Задания для олимпиад по русскому языку «Нескучный русский язык» (2 класс)
«Нескучный русский язык» (задания для олимпиад по русскому языку- 2 класс)
учитель Анисимова Е. П.
МБОУ «Гимназия №40», р. Татарстан, г. Казань
Целями олимпиады является выявление интересов учащихся, их общего развития и одарённости. При проверке олимпиадных заданий определяются наиболее распространённые ошибки и трудности, из-за которых ребята не смогли справиться с заданиями или пропустили некоторые из них. Олимпиада всегда выявляет лучшего и самого одаренного участника, но каждый из учеников может попробовать свои силы, при подготовке к олимпиаде каждый совершенствует свои умения, развивает логическое мышление, расширяет свой кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.
Задания, оцениваемые в 1 балл
1. В каком случае перенос ударения не меняет значение слова?
И́рис – ири́с; кле́щи – клещи́; а́тлас – атла́с; мо́лодец – молоде́ц; тво́рог – творо́г.
2. Убери по одной букве в каждом слове, чтобы получить новые слова.
Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.
3. Вставь по одной букве в каждое слово, чтобы получить новые слова.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, ужи, зал, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.
4. Найди пары родственных слов. Выпиши их.
Стол – столбы, пень – пенка, коза – козлёнок, ком – комната, лимон – лимонад, пять – пятка, час – часто, конь – конец, лимон – апельсин, сад – досада, дорога – подорожник, азбука – алфавит,
день – деньги, вода – водитель.
5. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла
Ответы на задания, оцениваемые в 1 балл
1. Тво́рог – творо́г.
2. Например, рак, усы, Оля, веер, вол, друг, роза, кора, каска, кот, ком, очки, ров, раны, лён, кран, рак, уха, тир, вдох, рыба, корь.
3. Например, трубка, удар, столб, склад, лапша, шарф, уксус, верстак, лужи, залп, укол, плуг, олень, смех, метро, масло, мыло, коса, обвал, почки, прачка, пруд, парк, мрак, седло, курок, урна, уход, муха.
4. Коза – козлёнок, лимон – лимонад, дорога – подорожник.
5. Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри со стола.
Задания, оцениваемые в 2 балла
1. Переставь буквы в словах так, чтобы получились слова, из первых букв которых можно сложить название игры в слова.
Салат, ангар, фара, влага, норма, среда, смола, кайма, тёрка.
2. Вставь слова шок, сок, мот, бес, гол, зал, пир так, чтобы они стали окончанием первого слова и началом второго.
1) Вок(…)ив; 2) бал(…)еда; 3) у(…)ова; 4) вам(…)амида; 5)ме(…)олад; 6) пе(…)ол; 7) беге(…)ор.
3. В подчёркнутых словах замени одну или две буквы на букву е так, чтобы текст имел смысл.
В полу было свежо. Мы долго охали, пока не увидели сало. Нас ждали в сале. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или оладушки на моду. Играли на лугу в сани. А потом поохали обратно домой.
4. Исправь ошибки в тексте.
Улица цветочная, Парк имени горького, Площадь свободы, Татьяна ильинична Соколова, Великая отечественная война, планета меркурий, Северный ледовитый океан.
5. Подчеркни словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.
1) Море людей, море книг, Чёрное море, море огней;
2) золотая осень, золотой кубок, золотое сердце, золотые волосы;
3) тяжёлая задача, тяжёлый груз, тяжёлый характер, тяжёлый взгляд.
Ответы на задания, оцениваемые в 2 балла
1. Атлас, нагар, арфа, глава, роман, адрес, масло, майка, актёр – анаграмма.
2. Вокзал – залив, балбес – беседа, угол – голова, вампир – пирамида, мешок – шоколад, песок – сокол, бегемот – мотор.
3. Поле, ехали, село, селе, Лена, Сеня, провели, лето, реке, ели, меду, сене, поехали.
4. улица Цветочная, парк имени Горького, площадь Свободы, Татьяна Ильинична Соколова, Великая Отечественная война, планета Меркурий, Северный Ледовитый океан.
5. 1) Чёрное море; 2) золотой кубок; 3) тяжёлый груз
Задания, оцениваемые в 3 балла
1. На уроке русского языка ученики затеяли спор. Помоги ребятам понять, кто прав. Свой ответ подтверди примерами*
А) Соня утверждала, что слово очки имеет форму единственного и множественного числа, а Катя доказывала, что оно употребляется только во множественном числе.
Б) Вова сказал, что слова стекло и попугай – существительные, а Костя говорил, что это глаголы.
2. Что есть в неделе, дне и году, но нет в месяце, часе и минуте?
3. Три из представленных ниже слов можно объединить по какому-то признаку. Назови его и определи лишнее слово.
Скрепить, скрипеть, слизнуть, слезть.
4. Переставив буквы, составь и прочитай зашифрованное крылатое выражение.
По-лю-й-ши-спе-на-сме-де-шь-ши-шь.
5. Разведчики задержали шпиона и нашли у него представленную ниже шифрограмму. Шифровальщики без труда её рассекретили. Попробуй и ты.
ПЕТЯ ЛЮБИТ АНАНАСЫ, НО ПОМИДОРЫ, РЕПУ, ОГУРЦЫ В АВГУСТЕ ЛЕГЧЕ ЕМУ НАЙТИ.
Задания, оцениваемые в 3 балла
1. А) Обе девочки правы. Зависит от лексического значения слова (например, модные очки – набрали дополнительные очки).
Б) Правы оба мальчика (например, медленно стекло – хрупкое стекло, яркий попугай – попугай меня).
2. Буква «д».
3. Например, 1) в трёх словах есть приставка с-, в слове «скрипеть» она отсутствует; 2) слово «скрипеть» отвечает на вопрос «что делать?», остальные – «что сделать?»
4. Поспешишь – людей насмешишь.
5. План провален.
Задания, оцениваемые в 4 балла
1. Составь пары словосочетаний, показав разное значение слов (например, пила молоко – острая пила).
Засыпает, косой, покрывало, мыло, второе, среда, глава, затопить, заточить.
2. Составь словосочетания с предложенными парами слов, вставив пропущенные буквы (например, резвая белка – сдобная булка, брить щёки – брать в руки).
Прим…рять – прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, …оман – …оман, изморо…ь – изморо…ь, …юбовь – …юбовь, пос…дел – пос…дел.
3. Найди в отрывках из стихотворений омонимы (слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но имеют разное значение), объясни их значение и поставь ударения.
А) Из стенки гвоздики торчат, повешу я на них плакат. Гвоздики, розы, маргаритки растут на клумбе у калитки.
Б) Белки прыгают по веткам, принесли орешки деткам! Взбей яичные белки, и печенье испеки.
В) Скорей, сестра, на рыб взгляни, попались на крючок они. В ведёрко руку окуни, не бойся: это окуни. (Я. Козловский)
Г) Плывут по озеру пироги – на остров нет другой дороги. Любишь кушать пироги – печь их маме помоги.
Д) В дом войти никто не мог: на двери висел замок. Я песок руками рою, королевский замок строю.
4. В пословицах два пропущенных слова повторяются. Известно, что они являются антонимами. Запиши эти слова.
… пенёк опрокинул … воз. … дело лучше … безделья. Даже самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.
5. Какие слова здесь загаданы? Запиши.
1) Письменная принадлежность, за неё берутся рукой;
2) выражение лица, взрывное устройство;
3) нелетающая птица, экзотическая ягода;
4) песчаная отмель, сплетённые волосы;
5) неторопливый бег, хищное животное.
Ответы на задания, оцениваемые в 4 балла
1. Например, засыпает снегом – засыпает на кровати, срезать косой – косой заяц, яркое покрывало – покрывало дорогу, душистое мыло – чудище мыло лапы, второе сентября – вкусное второе блюдо, первая среда месяца – окружающая среда, глава семьи – глава в учебнике, затопить печь – затопить водой подвал, заточить ножницы – заточить узника.
2. Примерять платье – примирять друзей, сторожил дом – старожил деревни, друг Роман – интересный роман, белая изморозь – началась изморось (мелкий дождь), Любовь Петровна – любовь к маме, посидел на скамье – поседел от страха.
3. А) Гво́здики (заострённый металлический стержень со шляпкой) – гвозди́ки (цветы).
Б) Бе́лки (животные) – белки́ (вещества животного и
растительного происхождения).
В) Окуни́ (опусти в жидкость) – о́куни (рыбы).
Г) Пиро́ги (узкая, длинная лодка индейцев) – пироги́ (выпечка). Д) Замо́к (устройство для запирания, блокировки) – за́мок (строение, здание).
4. Маленький – большой.
5. 1) ручка; 2) мина; 3) киви; 4) коса; 5) рысь.