Некоторые аспекты работы концертмейстера при постановке танцевальных элементов в народной песне
Некоторые аспекты работы концертмейстера при постановке танцевальных элементов в народной песне .
Силков Иван Николаевич-концертмейстер
ансамбля народной песни «Румяные щёчки»
Алейникова Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования
ансамбля народной песни «Румяные щёчки
МБОУ ДО ЦДТ 4 г.Иваново
Роль концертмейстера на занятиях по постановке танцевальных элементов в народной песне.
Исполнение народной песни очень часто соседствует с элементами танца и хореография является очень важным моментом в сценической постановке песни.
Но искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях по народной песне при постановке хореографических элементов с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети на занятиях хореографией получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве .Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер будет исполнять музыку, доносить ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогут детям лучше услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
И ,безусловно, он – главный помощник педагога-хореографа при работе в ансамбле, на групповых занятиях.
Что же такое, по сути, концертмейстер? Обратимся к музыкальной энциклопедии. «Концертмейстер – это музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра». Однако, концертмейстер в ансамбле народной песни, где хореографическая работа также очень важна– это баянист, разучивающий как партии с певцами, так и работающий над танцевальными движениями под руководством хореографа, это музыкант, аккомпанирующий ансамблю и вмести с ним принимающий непосредственное участие в концертных выступлениях. Действительно, понятие концертмейстер включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий. Это и умение контролировать качество исполнения материала, и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от баяниста не только артистизма во время выступлений, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения исполнительской техникой, знания основ певческого или хореографического искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно. Концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, так как в поле его деятельности находится огромный и разнообразный репертуар. Также желательно в определённой степени владеть знаниями по постановке и исполнительскому мастерству в элементах народного танца. Поэтому исполнительский анализ – обязательный этап работы концертмейстера в классе хореографии.
Несомненно, результативная работа по постановке танца возможна только в содружестве педагога-хореографа и концертмейстера. Важно, чтобы музыкант был партнером хореографу. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся по развитию хореографических навыков.
Постановка народно-сценического танца начинается с упражнений по разминке и продолжается с разучивания танцевальных элементов, используемых в песне . Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Разминка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать определённый образ и воплотить его под заданную музыку.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Подбор материала включает в себя в основном русскую, а также украинскую, белорусскую, молдавскую и другую народную музыку в переложении для баяна. Медленные упражнения плавного характера чередуются с быстрыми и четкими. Музыкальный материал соответствует порядку упражнений , предлагаемому хореографом ,на протяжении всего урока, а также другие многочисленные песни и танцы аналогичные приведённым примерам, могут применяться для разучивания определённых движений, танцевальных связок и других элементов. Также, уже непосредственно во время исполнения самой песни, танцевальные движения и вся хореографическая партитура сопровождается мелодией с аккомпанементом непосредственно разучиваемой учащимися песни. И , наконец, фрагменты этой же песни очень полезно применять в разучивании определённых танцевальных элементов и связок для удобства запоминания всей палитры: мелодии, текста и танца.
Примеры нотного материала для хореографической разминки .
В характере украинского танца русской песни. Музыкальный размер 4/4. И 2\4
2. Неторопливый - эстонский танец. Музыкальный размер 3/4.
3. Каблучный- в характере русского танца. Музыкальный размер 2/4.
«Ах, Самара – городок!»
4. Полька -музыкальный размер 2/4.
5. Быстрый танец- в характере белорусского танца. Музыкальный размер 4/4.
6. Подготовка к верёвочке- в характере русского танца. Музыкальный размер 2/4.
7. Танцы Русский и украинский Музыкальный размер 2/4.
Комбинация прыжков.
Комбинация моталочек.
10.Ковырялочка.
Комбинация ключей.
Комбинация верёвочек.
Дробь.
Диагональ.
14.Бег в повороте с ударом в пол.
15. Комбинация моталочки с ковырялочкой.
16.Для хороводных движений Размер 2/4
Список литературы
«Школа игры на баяне». Составитель: Ю. Акимов Москва. Музыка. 2008г.
Альбом начинающего аккордеониста. Выпуск 33. Москва. Композитор. 2000г.
Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Москва. Музыка.2000г
Альбом начинающего баяниста № 22. Составитель: А. Талакин Москва Композитор. 2000г.
Народные мелодии для баяна (аккордеона). Санкт-Петербург. Композитор. 2007г.
Народные песни и танцы в обработке для баяна. Вып.18. Санкт-Петербург. Композитор. 2008г.
7. Р. Н. Бажилин. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира Катанского. Москва. 2008г.