Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14.В. «Робототехника и прикладное программирование» по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П.Ремпель
Приказ №
от « » 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.14.В. Робототехника и прикладное программирование
по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
Курск 2020
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол №
От « » 2020 г.
Председатель методической комиссии
__________С.А.Горбунов
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 года № 612н "Об утверждении профессионального стандарта 06.019 Технический писатель" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2014 года, рег.№ 34234) с учетом мнения заинтересованных работодателей по формированию вариативной части ОПОП.
Разработчик: Мурашева Ирина Сергеевна - преподаватель дисциплин профессионального цикла ОБПОУ «Курский техникум связи»
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14.В Робототехника и прикладное программирование
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Иметь практический опыт:
-Проводить тестирование программного модуля по определенному сценарию.
-Анализировать алгоритмы, в том числе с применением инструментальных средств.
-Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.
-Отлаживать программные модули.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- Основные принципы отладки и тестирования программных продуктов.
- Инструментарий отладки программных продуктов.
- Инструментальные средства анализа алгоритма.
-Методы организации рефакторинга и оптимизации кода.
-Основные методы отладки.
-Методы организации работы в команде разработчиков.
- Основные виды заданий, выполняемых программируемыми роботами; уметь:
- Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля.
-Выполнять оптимизацию и рефакторинг программного кода.
-Выполнять отладку, используя методы и инструменты условной компиляции.
Перечень формируемых компетенций
Технический писатель должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ПК.1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода.
ПК 2.3. Выполнять отладку программного модуля с использованием специализированных программных средств.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 122 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 122 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 122 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 122 |
в том числе: | |
Практические работы | 60 |
Аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14.В Робототехника и прикладное программирование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды формируемых компетенций | Уровень освоения | |||
Раздел 1. | Робототехника как прикладная наука | | | | |||
Тема 1.1. История развития робототехники | Содержание учебного материала | 12 | | | |||
1.Робототехника в системе наук | 2 | ОК 1. ОК 7 | 2 | ||||
2.История развития робототехники | 2 | ОК 7 ОК 7 | 2 | ||||
3.Законы робототехники | 2 | ОК 1 ПК.1.3 | 2 | ||||
4.Классификация роботов | 2 | ОК 9 ПК 2.3 | 2 | ||||
5.Промышленные,поисковые, военные, бытовые, исследовательские роботы | 2 | ОК 1 ОК 9 | 2 | ||||
6.Области использования робототехнических устройств | 2 | ОК 1 ПК 2.3 | 2 | ||||
Раздел 2. | Оборудование для изучения робототехники | | | | |||
Тема 2.1. Базовые конструкторы в образовательной робототехнике. | Содержание учебного материала | 10 | | | |||
1.Знакомство с платой Arduino, ее особенности, виды и предназначения. | 2 | . ОК 7 ПК.1.3. | 2 | ||||
| 2.Важные компоненты платы Arduino | 2 | . ОК 7 ПК.1.3. | 2 | |||
| 3.Описание и назначение датчиков стандартного набора LEGO Mindstorms NXT | 2 | ОК 1 | 2 | |||
| Практические работы | 4 | | | |||
1. | Работа с конструктором Lego Mindstorms с помощью программы LEGO Digital Designer | 2 | ОК 1, ОК 7 ПК.1.3. | 3 | |||
2. | Создание мини-проекта в программе LEGO Digital Designer | 2 | ОК 1, ОК 2. ОК 7 ОК 9 | 3 | |||
Раздел 3 | Электронные и конструкционные компоненты на базе Arduino UNO | | | | |||
Тема 3.1. Основы конструирования. | Содержание учебного материала | 30 | | | |||
1.Устройства для управление роботом | 2 | ОК 5 ОК 11 | 2 | ||||
2.Особенности работы сервомотора | 2 | ОК 11ПК 1.4. | 2 | ||||
3. Особенности работы сервоприводов | 2 | ПК 1.4. | 2 | ||||
4.Датчики касания, расстояния, освещенности цвета и их назначение | 2 | ОК 5 ПК 2.3 | 2 | ||||
5.Шилды и компоненты платы Arduino | 2 | ОК 10 ПК 2.3 | 2 | ||||
6.Электронные компоненты робототехнического конструктора, и принципы их работы | 2 | ОК 10 ПК 1.4. | 2 | ||||
7.Пайка,припой,флюс | 2 | ПК 1.4. ПК 2.3 | | ||||
Практические работы | 16 | | | ||||
1 | Подключение светодиода к плате Arduino | 2 | ОК 7 ОК 11 ПК 1.4. | 3 | |||
2 | Применение нажатие кнопки на примере зажигания светодиода. Предотвращение дребезга контактов | 2 | ОК 7 ОК 11 | 3 | |||
3 | Потенциометр. Повторение закона Ома на примере яркости светодиода | 2 | ОК 7 ОК 11 | 3 | |||
4 | Светодиодная шкала 10 сегментов. Вращением потенциометра изменение количество светящихся светодиодов | 2 | ОК 7 ОК 11 ПК 1.4. | 3
| |||
5 | RGB-светодиод. Широтно-импульсная модуляция. | 2 | ОК 7 ОК 11 | 3 | |||
6 | Семисегментный индикатор одноразрядный. Вывод цифр на индикаторе | 2 | ОК 7 ОК 11 | 3 | |||
7 | Матрица 4-разрядная из 7-сегментных индикаторов. Вывод динамической индикации | 2 | ОК 7 ОК 11 ПК 1.4. | 3 | |||
8 | Микросхема сдвигового регистра 74НС595. Управление матрицей из 4 разрядов, экономим выходы Arduino | 2 | ОК 7 ОК 11 ПК 1.4. | 3 | |||
Раздел 4 | Модели конструкторов на базе конструкторов Lego Mindstorms и платформе Arduino | | | | |||
Тема 4.1. Основы конструирования. | Содержание учебного материала | 36 | | | |||
1.Системы манипуляции и системы передвижения. | 2 | ОК 10 ПК 2.3 | 2 | ||||
2. Роботы с захватными устройствами. | 2 | ОК 10 ПК 2.3 | 2 | ||||
3. Виды захватных устройств. | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 2 | ||||
4.Системы передвижения роботов. | 2 | ОК 10 ПК 1.4. | 2 | ||||
5. Колесные, гусеничные, шагающие, гибридные роботы. | 2 | ОК 9 ПК 2.3 | 2 | ||||
6.Разновидности двухмоторных роботов. | 2 | ОК 9 ПК 2.3 | 2 | ||||
7.Механические передачи (зубчатая, червячная, ременная), их назначение и применение в конструкциях роботов. | 2 | ОК 10 ПК 1.5. | 2 | ||||
Практические работы | 22 | | | ||||
1. | Работа со светодиодной матрицей 8x8 | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
2. | Фоторезистор. Обработка освещённости, зажигая или гася светодиоды | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
3. | Использование датчик температуры аналоговый LM335. Принцип работы, пример работы | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
4. | Индикатор LCD1602. Принцип подключения, вывод информации на него | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
5. | Сервопривод. Применение потенциометра | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
6. | Обработка данных от джойстика. Управление Pan/Tilt Bracket с помощью джойстика | 4 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
7. | Датчик температуры DS18B20 | 4 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
8. | Датчик влажности и температуры DHT11 | 4 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
Раздел 5 | Программное обеспечение робототехнического конструктора | | | | |||
Тема 5.1. Алгоритмизация | Содержание учебного материала | 32 | | | |||
1.Понятие программы | 1 | ОК 5 ПК 2.3 | 1 | ||||
2. Программирование мобильных роботов. | 1 | ОК 1 ОК 10 | 2 | ||||
3.Обзор современных систем программирования мобильных роботов. | 1 | ОК 1 ПК 2.3 | 2 | ||||
4.Классификация программного обеспечения. | 1 | ОК 10 ПК 2.3 | 2 | ||||
5.Программирование Arduino | 2 | ОК 10 | 2 | ||||
6. Интерфейс и особенности программирования в среде Scratch | 2 | ОК 10 ПК 2.3 | 2 | ||||
7.Интерфейс и особенности программирования в среде RoboLab. | 2 | ОК 9 ПК 2.3 | 2 | ||||
8.Решение прикладных задач. Алгоритм движения по кругу, вперед – назад, по квадрату и «восьмеркой». Запуск и отладка программы. | 2 | ОК 1 ПК 2.3 | 2 | ||||
9. Использование простых механизмов в робототехнике. | 2 | ОК 9 ОК 1 | 2 | ||||
Практические работы | 18 | | | ||||
1. | Работа в среде программирования scratch | 4 | ОК 4 ОК 7 | 3 | |||
2. | Решение прикладных задач с помощью датчиков базового набора конструктора | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
3. | Ультразвуковой датчик расстояния HC-SR04. Принцип работы, подключение, пример | 2 | ОК 7 ПК 2.3 | 3 | |||
4. | Работа со считывателем RFID на примере RC522. | 2 | ОК 7 ПК 1.5. | 3 | |||
5. | Вариативное использование датчиков для решения задачи прохождения лабиринта. | 4 | ОК 4. ОК 5 ОК 7 | 3 | |||
6. | Реализация задач движения по линии в различных программных средах (черная линия, цветная линия, инверсная линия, прерывающаяся линия). | 4 | ОК 4 ОК 7 ПК 2.3 | 3 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ОК 5 | | ||||
Всего: | 122 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»:
- Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб;) или аналоги;
- Автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб;)или аналоги;
- Проектор и экран;
- Маркерная доска;
- Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Юревич Е. И. Основы робототехники [Текст]: учеб. пособие для вузов / Юревич Е. И.; 2-е изд. - СПБ.: БХВ-Петербург,2018. - 416 с
2. Шошиашвили М.Э., Шошиашвили И.С. Механика управляемых машин и мехатронных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие [для вузов]. 2-е изд., доп. Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ) – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ),2018. – 188 с.: доступ http://lib.npi-tu.ru
Дополнительные источники:
3. Подураев Ю.В. Мехатроника: основы, методы, применение [Текст]: учеб. пособие для вузов Серия: Для вузов/ М.: Машиностроение, 2017. – 256 с. 4. Элементы мехатроники [Текст]: учеб. пособие/ Глебов Н.А., Булгаков А. Г., Гераськин Д. П.; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ(НПИ), 2017. – 128 с.
5. Шошиашвили М.Э., Круглова Т.Н. Проектирование робототехнических и мехатронных систем. Ч.1. Проектирование роботов и робототехнических систем [Электронный ресурс]: учеб. пособие [для вузов] / Шошиашвили М. Э.; Круглова Т. Н.; ЮРГТУ(НПИ). – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ(НПИ), 2018. – 190 с.: доступ http://lib.npi-tu.ru
6. Шошиашвили М.Э., Круглова Т.Н. Проектирование робототехнических и мехатронных систем. Ч.2. Проектирование мехатронных систем [Электронный ресурс]: учеб. пособие [для вузов] /Шошиашвили М. Э.; Круглова Т. Н.; ЮРГТУ(НПИ). – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ(НПИ), 2018. – 214 с.: доступ http://lib.npi-tu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт: | |
Проводить тестирование программного модуля по определенному сценарию. | Оценка результатов тестирования программных модулей компонентов ARDUINO . Темы 3.1- 3.7 |
-Анализировать алгоритмы, в том числе с применением инструментальных средств. | Оценка построения и анализа алгоритмов SCRATH. Темы 5.1- 5.9 |
-Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода. | Оценка и контроль за выполнением рефакторинга и оптимизации программируемых частей кода для работоспособности компонентов робототехники. Темы Раздела 4. |
-Отлаживать программные модули. | Оценка интеграции программных модулей LEGO Digital Designer. Практические работы раздела 2. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
- Основные принципы отладки и тестирования программных продуктов. | Фронтальный опрос, собеседование по разделу 4: Оценка результатов выполнения различных видов тестирования по темам 4.5, 4.6, 4.7 |
- Инструментарий отладки программных продуктов. | фронтальный опрос, собеседование по темам 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 Подготовка презентаций и докладов |
- Инструментальные средства анализа алгоритма. | фронтальный опрос по теме 5.1 |
-Методы организации рефакторинга и оптимизации кода. | Оценка и контроль за выполнением рефакторинга и оптимизации программируемых частей кода для работоспособности компонентов робототехники. Темы Раздела 4. |
-Основные методы отладки. | Оценка интеграции программных модулей LEGO Digital Designer. Практические работы раздела 2. |
-Методы организации работы в команде разработчиков. | Разделение компилируемых частей одного кода для работы группы разработчиков. Интеграция частей кода в один алгоритм. ( проект умный дом) |
- Основные виды заданий, выполняемых программируемыми роботами; | Тестирование по разделу №3 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
- Выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля. | практические занятия по разделу 5.1,выполнение индивидуальных заданий |
-Выполнять оптимизацию и рефакторинг программного кода. | практические занятия, индивидуальные проекты Arduino |
-Выполнять отладку, используя методы и инструменты условной компиляции. | Оценка интеграции программных модулей LEGO Digital Designer. Практические работы раздела 2. |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Подбор типов и метода конструирования элементов робототехники в практических работах №1 и №2 Темы 2. |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Анализ способностей обучающегося к поиску различных нестандартных приемов программирования в рамках практической работы №1 раздела 2 |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Групповой проект в среде Scratch,работа по командам над проектом Arduino в рамках практической работы №1 раздела 5. Индивидуальные проекты Arduino, выполнение практических работ 5-6 в разделе 5.1 |
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | ПР №6 раздела 5. Решение задачи прохождения лабиринта роботом. Контроль за защитой проекта на дифференцированном зачете |
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте. Практические работы разделов 1-5 |
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Оценка мини- проекта ПР№2 Раздела 2. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Практические работы раздела 4. Контроль за правильным использованием руководств по эксплуатации технических средств робототехники ( в том числе на иностранном языке) Разделы 3.4.5. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Контроль самостоятельного принятия решений по определению задач для эффективной реализации работоспособности компонентов Arduino - практические работы раздела 3. |
5