У первоклассника не складываются отношения с учителем. Стоит ли переводить ребенка в другой класс?
Для ребенка, который впервые попадает в ситуацию тотальной оценки, первый учитель — это очень значимый человек. Если раньше, что бы ни сделал ребенок, его хвалили (прочитал стих — молодец, подпрыгнул — умница), теперь его сравнивают и оценивают (рассказал стих с ошибками или без, прыгнул выше или ниже других), и главный «оценщик» здесь — учитель. Учитель для первоклассника — это авторитет, а его мнение — истина в последней инстанции. И потому отношения, которые складываются между ребенком и учителем в младших классах, определяют не только самооценку ребенка, но и его отношение к школе в целом. Если ребенок чувствует, что учитель его принимает и поддерживает — это мощный задел на будущее. И наоборот, если со стороны учителя появляется неприятие, то у ребенка резко понижается самооценка, которую родители с трудом могут выправить. «Я хуже всех в классе, глупый, ничего не соображаю», — слышите вы от своего ребенка. Скорее всего, он цитирует то, что слышит от учителя. Для вас это должно стать тревожным звонком.
Вообще, чтобы избежать проблем в будущем, родителям важно знать и понимать, как строятся отношения между учителем и ребенком. Сделать это можно при личном разговоре с педагогом, обращая внимание, говорит ли тот только о недостатках и проблемах, или видит в вашем ребенке и сильные стороны. Вы услышали лишь замечания? Тогда сами спросите о позитивных сторонах ребенка. Если учитель говорит: «Да, на уроках не слушает, но всегда готов помочь, со всеми дружит», это означает, что отношения нормальны. (После семи лет ребенок должен быть способен при поддержке родителей принять и «переварить» неоднозначную оценку собственных действий). Но если учитель на вашу просьбу рассказать хорошее о ребенке говорит: «А что о нем хорошее скажешь, у него одни проблемы?» — стоит задуматься, оставлять ли ребенка у этого педагога? Иногда можно напрямую попросить учителя поддержать вашего первоклассника, лишний раз похвалить, одобрить. Хотя в идеале учитель должен делать это без напоминания.
Настоящие профессионалы-учителя прилагают немало усилий, чтобы повысить самооценку своих учеников. Например, одна учительница просит первоклассников рассказывать стихи наизусть не поодиночке, а хором. В хоре ребенок не боится ошибиться, но даже сбившись, он сразу догоняет и поправляется. И в следующий раз ребенку уже будет не страшно выйти к доске и самому громко, четко рассказать стихотворение.
Не стоит метаться и искать новую школу, едва заметив, что ваш ребенок вызывает у учителя отторжение. Серьезно об этом стоит задуматься в том случае, если ситуация не меняется длительное время и период адаптации ребенка к школе (два-три месяца) позади, если в беседах с педагогом вы вновь слышите неодобрение, недовольство и реплики типа «он хуже всех». В первом-втором классах нет ничего такого, ради чего стоило бы оставаться у данного учителя. А риск травмировать психику ребенка перевешивает любые другие плюсы: и уникальную программу, и наличие друзей среди одноклассников. Действительно, к третьему-четвертому классам (9—10 лет) некоторые дети уже понимают, что мнение классного руководителя не единственно верное. И способны решить для себя: «Ну, учительнице я не нравлюсь, зато у меня есть друзья, так что потерплю». Первоклассник в этом плане абсолютно беспомощен и беззащитен. Он готов простить учителю многое, кроме неприятия. Чрезмерная строгость, замечания, даже невысокие оценки нивелируются, если при этом педагог демонстрирует свою симпатию, сохраняет дружелюбие и теплоту в отношениях с ребенком. Если, поставив единицу за поведение, в другой раз за решение трудной задачи учитель похвалит и выделит ученика среди других. Именно на такие моменты в отношениях стоит обращать внимание родителю, решая вопрос о переводе ребенка в другой класс или школу.
Дмитриева Оксана Леонидовна
Потамошнева Наталья Алексеевна