ПЕРВОКЛАССНИКИ - УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛИ
Федотова Людмила Васильевна
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №1"
Курганская область
г.Шадринск
Итак, позади беззаботное дошкольное детство. Волнительный чудесный праздник - 1 сентября. Ожидание радости, возможно, чуда, переполняет ребёнка. Как же хочется, чтобы всё так и было...
Поступление в школу - переломный момент в жизни будущего первоклассника. Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка, переоценка своей деятельности и поведения при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Учение - это повседневный труд, который требует от ребёнка умственных усилий, напряжения воли и внимания. Ребёнок должен уметь слышать и слушать учителя, запоминать сказанное, добиваться решения, поставленной учителем задачи, ответственно выполнять появившиеся обязанности.
Многие первоклассники идут в школу с явным желанием учиться. Они открыты, непосредственны, любознательны, доверчивы, и в тоже время некоторые дошкольники с заниженной самооценкой, тревожны, чрезмерно подвижны, с рассеянным вниманием, со слабой работоспособностью. Но все дети, отправляясь в школу, ждут что-то новое, радостное, интересное, надеются на признание, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться.
Значение адаптационного периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от успешности его протекания зависит не только эффективность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Задача школы, учителя создать социально-психологические условия для адаптации первоклассников, ситуацию успеха на уроке во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Общепедагогическим условием организации жизнедеятельности учащихся на уроке является обеспечение соблюдения и привитие гигиенических норм поведения у первоклассников, соблюдение режима проветривания кабинета, психологические настрои на урок, релаксация: прослушивание спокойных музыкальных произведений (на всех уроках учебного плана, часто уместно на уроках литературного чтения, окружающего мира, изо, технологии), хоровое пение детских и народных песен, предупреждение переутомления - систематическое проведение физкультминуток (для снятия общего утомления; для снятия перенапряжения со зрительного аппарата; для гимнастики пальцев рук - метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь”(приложение 1); упражнения, корректирующие осанку; организация подвижных игр на перемене "Водяной", "Ручеёк", "Шумовой эффект" (приложение 2).
Настрой детей на работу обеспечивается чёткой организацией начала урока. Для этого необходимо формировать организационные умения первоклассников, умение планировать и организовывать свой труд, умение подготовить своё рабочее место до учебных занятий и во время их проведения. Для этого будут уместны игры: "Собираем портфель", "Что нам нужно на урок?"(приложение 3), "Лови ошибку".
На уроке учитель создаёт условия для оптимальной смены видов деятельности, избегая монотонных движений, использует методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, игровые приемы, (приложение 4 «Живые модели») Организует разнообразные формы работы (групповая, парная (приложение 5 «Кластер»), фронтальная, индивидуальная). Использует разнообразные типы уроков: урок-сказка, устный журнал, экскурсия, путешествие, аукцион, конференция, телепередача, праздник, игра, театрализация.
Урочная и внеурочная работа в своем единстве приносят свои плоды. Дети активны на уроках и с удовольствием принимают участие во всех школьных и классных мероприятиях.
По ФГОС для успешной адаптации учащихся к школе учителям рекомендовано первые уроки проводить по специальному курсу «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман, Н.К. Поливановой. С целью создания условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь классный руководитель выстраивает жизнь на переменах, динамических паузах, во внеурочной деятельности организует игры на знакомство с одноклассниками (приложение 6 "Мячик"), на знакомство с правилами школьной жизни.
Использование технологии «Минуты вхождения в день» формируют доброжелательную атмосферу в классе, развивают социально-личностные взаимоотношения между детьми, помогают первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни (приложение 7), а также способствуют сплочению детского коллектива и установлению позитивных взаимоотношений между детьми. Очень полезны в этом отношении сказки для школьной адаптации М.А. Панфиловой "Лесная школа"об отношении учеников к вещам, к урокам, знаниям, о школьных конфликтах.
В первом классе для переключения на новый вид деятельности, для удовлетворения потребности в движении между уроками, с целью развития коммуникативных навыков проводятся динамические паузы.
Во время динамических пауз дети выполняют творческие и игровые задания, соревнуются, проходят испытания, бегают, прыгают, перевоплощаются, поют, играют в ролевые и подвижные игры, отгадывают загадки, собирают природный материал для поделок, наблюдают.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Опираясь на известную методику организации коллективного творческого дела И. П. Иванова, я выработала свою систему включения школьников в отношения сотрудничества в микрогруппах. Когда прошла целенаправленная работа по знакомству детей друг с другом, было проведено социометрическое исследование, по итогам которого выявились лидеры. Школьники, набравшие большее количество выборов, стали лидерами трёх групп, затем они выбрали по одному человеку, с которым бы они хотели пойти вместе в трудный поход, после чего это же делали дети, которых уже выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик выбирает девочку, и так до тех пор, пока класс не разобьётся на группы. Каждый микроколлектив определяется с названием и девизом.
Далее ребята определили, какие дела нужно выполнять. Так мы остановились на трёх, это здоровьесбережение: физкультура и спорт (разучивание и проведение физкультминуток, спортивных дел); труд (уход за цветами, порядок в классе, подготовка к уроку доски); культура и образование (разработка классных часов, подготовка сообщений к календарным датам, поздравление именинников, знакомство и обсуждение поучительных притч). Каждой группе достаётся одно направление, после чего распределяются обязанности, и идёт работа в течение двух недель. Затем выполнение анализируется на классном часе (что удалось сделать, что не получилось и почему, каждый из ребят оценивает степень своего участия в деятельности группы и отмечает с помощью цвета свой вклад в дело (зелёный – всё удалось, жёлтый – старался, но не всё получилось, красный – не получилось)).
Большая роль в адаптации каждого ребёнка к школе и становлении классного коллектива в целом отводится взаимодействию с родителями. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка. Чаще всего - это подготовка и проведение праздников, конкурсно-игровых программ, выпуск предметных газет, подготовка к выступлениям, экскурсии (посещение музеев, библиотек, учреждений дополнительного образования, театра, цирка, выставок, мест работы родителей и т.д.). Наши родители всегда с нами. Они помогают организовать детей, создают видео и фотоотчёты. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы, познакомиться с их школьными друзьями.
Приложение 1
“Кулак – ребро - ладонь”
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
Содержание: на столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Приложение 2
"Шумовой эффект" [1 c. 20 ]
Цель: формирование культуры понимания собственного тела, понимать себя и других людей.
Содержание: учащиеся стоят с закрытыми глазами у своих парт. Ученик, стоящий за первой; партой, по команде учителя; открывает глаза. Он должен выполнить команду как можно тише. Затем он поворачивается к ученику, стоящему за ним, «будит» его как можно тише и садится на свое место. Следующий ученик выполняет то же самое, пока не выполнят задание все ученики класса. Главное условие этого упражнения — четкость, аккуратность и быстрота выполнения при соблюдении максимальной тишины.
Приложение 3
«Что нам нужно на урок?"»
Цель: познакомить первоклассников с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать всё необходимое к уроку.
Содержание: школьники называют предметы, необходимые для работы на определённом уроке.
Приложение 4
Обучения грамоте. Буквы русского алфавита.
Цель: освоение навыков общения; умение выполнять звукобуквенный анализ слова.
Описательная модель: отгадайте слова и составьте отгадки с помощью перестроения.
Живая модель:
Учащиеся делятся на две группы. Каждому учащемуся данных групп присваивается уже изученная буква(каждый ученик играет роль выданной ему буквы). Затем учитель загадывает слово группам, учащиеся методом перестановки(перестраиваются) составляют отгаданное слово. Каждой команде надо как можно быстрей отгадать слово и составить его. Побеждает та команда, в которой каждый ученик правильно занял свое место в отгаданном слове.
Приложение 5
Приём «Кластер»
Цель: находить главное в большом объеме учебного материала, устанавливать причинно-следственные и логические связи, сравнивать и анализировать.
Содержание: посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.
Приложение 6
Игра «Мячик»
Цель: игра предназначена для знакомства детей друг с другом, развивает скорость реакции, память и вносит оживление.
Содержание: ребята встают в круг. Передавая мяч по кругу, называют своё имя. Затем, играя в мячик, знакомимся: тот, у кого мячик, кидает его любому из стоящих в кругу и называет при этом имя того, кому адресован мячик. Тот, кто перепутал имя, или тот, кто не поймал мячик, называет имена всех участников.
Приложение 7
«Минуты вхождения в день» [2 c.12]
Цель: создать ситуацию знакомства, в которой дети
проявили бы доброжелательное и уважительное отношение друг к
другу; подвести детей к пониманию значимости таких отношений.
Содержание: учитель читает стихотворение М. Яснова «Я иду в школу»
Вопросы для беседы: С каким настроением мальчик пришел
в школу 1 сентября? Почему он считает себя самым счастливым?
Можно сказать, что мальчик волновался и даже немножко чего-то
боялся? С какими делами вам придется теперь справляться самостоятельно? Послушайте шуточное стихотворение. Что вы можете
посоветовать мальчику и его маме?
Библиографический список
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.-М.:ВАКО, 2004.- 152 с.- (Мастерская учителя).
2. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов/ Сост. А.К.Лопаткина.- Омск.гос.ун-т,2004.- 103 с.
Кадырова Ольга Игоревна
Перминова Елена Федоровна
Федотова Людмила Васильевна