Непростые простые клеточки. Развиваем пространственную ориентацию.

1
0
Материал опубликован 29 October

Непростые простые клеточки. Развиваем пространственную ориентацию

Многие первоклассники, придя в школу, уже умеют читать, писать и выполнять простейшие арифметические действия. Важное значение имеет так же и знание пространственных отношений (пространственная ориентация). Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят ученику обойтись без проблем, которые могут возникнуть в процессе дальнейшего обучения. Правильная пространственная ориентация необходима не только при оформлении тетрадей, но в дальнейшем для работы со структурно-логическими схемами, графическими моделями и таблицами, для понимания которых необходимо знание пространственных отношений.

Задача педагога помочь детям в развитии пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Для определения уровня пространственных знаний младших школьников педагоги используют различные методики. Например, три задачи ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Йерасика помогают определить функциональную зрелость детей, в частности пространственную ориентировку, развитие моторики руки и координации зрения и движения руки.

Методика «Домик» предназначена для определения уровня сформированности умения ориентироваться на образец, выявление степени развития произвольного внимания и пространственного восприятия.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию учителя.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод об уровне сформированности пространственного восприятия детей. Если какие-то из заданий вызвали у ребенка затруднения при выполнении или выполнены неверно, следует обратить на это внимание и на занятиях предложить ему подобные упражнения для тренировки.

Существует множество интересных упражнений, направленных не только на усвоение пространственных понятий и развитие пространственного восприятия, а также развитие произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Приведенные ниже упражнения можно использовать как для индивидуальных занятий, так и для занятий с небольшой группой детей. Для выполнения потребуется лист в клетку и простой карандаш.

Упражнение «Клетчатый рисунок» (графический диктант)

Задание 1 «Собака»

Нарисуй: 1 клетку вверх,1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 4 влево, 1 вверх, 4 влево, 1 вниз, 4 влево. Что у тебя получилось?

Задание 2 «Олень»

Нарисуй: 4 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 4 вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх,

8 клеток вправо. Что у тебя получилось?

Задание 3 «Страус»

Нарисуй: 2 клетки влево, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 вправо, 9 клеток вниз, 3 вправо, 1 вверх, 5 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 2 влево, 2 вниз, 3 влево, 5 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 влево, 8 клеток вверх. Что у тебя получилось?


Упражнение «Рисунок по точкам»

Инструкция: Внимательно рассмотри образец и рядом по точкам нарисуй точно также.

t1761739202aa.png


Можно усложнить рисунок.

t1761739202ab.jpg


Упражнение «Волшебное зеркальце»


Это упражнение может представлять определенную сложность и требует для освоения определенного времени. Для начала учителю лучше самому выполнить задание, показывая ребенку, как оно делается.

Образец выполненного задания:


t1761739202ac.png

Задание 1


Инструкция: жирные линии – это волшебные линии, оси симметрии. А для чего нам зеркальце? Поставь его на волшебную линию и в нем симметрично отразится рисунок. Поставь зеркальце на прямую линию и ты увидишь, как в нем отразится рисунок. А теперь рассмотри рисунок, который надо повторить с помощью зеркальца. Сам нарисуй симметричные рисунки.


t1761739202ad.png


Задание 2

Инструкция: Нарисуй с помощью зеркала четыре симметричные фигуры.

t1761739202ae.gif

Задание 3

Инструкция: Нарисуй с помощью зеркальца симметричные изображения.

t1761739202af.png

Задание 4 (с усложнением)

Инструкция: Сделай симметричные рисунки. Попробуй нарисовать самостоятельно без зеркальца. А затем с его помощью проверь, все ли ты правильно сделал.

t1761739202ag.gif

Упражнение «Зеркальные рисунки»

Задание 1 «Цветок»

Инструкция: Смотри, какой интересный цветок. Но здесь нарисована только его половинка. Попробуй дорисовать вторую. Имей ввиду, что она выглядит точно так же, как первая. Прежде чем начать рисовать, соедини две жирные точки. Они тебе помогут увидеть разделительную линию.

t1761739202ah.gif

Задание 2 «Снежинка»

Инструкция: Здесь нарисована половина рисунка, скопируй ее. В этом тебе помогут клеточки. Внимательно считай клеточки и рисуй.

t1761739202ai.gif

Задание 3 «Крепость»

Инструкция: Давай восстановим крепость. Нарисована половина крепости, а ты должен дорисовать вторую часть рисунка.

t1761739202aj.gif

Графический диктант для самостоятельных занятий

Задание 1 «Летучая мышь»

Инструкция: Здесь зашифрован рисунок. Цифры указывают количество клеток, которое надо нарисовать, а стрелка – направление. Работу надо начинать от жирной точки.

Предлагая данное задание первый раз, можно предложить ученику зачеркивать те координаты, которые он уже выполнил.

t1761739202ak.gif

Задание 2 «Краб»

Инструкция: Координаты указывают на количество клеток и направление линии. Работу надо начать от заданной точки.

t1761739202al.png

Все приведенные выше упражнения помимо пространственной ориентировки на листе бумаги развивают у ребенка внимательность и самоконтроль. Усвоение пространственных отношений требует времени и тренировки, наша задача помочь ребенку преодолеть возможные трудности.

Список использованной литературы:

Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников/ Авт.-сост. В. И. Екимова, А. Г. Демидова. – М.:АРКТИ,2007 – 88.с

Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А. А. Реана. – М: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.- 224 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.