Доклад «Развитие инициативности и восприятия детей от 1 года до 4 лет в доме ребенка»
Игры и упражнения для развития инициативности и восприятия у детей от1 года до 4 лет в доме ребенка.
В условиях домов ребенка, когда дети испытывают социальную депривацию, направления работы по формированию отношений с детьми и взрослыми является важнейшей частью работы по комплексной реабилитации воспитанников. Для осуществления этих задач необходимо развивать у воспитанников чувства, ощущения, зрительное и слуховое восприятие, осязание.
Ниже будут представлены игры и упражнения на развитие восприятия ребенка: зрительного, слухового, тактильного. В данной работе используется нетрадиционный подход к развитию этих процессов. Это использование собственной инициативы как основы развития восприятия.
Развитие действий по собственной инициативе (инициативность) представляет собой сложный и многоплановый процесс, который во многом определяет эффективность коррекционной и реабилитационной работы в условиях дома ребенка. Многочисленные исследования (Авдеева Н.Н., Баженова О.В., Лисина М.И., Солоед К.В., Сорокина А.И., Полякова Ю.Ф. и др.) свидетельствуют о том, что в основе задержки психоречевого развития младенцев, находящихся в условиях депривации, находится «снижение собственной инициативы в действиях ребенка, направленной на познание предметного и социального мира». (Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. «Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации», ж-л «Вопросы психологии», 2000 No4, с.9)
Учитывая тот факт, что у младенцев домов ребенка частота зрительного контакта, с ухаживающим за ним персоналом, незначительна, обращаем внимание на важность этого момента для развития инициативности ребенка. Частый зрительный контакт и его поощрение со стороны взрослого, намеренный поиск глазами взгляда ребенка в самые первые месяцы жизни (0-4 месяцев) обеспечат малышу развитие зрительной фиксации (необходимое условие для формирования восприятия), а так же будут способствовать развитию контакта.
Основными факторами, обусловливающими развитие активных, самостоятельных действий у ребенка, являются:
Аффективная насыщенность действий;
Слияние мотивации материи и ребенка;
Взаимный обмен эмоциями;
Раннее распознавание матерью намерений малыша;
Придание им целенаправленности
Взаимоотношение социальных намерений;
Удовольствие матери от успешности произведенного действия;
Радость ребенка от ощущения собственной эффективности.
Общие принципы при выполнении игр и упражнений:
1. Держать зрительный контакт с ребенком, но помните, что это нормально если ребенок время от времени смотрит в сторону. (Ненормально, если ребенок смотрит на кого - то слишком долго).
2. Если ребенка больше интересуют предметы, нежели люди, можно положить его любимую игрушку рядом с вашим лицом с тем, чтобы посодействовать ему, смотреть на вас. А через некоторое время пусть игрушка исчезнет, и тогда ребенок будет смотреть непосредственно на ваше лицо. Если ребенок отвернется, позовите его по имени и положите игрушку обратно, чтобы вновь привлечь внимание. Постепенно увеличивать время исчезновения игрушки, с тем, чтобы ребенок откликался на обращение к нему.
3. Использовать процедуру приема пищи таким способом; держите каждую ложку около своего лица 1-2 секунды.
4. Не оставлять ребенка сидеть там, где он не сможет вас видеть. Если ребенок сидит на стуле, передвигать его по комнате таким образом, чтобы он не терял вас из виду, а также менял зрительный обзор.
5. Пусть ребенок сидит так, чтобы он мог видеть ваше лицо и движения, а также слышать ваш голос. Ребенку будет нравиться наблюдать за вами, что бы вы ни делали.
ИГРА НА КОЛЕНКАХ
Что нужно делать
1.Вы можете делать это везде, даже в автобусе.
2.Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу.
3.Улыбайтесь, болтайте, корчите «рожицы» и т.п., чтобы привлечь внимание ребенка.
4.Плавно покачивайтесь из стороны в сторону.
5.Качайтесь более интенсивно, продолжая болтать и держать зрительный контакт.
Вам понадобится : всего лишь ваши колени и немного энергии. Используемые слова и фразы: «привет, я могу тебя видеть, давай обниматься, лево, право, и опять, закончили, еще, слова песенок»
Вариации
♦Пойте колыбельные.
♦Одевайте различные "штучки", подчеркивающие ваше лицо (чтобы на нем останавливался взгляд; парики, макияж)
♦Качайтесь в противоположную от ребенка сторону.
♦Качайтесь вперед-назад, а не вправо-влево.
♦Легко подпрыгивайте ребенка вверх-вниз.
♦Делайте небольшие паузы, чтобы создать у ребенка ожидание, но чтобы он неотвлекался.
♦Притворитесь, что вы готовы уронить ребенка.
Похожие упражнения вы можете выполнять в играх, но чтобы обязательно был зрительный контакт.
♦Поиграйте в «лодочку» (ребенок сидит на коленях или на полу, выдержите его за руку и качаетесь вперед-назад), подпевая песни.
♦Щекотания, обнимания, поцелуи
♦Хлопанье в ладоши
При проведении некоторых игр возможно сохранение зрительного контакта, например:
♦прыжки ребенка вверх-вниз
♦покачивание ребенка в ваших объятиях
♦сидеть напротив друг друга на детских качелях.
«ЛИЦО»
Что нужно делать
1.Вы можете делать это везде, даже в автобусе.
2.Ребенок должен смотреть на ваше лицо практически из любых позиций (сидя, лежа, стоя). Но они обязательно должны быть удобными.
3.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь внимание, ребенка, Не имеет значения, что вы говорите, главное, что движения ваших губ заставляют ребенка смотреть на ваше лицо.
4.Сначала попробуйте состроить простые рожицы: нахмурьте брови наморщите нос, придайте разные формы рту, например, «широкая удивленная улыбка».
5.Если вы утратили внимание ребенка обратитесь к вариациям или переходите к другой игре.
Вам понадобится: только вы сами.
Используемые слова и фразы: привет, имя ребенка смотри, видишь мое лицо, вот мои глаза мой нос, рот, язык, где твой нос, ротик, ухо, ушки, рука, ручки, глаз, глазки и т. п.
Вариации
Качайте свою голову из стороны в сторону.
Если у вас длинные волосы, спрячьте в них ваше лицо.
Закройте лицо от ребенка и снова откройте.
Используйте поцелуи и объятия.
Пусть ребенок потрогает ваше лицо.
Остановите болтовню на мгновение.
Произнесите звуки как при поцелуе.
Разговаривайте по-детски или пойте.
Спрячьте ваше лицо или только ваши глаза своими пальцами.
Похожие упражнения.
Вы можете выполнять похожие упражнения, использую предметы и игрушки, которые привлекут внимание к вашему лицу. Например: украшайте ваше лицо:
используйте различные парики;
различные маски, но чтобы они не пугали ребенка;
разнообразный макияж;
очки;
большие сережки и ожерелья, разноцветные шляпы.
Вокруг вашего лица:
надувайте пузыри
используйте маленькие музыкальные инструменты
надувайте воздушные шары
используйте различные звуковые игрушки, например, гремящих змей, колокольчики, гусли и т.п.
играйте пальцами вокруг своего лица
положите что-нибудь на свою голову и пытайтесь удержать равновесие, а затем уроните это(здесь подойдут мячи)
сделайте так, чтобы игрушки как по волшебству появлялись на вашей голове (другими словами прячьте игрушку в руках до определенного момента)
«ИГРЫ-ПРЯТКИ»
Что нужно делать
1.Вы можете делать это везде, даже в автобусе, если вас не смущают окружающие люди.
2.Ребенок должен видеть ваше лицо из любых позиций; сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на кровати ил на полу.
3.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание.
4.Наденьте шляпу и обратите внимание ребенка на нее. Затем опустите шляпу на глаза и вновь поднимите, произнеся: «Ку-ку».
5.Делайте так несколько раз, каждый раз удлиняя время, когда глаза спрятаны.
6.Если вы потеряли внимание ребенка, попробуйте перейти к вариациям или к другой игре.
Вам понадобится. Вы сами, шляпа.
Используемые слова и фразы: привет, имя ребенка смотри, видишь мою шляпу, что случилось с моей шляпой, а вот и я, пока-пока, снова.
Вариации
Закройте все лицо шляпой
Поднимите шляпу над вашей головой и снова опустите ее на голову.
Оденьте действительно огромную шляпу
Надвиньте шляпу на все лицо на долгое время и посмотрите, не захочет ли ребенок снять ее.
Наденьте шляпу на ребенка и поиграйте в эту игру с его лицом.
Если ребенку нравится, когда шляпа полностью закрывает его лицо, сделайте это упражнение дольше, чем обычно и посмотрите, не будет ли он стараться снять шляпу.
Используйте солнечные очки, шарф, кусочек бумаги или что-нибудь что будет под рукой вместо шляпы.
Если ребенок не готов к вашему полному исчезновению, то попробуйте поэкспериментировать с прозрачными или полупрозрачными материалами.
Прячьтесь за вашими волосами или руками.
Не забывайте разнообразить то, что вы говорите.
Похожие упражнения
Попробуйте прятать различные части вашего тела
Прячьтесь и появляйтесь из различных положений - справа, слева, снизу, сверху
«РУЧКИ»
Что нужно делать
1.Вы можете делать это везде.
2.Ребенок должен видеть ваше лицо из любых позиций; сидя на ваших коленях или на стуле, лежа на кровати или на полу.
3.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание.
4.Закройте свои глаза пальцами рук, таким образом, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Через 1-2 секунды разведите пальцы, покажите ваши глаза, при этом руки оставляя около лица.
5.Повторите это упражнение несколько раз, продолжая болтать и рассказывать ребенку, что вы делаете.
6.Помашите кистями рук из стороны в сторону, в поле зрения ребенка. Посмотрите, будет ли он следить за движениями.
7.Помашите кистями рук в противоположную сторону, посмотрите, куда смотрит ребенок.
8.Если вы потеряли внимание ребенка, переходите к вариациям или к другому упражнению.
Вам понадобится: Только вы сами.
Используемые слова и фразы: привет, имя ребенка, вот мои ручки, видишь мои пальчики, а где твои ручки.
Вариации
Помашите рукой и скажите «пока», притворяясь, что вы уходите
Каждый раз прощаясь не забывайте махать рукой.
Используйте разные жесты, такие как раскрытие объятий, подзывая ребенка к себе и т.п.
«Погуляйте» пальчиками по телу ребенка, щекоча его.
Поиграйте в разные страшилки пальчиками (Я пришла забрать твой нос)
Попробуйте создать напряжение (где твои уши)
Поиграйте в различные ручные игры.
Похожие упражнения.
Вы можете выполнять похожие упражнения, используя разные игрушки и предметы для привлечения внимания ребенка. Украшайте ваши руки
Надевайте кольца и браслеты
Покрасьте лаком ногти
Наденьте большие цветные перчатки
Раскрасьте руки маленькими человечками
Используйте игрушечные перчатки
Завяжите колокольчики вокруг запястья
Используйте игрушки
машите игрушками как флагами, ветряной мельницей
возьмите мягкую игрушку и "погуляйте" ей по ребенку
звените в колокольчики, играйте в трясучки и т. п.
используйте говорящие и музыкальные игрушки.
Зрительное восприятие самого себя.
Ребенку необходимо иметь представления о своем собственном теле. Подобные знания помогут овладеть определенными навыками, такими как собственный имидж, пространственные навыки, а также помогут установить разницу между самим ребенком и окружающим
«ПРЯТКИ»
Что нужно делать
1.Это упражнения вы можете выполнять везде.
2.Ребенок может находится в любом положении, но так чтобы он видел ваше лицо и ту часть своего тела, которую вы собираетесь прятать. Он может сидеть на ваших коленях, на стуле, лежать на полу, на кровати. Главное, чтобы ему было удобно.
3.Улыбайтесь и болтайте, чтобы привлечь его внимание.
4.Обратите его внимание на его собственные кисти рук. (Держите его руки перед его лицом, играйте с ними, перебирайте пальцы).
5.Через некоторое время спрячьте его ручки за вашими и спросите «А где твои ручки»?
6.Откройте его ручки и похвалите его за то, что он нашел их.
7.Выполняйте упражнение несколько раз, каждый из которых увеличивая время спрятанных ручек.
8.Если вы потеряли внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.
Вам понадобится: Только вы сами.
Используемые слова и фразы: привет, имя ребенка, смотри, вот твоя рука, твои пальцы ах-ох, они куда-то спрятались, вот они где, пока ручки, опять.
Вариации
Когда вы найдете пальчики ребенка снова, поцелуйте их или притворитесь, что вы хотите их укусить.
Играйте в эту игру, когда ребенок одет, пусть ручки спрячутся в его рукавах.
Прячьте ручки под тканью или мягкой игрушкой.
Поиграйте в такую игру: положите свою правую руку на левую руку ребенка, затем он положит на вашу руку свою, теперь опять ваша очередь. Таким образом, получается пирог из рук.
Похожие упражнения
Прячьте различные части тела ребенка: ножки, животик, лицо, голову (в этих случаях пользуйтесь зеркалом)
Попробуйте, чтобы ребенок одевался во время игры, это очень расслабляет.
Сядьте напротив большого зеркала и спрячьте голову ребенка под большой любимой игрушкой
Если ребенку понравилось быть спрятанным, экспериментируйте с прятками под простынкой, в коробке и т.п.
«ЗЕРКАЛА»
Что нужно делать
1.Сядьте напротив зеркала, посадите ребенка к себе на колени и раскачивайте его вверх-вниз (помните, что ребенок обязательно должен видеть в зеркале свои движения)
Вам понадобится: зеркало в полный рост, чтобы можно было видеть и вас, и ребенка.
2.Раскачивайте его из стороны в сторону.
3.Покажите ребенку различные части его тела.
4.Если вы потеряли внимание ребенка, переходите к вариациям или к другой игре.
Используемые слова и фразы: привет, имя ребенка, смотри, ты себя видишь, зеркало вниз-вверх, мы летим, где твои ручки, ножки, глаза, вот они.
Вариации
Поиграйте во все виды ладушек. Поднимите его руки вверх в воздухе.
Поднимите вверх его ноги.
Потрите его животик.
Пощекочите его.
Поцелуйте и потеребите различные части его тела.
Называйте каждую часть его тела, когда вы к ней прикасаетесь.
Похожие упражнения
Украшайте лицо ребенка:
Различными париками
масками
макияжем
очками
большими сережками и ожерельями
цветными шляпами
разукрасьте его лицо и т.д.