в группах.
Интересным в этой связи является вопрос оценивания компетенций.
Давайте обратимся к традиционным формам контроля: коллоквиумы, зачеты, практические работы, тесты 1-го и второго уровней. Вопрос: возможно ли такими формами контроля оценить уровень сформированности компетенции студента в определенном виде деятельности? Ведь компетенция – это проявление комплекса профессиональных умений в процессе трудовой деятельности[4, с.18]. Логично считать, что решением данной проблемы является использование комплексных, деятельностях форм оценивания.
Как мы видим в таблице, одной из активных форм оценки сформированности компетенции является использование деловых и ролевых игр. Примером использования (Приложение 1) является разработанная автором деловая игра с использованием социального сервиса, называемого «Живой журнал» (www.livejournal.com). Такая форма обучения решает задачу моделирования проблемной ситуации за счет использования новых для студентов технологий взаимодействия и общения. Участвуя в игре, студент овладевает технологией создания web контента с помощью web сервисов, что является частью профессиональной компетенции, а также приобретает опыт использования ИКТ при решении учебных и профессиональных задач. Таким образом, студент играя обучается, обучаясь – играет. Это интересно, это результативно. Соответственно участие в игре, по правилам игры, выполнение всех её условий, наличие у студента информационного продукта (web страницы созданной по технологии ЖЖ) является свидетельством, подтверждающим приобретение практического опыта, характерного для информационно-коммуникационных компетенций. Все факты подтверждающие овладение компетенцией должны формировать портфолио достижений обучающегося.
В результате обучения студентов, основная профессиональная деятельность которых направлена на разработку программного обеспечения, использование вышеуказанных методов побуждает к активной мыслительной и практической деятельности, дает необходимый практический опыт, расширяет возможности самостоятельной работы, мотивирует к профессиональному росту. Так в прошлом году из 22 студентов выпускной группы:
Трудоустроились по специальности |
12 |
Продолжают обучение по специальности (многие из которых работают) |
10 |
Призваны в ряды вооруженных сил |
8 |
Продолжают учебу по другой специальности |
4 |
Трудоустроились по другой специальности |
2 |
Делая вывод, необходимо сказать, что формирование информационно-коммуникационных компетенций при подготовке специалистов среднего профессионального образования – это задача не только преподавателя информационных технологий, а задача всех педагогов, обучающих студента любой профессии или специальности. В современных условиях перехода профессионального образования на стандарты нового поколения переосмысливается роль обучающегося и роль преподавателя. От преподавателя требуется высокий уровень квалификации, творческий подход, способность применять новые педагогические технологии, не ограничиваясь только трансляцией знаний, а шагая в ногу со временем готовить специалистов в области среднего профессионального образования учитывая трудовые потребности своего региона.
Список литературы
1. Блинов В.И Словарь-справочник современного российского профессионального образования. - М.: ФГУ «Федеральный институт развития образования». – 2009. – 14с.
2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 292с.
3. Лекционный материал дистанционных курсов «Педагогические технологии дистанционного обучения» (http://dl.fcoit.ru/)
4. Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2005. – 288 с.