Публикация «Я — Учитель»
Я - Учитель
Учитель...
Звучит это слово как-то уж буднично тихо и скромно. Для некоторых оно видится только в серых тонах. Но если смотреть не на верхушку айсберга, а нырнуть под воду, вглубь, можно увидеть целую палитру разных цветов и оттенков, кипящих и бурлящих: радость, разочарование, улыбки, слезы, смех, тоска, восторг, грусть и столько всего, что не перечислить...
Учитель... Я учитель...
Маленькая замочная скважина… Слегка прищуренный глаз пытливо следит за тем, что происходит по ту сторону двери. Завораживающая картина: немолодая красивая учительница (до корней волос учительница), четко поставленная речь, «врожденная учительская породистость», манера держаться. Проницательный умный взгляд, который, казалось, видит тебя насквозь… Голос, громкий, проговаривающий каждое слово. Теплый, уютный кабинет, запах, как будто бы дома…Это только ее царство. Неведомая сила тянула меня в этот класс. Желание сидеть за партой на уроке, тянуть руку, чтобы ответить, было непреодолимым, хотя мне было всего 4,5 года. Почему я в школе? Мама тогда работала техничкой и брала меня с собой… Долгожданный момент: мама открывает дверь в кабинет. Как зачарованная, робкими шагами иду по классу, а в сердце бьется маленькая детская мечта – побыть ученицей.
Насколько искренней была моя радость, когда однажды Тамара Ниловна пригласила меня, крохотную девчушку, на свой урок. Просто посидеть… почувствовать себя ученицей.
И полетели картинки стремительным буктрейлером одна задругой… Огромная гора макулатуры около подвальной двери, девочка, выискивающая для себя интересную книгу, чтобы взахлеб прочитать ее.
А вот еще: в школе никого нет… Звонкий голос маленькой девочки разбивает тишину, отдаваясь эхом. Колокольчиком разносятся строки Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского…
- Света, а сколько тебе лет-то?
- Я точно не знаю, но, кажется, полтретьего…- рассмешила я незнакомую тетю.
И вновь память рисует: мне, восьмикласснице, доверили проверить тетрадки учеников… гордость. Стерженек красной пасты исправляет ошибки одну за другой. Первые мысли о том, что мне нравится быть учительницей…яркие представления, как я, серьезная и строгая, вывожу на доске красивые буквы…
Парадокс. Тамара Ниловна не стала моей первой учительницей, но стала для меня ангелом-хранителем в учительской профессии. Кумиром, идеалом, вдохновителем.
Мне кажется, я всю жизнь мечтала быть учителем. Почему?
Последний звонок. Впереди выпускные экзамены и поступление в институт. Все очень волнительно и почему-то грустно. Одноклассники улыбаются, шутят... Фартук, две несуразные косички… Я заливаюсь слезами.
Выбор профессии одобрен. Родители со мной все годы учебы. Низкий поклон им за это.
Студенчество - самое прекрасное время. Столько нового, интересного, все так радостно и увлекательно, а я смотрю на все трудности сквозь розовые очки молодости.
Моя первая педагогическая практика в городской гимназии. Волнительный трепет сердца в груди… Первые самостоятельные уроки… Даже сейчас помню их темы. Голова кружится от счастья. Я – учитель!!! Хочется учить, творить, дерзать. Моя мечта обретает реальные очертания...
Первый рабочий день. Ох, какой он трудный! Через месяц, я поняла, какова на самом деле выбранная мною профессия. Все это время я видела и знала только красивую картинку: пытливые детские глаза, я у доски рассказываю им что-то важное и интересное, тишина в классе... На самом же деле за всем этим - ежедневный, постоянный, кропотливый труд.
Много, оказывается, нужно для того, чтобы состояться как педагог! Нельзя испугаться, нельзя уйти после первых неудач, нельзя быть слабой. Надо идти дальше, набираясь опыта, сил и терпения. Чарльз де Линт сказал: «Перенесённые трудности закаляют нас, делают нас тем, что мы есть». Все, что несколько лет назад виделось только в розовом свете, изменилось. Мир приобрел свои реальные цвета, и они оказались настолько яркими и разнообразными! А главное, что моё стремление преодолеть все трудности профессии, желание идти только вперед к своей мечте и стать настоящим Учителем осталось неизменным.
Уже 9 лет я хожу в школу, в родную школу, не как ученица. Нет, я не чувствую себя серьезной и строгой. В душе я все еще осталась той одиннадцатиклассницей, которая так не хотела расставаться со школой. До сих пор я волнуюсь и не сплю целую ночь перед Первым сентября. Все так же по вечерам я готовлюсь к урокам (только теперь на это почему-то уходит намного больше времени — а ведь в детстве мне казалось, что учителю вообще готовиться к работе не нужно).
Но что же самое главное в моей работе учителя? На этот вопрос ответ появился только после рождения сына. Я поняла, что ученик – это, прежде всего, чей-то ребенок, что кто-то его любит и считает смыслом жизни. Передо мной маленький человек, самый-самый .., с большими переживаниями, радостями, открытиями… Передо мной Личность.
В.А. Сухомлинский писал: «Важная задача школы — воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли личностью». Всегда сложно понять, что представляет собой человек сейчас и что из него получится в будущем.
Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их…Главное — самому быть достойным примером и не жалеть собственных сил… Ему, твоему ученику, будет хорошо, комфортно, успешно в том, что получается у него, именно у него…
С первого дня не заладилось что-то у нас с Колей. А тут вдруг фраза, разрушившая стену непонимания. «Это не лошадь, это конь», - со знанием дела произносит мой десятиклассник, поправляя упряжку. Я растерялась от того, что мой закоренелый «двоечник» раскрывается с другой, неведомой мне стороны: взрослый самостоятельный деревенский парнишка тонко чувствует своего коня и с важным видом рассказывает о нем.
В какой-то момент мы поменялись местами. Ученицей стала я.
- На ногах нужно стоять крепко, управлять должны Вы ими, а не они Вами, - внимательно слушаю наставления мальчишек о том, как держаться на лыжах.
-Не бойтесь, посмотрите своему страху в глаза!
Кубарем лечу с горы! Видели бы вы лица моих учеников! Вот тот долгожданный момент искренности и взаимопонимания, который тянет ребят в школу снова и снова. Что-то вроде прозрения, когда ты, передавая опыт и знания, отдаешь частичку себя и своей души…
Конечно, начинать свой педагогический путь сложно. Все новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. И… труд, не работа, а труд учителя. Ежедневный труд над собой. Ежедневная борьба с собой.
«Светлана Ураловна, я прочел Чехова!» - с горящими глазами подлетает ко мне мой нерадивый семиклассник Леша. Да это же просто замечательно... Родители 6 класса с благодарностью говорят, что дети, наконец, полюбили литературу... Горячие споры о преступлении Раскольникова с моим, так быстро повзрослевшим 10-м. И конечно, бесконечные разговоры о любви по произведениям 20 века… Не для этого ли всего нужен мой труд учителя? Наивно полагать, что учитель — это тот, кто учит. Я уверена, что учитель — это тот, кто учится сам… У своих учеников… У своих коллег… Каждый день… Всю жизнь…
Я даже порой завидую сама себе, потому что на своих уроках я вижу в первую очередь личность, многогранную, неповторимую, уникальную.
Да, я учитель... Кто хоть раз переступит порог класса, увидит глаза ребят — пытливые да озорные — считай, пропал навеки. И трудно бывает, и злость иногда берет, и, кажется, бросила бы все, побежала, куда глаза глядят, а войдешь в класс и все забудешь, и жизнь кажется такой полной, такой чудесной, будто и нет в мире счастливее тебя человека.
Смотрю я на своих учеников. Вот Коля сидит, Бунина прочитал, молодец. Учиться стал лучше, контрольную по математике недавно хорошо написал. А вот Таня моя, как всегда в телефоне, ей наверняка новый поклонник пишет. Но Есенина она лучше всех наизусть читает. Иришка сидит, наушников не снимая, устала. А ведь вчера такой гениальный доклад по географии подготовила. Все у них будет здорово, всему они научатся, да и экзамены сдадут наверняка на «отлично». Главное — не «сдавать» и не сдаваться! Очень важно про цель свою не забывать...
Маленькая замочная скважина, таинственная дверь… А по ту сторону я, учительница «до корней волос», старательно вывожу на доске букву за буквой. Теплый уютный кабинет, запах, как будто бы дома… это только мое царство. В этот момент я замечаю, что за дверью стоит Она, моя Тамара Ниловна. Ее до сих пор тянет в школу, моего ангела-хранителя, мою путеводную звезду в жизни, имя которой Учитель.
-Почему Вы в школу пошли?
-В школе ни секунды не бывает скучно. Да вы сами попробуйте, тогда и узнаете, - с улыбкой отвечаю я своим одиннадцатиклассникам.
Смирнова Анжела Викторовна
Абубакирова Светлана Ураловна
Фролова Елена Николаевна
Абубакирова Светлана Ураловна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Абубакирова Светлана Ураловна