Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» по специальности «Программирование в компьютерных системах»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П.Ремпель
Приказ № 85-осн.
от «28» мая 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.04 Информационные технологии
по специальности
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Курск 2020
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол №10
От «21» мая 2020 г.
Председатель методической комиссии
__________С.А.Горбунов
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки России от 28 июля 2014 г. № 804) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Разработчик: Мурашева Ирина Сергеевна – преподаватель дисциплин профессионального цикла ОБПОУ «Курский техникум связи»
ОП.04 «Информационные технологии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Информационные технологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО (базовой подготовки): 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы׃ дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины׃
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ;
знать:
назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
базовые и прикладные информационные технологии;
инструментальные средства информационных технологий.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПK 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
ПK 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины׃
максимальной учебной нагрузки - 96 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 64 часа;
- самостоятельной работы обучающихся - 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
Самостоятельная работа | 32 |
В том числе: | |
изучение литературы по заданным темам | 16 |
выполнение индивидуальных заданий | 16 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 «Информационные технологии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций | Уровень освоения | |||||
Раздел 1. Информационные системы и технологии | 96 | |
| ||||||
Тема 1. Информационная технология: понятийная и структурная характеристики | Содержание учебного материала | 22 | | 2 | |||||
| Эволюция информационных технологий. | 2 | ОК 1 | ||||||
| Информационный этап развития общества. | 2 | ОК 3 | ||||||
| Системная характеристика информационной технологии | 2 | ОК 3 | ||||||
| Свойства и основные направления развития информационной технологии | 2 | ОК 3 | ||||||
| Компонентная структура информационной технологии | 2 | ОК 3 | ||||||
| Информационная технологическая система | 2 | ОК 8 | ||||||
7. | Классификация информационных технологий | 2 | ОК 3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | | | ||||||
Внеаудиторная работа с электронным учебным пособием «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по теме 1 | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8 | | ||||||
Тема 2. Информационные системы | Содержание учебного материала | 6 | | | |||||
| Информационные системы: основные понятия | 2 | ОК 8 | ||||||
| Процессы в информационной системе | 2 | ОК 3 | ||||||
| Модели жизненного цикла информационной системы | 2 | ОК 3 | ||||||
Тема 3. Инструментальные средства информационных технологий | Содержание учебного материала | 18 | | ||||||
| Технические средства | 2 | ОК 8 | ||||||
| Программные средства | 2 | ОК 8 | ||||||
Лабораторные работы | 6 | | |||||||
| Microsoft Word. Создание и редактирование документа | 2 | ОК 2, ОК 4, ПK 1.6 | ||||||
| Microsoft Word. Работа с таблицами | 2 | ОК 2, ПК 1.2 | | |||||
| Microsoft Word. Работа с объектами | 2 | ОК 2 | | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 | | | |||||
| Внеаудиторная работа с электронным учебным пособием «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по темам 2, 3 | 8 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8 | | |||||
Тема 4. Базовые информационные технологии | Содержание учебного материала | 50 | | 3 | |||||
Технологии баз данных | 2 | ОК 2, ОК 8 | |||||||
Гипертекстовые технологии | 2 | ОК 2, ОК 8 | |||||||
Геоинформационные системы и технологии | 3 | ОК 2, ОК 8 | |||||||
| CASE–технологии | 3 | ОК 2, ОК 8, ОК 6, ОК 7, ОК 5 | ||||||
| Сетевые технологии | 3 | ОК 2, ОК 8, ОК 5, ОК 6, ОК 7 | ||||||
| Технологии программирования | 3 | ОК 2, ОК 8, ОК 5 | ||||||
| Облачные технологии | 4 | ОК 2, ОК 8, ОК 6, ОК 5 | ||||||
Лабораторные работы | 14 | | |||||||
Microsoft Excel. Работа с формулами. Использование абсолютной и относительной адресации. Математические функции | 2 | ОК 2, ОК 4, ПК 3.1, ПK 3.2, ПК 3.4 | |||||||
| Microsoft Excel. Использование функций для работы с данными типа Текст и Дата/время | 2 | ОК 2, ОК 9, ПК 3.1, ПK 3.2 | ||||||
| Microsoft Excel. Построение диаграмм | 2 | ОК 2, ОК 4, ПK 1.6, ПК 3.1, ПK 3.2 | ||||||
| Microsoft Excel. Пример технологического расчета | 2 | ОК 2, ОК 9, ПК 3.1, ПK 3.2 | ||||||
8. | Microsoft Access. Проектирование и создание базы данных | 2 | ОК 2, ОК 6, ПК 3.1, ПK 3.2 | ||||||
9. | Microsoft Access. Занесение информации в базу данных. Разработка форм | 4 | ОК 2, ОК 6, ПК 3.1, ПK 3.2 | ||||||
| Самостоятельная работа обучающихся | 16 | | | |||||
| Выполнение индивидуального задания: «Создание проекта с использованием базовых информационных технологий» | 16 | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 | | |||||
Всего: | 96 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Вычислительной техники и периферийных устройств».
Оборудование лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Информационные технологии».
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедиапроектором;
компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0349-0
2. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др.; Под ред. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (п) ISBN 978-5-8199-0608-8, 400 экз.
Дополнительные источники:
1. Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии, ОИЦ «Академия», 2014
2. Информатика: учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр « Академия», 2013
3. Информатика: Учебник / Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0474-9
4. Информационные технологии: в 2 ч./ Шафрин Ю.А.-М.: БИНОМ., 2013
5. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука. – СПб.: Издательство «Питер», 2014
6. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Информатика. практикум по информатике: учеб. Пособие/ Под ред. Л.Г. Гагариной Ч. I. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, проверке домашних заданий, тестирования, а также оценки выполнения обучающимися самостоятельных работ индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
Обрабатывать текстовую и числовую информацию | Лабораторные работы 1-7, индивидуальная проектная работа |
Применять мультимедийные технологии обработки и представления информации | |
Обрабатывать экономическую и статическую информацию, используя средства пакета прикладных программ | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
Назначения и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки информации, передачи и распространения информации; | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; домашняя работа, тестирование
|
Состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; | |
Базовые и прикладные информационные технологии; | |
Инструментальные средства информационных технологий |
Контроль и оценка развития общих компетенций в результате освоения дисциплины
Общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Исследование «Эволюции информационных технологий» в рамках темы 1.1 |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Разработка индивидуальных алгоритмов при выполнении ЛР№1-7; взаимооценка работ в рамках Темы №4 |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Решение проблемных ситуаций на Темах 1.2-1.5, 1.7, 2.2, 2.3 |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Решение профессиональных задач при выполнении ЛР №1, 4, 6 |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использовать современные ИКТ на Темах 4.4-4.7 |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Групповая работа при изучении Тем 4.4, 4.5, 4.7, при выполнении ЛР № 6, 7 |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Групповая работа при изучении Тем 4.4, 4.5 |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Разработка Информационной технологической системы в рамках темы 1.6 |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Использование различных версий Word и Excel при выполнении ЛР № 5, 7 |