Доклад «Некоторые понятия развития ребёнка из детского дома»
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ РАЗВИТИЯ
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу. Оно бывает следующих видов:
• саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах:
- физические и психические нарушения;
- агрессивное;
• зависимое или аддиктивное: химическая зависимость – токсикомания, курение, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость – переедание, голодание, отказ от еды; гэмбинг – поведение, связанное с азартными играми; суицидальное поведение – суицидальные акты сознательные и провокационные;
• асоциальное поведение – отклонение от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений;
• антисоциальное или преступное - противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей.
- Делинквентное поведение – действия подростка (до 14лет), отклоняющееся от правовых норм, принятых в данном обществе, уголовно не наказуемое. Может проявляться в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, бродяжничестве.
- Агрессивно-насильственное – вандализм, поджоги, агрессивно-садистские действия.
- Корыстное поведение – мелкие кражи, вымогательство, собирание милостыни, угон автотранспорта.
Депривация
Выделяются следующие условия, которые мы разделили по группам, необходимые для нормального развития ребенка, и соответственно виды депривации, возникающие при их отсутствии:
1. Сенсорная депривация. Полнота информации об окружающем мире, получаемая по разным каналам: зрение, слух, осязание (прикосновения), обоняние - ее недостаток вызывает сенсорную (чувственную) депривацию. Этот вид депривации свойственен детям, которые с самого рождения попадают в детские сиротские учреждения, где они фактически лишены необходимых для развития стимулов - звуков, ощущений.
2. Двигательная депривация. С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенны тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Сегодня широко признано, что тугое пеленание грудных младенцев, традиционное для некоторых культур, имеет отрицательные последствия не только медицинского или физиологического характера, но и сугубо психологического. Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может доходить до взрывов ярости и агрессивности. Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться часами, стереотипные движения руками, сосание пальцев и др., наблюдается у детей из закрытых детских учреждений, в условиях содержания лишенных возможности нормально двигаться. По мнению исследователей, покачивание доставляет ребенку определенные проприоцептивные раздражении, которые как-то разнообразят его ощущения.
3. Когнитивная депривация. Отсутствие удовлетворительных условий для обучения и приобретения различных навыков - ситуация, которая не позволяет понимать, предвосхи-щать и регулировать происходящее вокруг, вызывает когнитивную (познавательную) депривацию. Когнитивная (интеллектуальная) депривация возникает вследствие того, что ребенок никак не может влиять на происходящее с ним, от него не зависит ничего - не-важно, хочет ли он есть, спать и т.д. Воспитывающийся в семье ребенок может протестовать - отказываться (возможно, криком) есть, если он не голоден, отказываться одеваться или наоборот отказываться раздеваться. И в большинстве случаев родители учитывают реакцию ребенка, тогда как в детском сиротском учреждении, даже самом лучшем, про-сто физически невозможно кормить детей только тогда, когда они голодны и не отказы-ваются есть. Именно поэтому, эти дети изначально привыкают к тому, что от них ничего не зависит, и это проявляется не только на бытовом уровне – очень часто они даже не могут ответить на вопрос, хотят ли они есть, что в последующем приводит к тому, что их самоопределение в более важных вопросах сильно затруднено. На вопросы "кем ты хочешь быть" или "где ты хочешь дальше учиться" они часто отвечают - "не знаю" или "где скажут". Понятно, что в реальности у них зачастую нет возможности выбора, однако, очень часто они и не могут сделать этот выбор, даже имея такую возможность.
4. Эмоциональная депривация. Эмоциональные контакты со взрослыми, и прежде всего матерью, обеспечивающие формирование личности - их недостаточность ведет к эмоциональной депривации. Эмоциональная депривация возникает вследствие недостаточной эмоциональности взрослых, общающихся с ребенком. Он не получает опыта эмоционального отклика на свое поведение - радость при встрече, недовольство, если он делает что-то не так. Таким образом, ребенок не получает возможности научиться регулировать поведение, он перестает доверять своим чувствам, ребенок начинает избегать контакта глаз. И именно этот вид депривации значительно затрудняет адаптацию ребенка, взятого в семью. Тип личности, формирующийся в условиях материнской депривации, называют безэмоциональным. Такой ребенок отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что он чувствует себя слабее других, у него развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Основным переживанием таких детей является кажущаяся враждебность мира по отношению к нему. Американские исследователи обнаружили, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми (в больницах, детских домах, яслях) ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт со взрослым не более 4-х раз, после чего он перестает стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушным. У детей формируется базовое недоверчивое отношение к миру. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудное компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, учиться. Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство. Материнская депривация – разорваность уз привязанностей ребенка с матерью. Материнская депривация приводит к госпитализму. Больничный синдром – тот, кто вырос в больнице, исторически. Диагноз выставляется до 1,5 года. Гоулфрид расширил это понятие и назвал как совокупность серьезных психических и физических расстройств из-за длительного пребывания в больнице и полного отсутствия контакта с матерью.
Признаки госпитализма:
- запоздалое развитие движений;
- позднее и резкое отставание во владении речью;
- эмоциональная обедненность – слабая мимика (задержка социальной улыбки);
- бессмысленные движения - покачивания;
- низкий антрометрический показатель (маленький рост).
5. Социальная депривация. Ограничение возможности усвоения социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества вызывает социальную депривацию. Социальная депривация возникает вследствие того, что дети не имеют возможности узнать, понять практический смысл и попробовать в игре различные социальные роли - отца, матери, бабушки, дедушки, воспитателя в детском саду, продавца в магазине, других взрослых. Дополнительную сложность вносит замкнутость системы детского сиротского учреждения. Дети значительно меньше знают об окружающем мире, чем живущие в семье. Нарушения половой идентификации воспитанников сиротских учреждений возникают по причине преобладания женщин среди педагогов и персонала, а также группового "Мы", базируясь на котором не дифференцируют личные права и обязанности. В результате нарушена гендерная идентичность: переживание себя как человека определенного пола, которая включает в себя: 1. Целостное представление о себе, как о человеке того или иного пола в прошлом, настоящем и будущем. 2. принятие и интегрирование различные гендерных ролей (женщина как мать, как жена, как подруга). Дети из СУ – совершенно не знакомы с моделями мужского поведения (путают глаголы). Мальчики любят делать женскую работу, поливать цветы, вышивать, строят отношения по женскому типу; у девушек часто встречается негатив к женщинам. Она бросила их, и поэтому они безвкусно подчеркивают свой биологический пол или наоборот излишне его скрывают.
Следствием депривации почти всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии мелкой моторики. Мелкая моторика - возможность выполнения мелких, точных движений, игр с мелкими предметами, мозаикой, рисование мелких предметов, письмо. Отставание в освоении мелких движений является значимым не только потому, что может мешать ребенку осваивать процесс письма и соответственно затруднять его обучение в школе, но и существует большое количество данных, подтверждающих связь между развитием мелкой моторики и речью. Для устранения последствий депривации необходимо не только устранение самой ситуации депривации, но специальная работа по коррекции уже возникших из-за неё проблем.
Дети, живущие в детских сиротских учреждениях, особенно те, кто с самого раннего возраста попадают в дом ребенка, сталкиваются со всеми типами описанных деприваций. В раннем возрасте они получают явно недостаточное количество информации, необходимой для развития. Например, отсутствует достаточное количество зрительных (разных по цвету и форме игрушек), кинестетических (разных по фактуре игрушек), слуховых (различных по звучанию игрушек) стимулов. В относительно благополучной семье, даже при недостатке игрушек, ребенок имеет возможность видеть различные предметы с разных точек зрения (когда его берут на руки, носят по квартире, выносят на улицу), слышит различные звуки - не только игрушек, но и посуды, телевизора, разговоров взрослых, обращенную к нему речь. Имеет возможность познакомиться с различными материалами, дотрагиваясь не только до игрушек, но и до одежды взрослого, различных предметов в квартире. Ребенок знакомится с видом человеческого лица, потому, что даже при минимальном контакте матери с ребенком в семье, мать и другие взрослые чаще берут его на руки, говорят, обращаясь к нему
Привязанность
Чтобы понять это, приведу наиболее типичную жалобу. Родители девочки, удочеренной из детского дома, поначалу решили, что восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к новой жизни. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре усыновители поняли, что точно также она ведет себя и с незнакомыми людьми. Они были обеспокоены этим открытием и очень обижены тем, что дочь оказывает одинаковые знаки внимания им, ее приемным родителям и совершенно посторонним людям. Еще одним неприятным для них моментом стало то, что девочка совершенно не расстраивается, когда родители уходят, и может легко остаться с любым мало знакомым человеком. На консультации у психолога они узнали, что у ребенка не сформировано чувство привязанности.
Привязанность - это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.
Нарушение привязанности может вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.
Формирование привязанности у детей
Чувство привязанности не является врожденным, это приобретенное качество и присуще оно не только людям. Применительно к животному миру это свойство называют "импринтинг" - запечатление. Вероятно, вам доводилось слышать о том, что цыплята считают своей матерью утку, которая их высидела и которую они увидели первой, или щенята считают своей мамой кошку, которая их впервые накормила собственным молоком. Поскольку у младенца, от которого отказалась родная мать, она не запечатлелась в мозгу, а кормили его совершенно разные люди, даже не беря на руки, то у него не устанавливается постоянной связи с конкретным человеком, поэтому и говорят, что у таких детей нарушено формирование чувства привязанности.
Формирование привязанности в пределах нормы можно упрощенно описать с помощью следующего механизма: когда грудной ребенок чувствует голод, он начинает плакать, поскольку это причиняет ему дискомфорт, а иногда и физическую боль, родители понимают, что вероятнее всего ребенок голоден и кормят его. Таким же образом удовлетворяются и другие потребности ребенка: в сухих пеленках, тепле, общении. По мере удовлетворения потребностей у ребенка возникает доверие к человеку, который заботится о нем. Таким образом, формируется привязанность.
Практически все психологи главной причиной называют депривацию в раннем возрасте. Следующей причиной может быть нарушение взаимоотношений в семье (если ребёнок какое-то время прожил в семье). Очень важным является то, в каких условиях ребенок жил в семье, как строились его отношения с родителями, существовала ли эмоциональная привязанность в семье, или имело место отвержение, неприятие родителями ребенка. Был ли ребенок желанным или нет. Парадоксальным на первый взгляд фактом является то, что для формирования новой привязанности гораздо более благоприятной является ситуация, когда ребенок рос в семье, где существовала привязанность между родителем и ребенком. И наоборот, ребенок, выросший не зная привязанности, с большим трудом способен привязаться к новым родителям. Здесь важную роль играет опыт ребенка: если ребенок имел благоприятный опыт построения отношений с взрослым человеком, он сложнее переживает момент разрыва, однако в дальнейшем ему легче построить нормальные отношения с другим значимым для него взрослым человеком.
Еще одной причиной может являться насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, пережившие насилие в семье, тем не менее, могут быть очень привязаны к своим жестоким родителям. Это объясняется в первую очередь тем, что для большинства детей, растущих в семьях, где насилие является нормой жизни, до определенного возраста (обычно такая граница приходится на ранний подростковый возраст) такие отношения являются единственно известными. Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение многих лет и с раннего возраста, могут ожидать такого же или сходного дурного обращения в новых отношениях и могут проявлять некоторые из уже усвоенных стратегий для того, чтобы справиться с этим. Дело в том, что большинство детей, переживающих семейное насилие, как правило, с одной стороны, настолько замыкаются в себе, что не ходят в гости и не видят других моделей семейных отношений. С другой стороны, они вынуждены неосознанно поддерживать иллюзию нормальности таких семейных отношений для сохранения своей психики. Однако, для многих из них характерно привлечение к себе негативного отношения родителей. Это еще один способ привлечения внимания - негативное внимание, это для многих единственное внимание родителей, которое они могут получить. Поэтому для них типична ложь, агрессия (в том числе агрессия, направленная на себя - аутоагрессия), воровство, демонстративное нарушение правил, принятых в доме. Психологическое насилие - это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, являющиеся постоянными в данной семье. Это наиболее сложная в выявлении и оценке форма насилия, так как границы насилия и ненасилия в данном случае достаточно умозрительны. Однако, практика психологического консультирования показывает, что большинство детей и подростков вполне способны разделить иронию и насмешку, упреки и нотации от издевательств и унижения. Психологическое насилие опасно также тем, что это не однократное насилие, а сложившаяся модель поведения, т.е. это способ взаимоотношений в семье. Ребенок, подвергавшийся психологическому насилию (высмеиванию, унижению) в семье, не только сам был объектом такой модели поведения, но и свидетелем таких отношений в семье. Как правило, это насилие бывает направлено не только на ребенка, но и на партнера в браке.
Приемным родителям не стоит рассчитывать, что ребенок сразу, попав в семью, будет демонстрировать положительную эмоциональную привязанность. В лучшем случае он будет проявлять беспокойство при вашем отсутствии или попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать.
Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка
Обычно, прожив с ребенком какое-то время, взрослые перестают замечать, происходят ли какие-то изменения с ребенком, у некоторых даже опускаются руки от того, что им кажется, что усилия затрачены впустую. Поэтому я хочу перечислить некоторые признаки, которые помогут судить о сформированности привязанности у ребенка:
- ребенок отвечает улыбкой на улыбку;
- не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом;
- стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как "надежную пристань";
- принимает утешения родителей;
- испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании с родителями;
- испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.
В формировании привязанности, восстановлении базового доверия, утраченного детьми из детских учреждений, важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить - это породит только еще большее недоверие к миру. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком. Детям очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающими.