Статья «Основная роль информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов»

1
0
Материал опубликован 12 November 2021 в группе

ОСНОВНАЯ РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ


Аннотация. В данной статье показаны проблемы использования ИКТ в учебном процессе. Освещены роль и место ИКТ в системе подготовке специалистов, дидактические функции ИКТ, а также возможные негативные стороны использования ИКТ в обучении.


Ключевые слова. Образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии; презентация PowerPoint; мультимедиа, компьютерные технологии.

Текст статьи

Актуальность статьи. В данной статье представлены проблемы и реалии

современного обучения технологиям, информатики и ИКТ, показаны использование интернет-технологий, презентаций PowerPoint

Цель статьи – показать роль внедрения в учебный процесс информационных технологий, традиционных методов обучения.

Одним из важных направлений развития современного образования, педагогической и методической науки является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения. Этот вопрос является актуальным на протяжении последних лет. Несмотря на достаточно накопленную практику, научную и методическую освещенность этой проблемы, авторы новых статей продолжают делиться опытом, обсуждать проблемы применения ИКТ при обучении разным предметам. Более того, появляется новое программное обеспечение, приложения к самым современным компьютерам и мобильным средствам связи, что также может найти свое отражение в построении образовательного процесса. Очевидно, что с развитием ИКТ меняются не только роли преподавателя и студента, но и среда и методика обучения. Скорость внедрения инноваций в обучение будет зависеть от наличия педагогов, владеющих необходимыми навыками и желающих работать в соответствующей среде. ИКТ-компетентность считается критерием профессиональной пригодности будущего специалиста. Уровень владения ИКТ во многом определяет успешность трудоустройства и дальнейшую профессиональную деятельность студента. [1, c. 15].

К современным специалистам предъявляются достаточно высокие требования по владению знаниями и умениями, объем которых меняется и расширяется, и это ведет к поиску способов интенсификации и повышения эффективности системы подготовки специалистов. Вполне обоснованным является мнение, что внедрение ИКТ в процесс обучения ускоряет передачу знаний и накопленного опыта и от преподавателя к студенту, и от одного студента к другому. ИКТ, способствуя повышению качества обучения, позволяют человеку успешнее адаптироваться к изменениям в окружающей образовательной и социальной среде. Дидактические функции ИКТ достаточно описаны в литературе. В частности, ИКТ способствуют повышению интереса и активизации мыслительной деятельности обучающихся; они позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности; позволяют индивидуализировать обучение и дают студентам возможность проявить самостоятельные исследовательские качества. Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации. [1, c. 60].

Кроме того, «использование интернет-технологий для организации самостоятельной работы позволяет высвободить время на занятии, стимулирует познавательную активность студентов». Можно выделить два основных способа интеграции ИКТ в образовательный процесс системы обучения среднего профессионального образования. Во-первых, ИКТ могут стать основой занятия, определять весь процесс обучения (например, презентации PowerPoint). Во-вторых, ИКТ могут функционировать как вспомогательные ресурсы, помогающие обеспечить интерактивность занятий, провести тестирования и организовать самостоятельную работу студентов.

Использование презентаций PowerPoint. Презентации PowerPoint довольно часто используются на занятиях. Однако иногда упускается из виду, что весь курс можно составить в презентациях PowerPoint. Теория, которая должна быть пройдена за занятие, упражнения, фотографии и аудиофайлы могут быть объединены в один. В этом кроется ряд преимуществ. Во-первых, внимание с преподавателя смещается на информацию на экране. Обучение перестает центрироваться на фигуре преподавателя. Во-вторых, визуальное сопровождение теоретического материала помогает правильно записать термины и удержать материал в памяти на более длительное время. Презентации позволяют сэкономить аудиторное время, кроме того, студенты могут всегда вернуться к изучаемому материалу, имея доступ ко всем презентациям курса.[2, c. 54].

Итак, ИКТ позволяют:

индивидуализировать обучение;

повысить активность студентов;

повысить мотивацию учения;

создавать условия для самостоятельной работы;

способствовать выработке самооценки у студентов;

делать занятия более наглядными и интересными;

формировать информационную культуру студента;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; разнообразить виды деятельности: красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения обучаемых;

рационально использовать урочное время, а также время для подготовки к занятию;

дисциплинировать самого преподавателя, формировать его интерес к работе;

совершенствовать процесс контроля;

повысить качество знаний студентов. [3, c. 5].

Выводы. Необходимо отметить, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование новых технологий позволяет модернизировать, дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, повышая тем самым его эффективность, а также стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА:

Руденко Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс. URL: http://ido.tsu.ru

Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». URL: http://journal.kuzspa.ru/

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. ғ 1426. 17 с. URL

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

www.levpi.narod.ru


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации