Нестандартное домашнее задание по биологии «Детектив. Завоз опасного заболевания в Москву»

1
0
Материал опубликован 4 November в группе

Пояснительная записка к методической разработке нестандартного домашнего задания по биологии

Автор: Кузьменко Екатерина Алексеевна, преподаватель биологии

Название: Нестандартное домашнее задание «Детектив. Завоз опасного заболевания в Москву»

Тема: Неклеточные формы жизни – вирусы.

Предмет: Биология

Аудитория: обучающиеся 1 курса СПО

Степень сложности: высокий

Тип задания: индивидуальное

Время выполнения: 45 минут

Описание

Задание основано на реальных исторических событиях - случае завоза оспы в Москву в 1959 году. Этот случай — блестящий пример успешной операции по сдерживанию опаснейшего вируса с помощью тотальной вакцинации и эпидемиологического расследования. Это задание позволяет показать практическое значение биологических знаний и их связь с историей. Рекомендуется предварительно обсудить на занятии особенности вирусных заболеваний, привести примеры мировых эпидемий. Возможно использование мультимедийных материалов по теме. Целесообразно организовать последующее обсуждение результатов.

После выполнения задания, обучающиеся должны знать особенности натуральной оспы как заболевания, понимать механизмы распространения вирусных инфекций, уметь анализировать эпидемиологические ситуации.

Цели и задачи задания:

Дидактические цели:

Закрепить знания о вирусных заболеваниях;

Научить анализировать эпидемиологические ситуации;

Сформировать умение идентифицировать заболевание по симптомам.

Развивающие задачи:

Развитие критического мышления;

Формирование навыков работы с историко-научными материалами;

Развитие умения аргументировать свою позицию.

Воспитательные задачи:

Воспитание научного подхода к анализу проблем;

Формирование понимания важности вакцинопрофилактики.

Межпредметные связи: история России

Нестандартное домашнее задание по биологии: «Детектив. Завоз опасного заболевания в Москву»

Цель: На основе исторического описания определить вирусное заболевание, используя знания по теме «Неклеточные формы жизни – вирусы».

Инструкция:
Внимательно прочитайте описание событий в Москве в конце 1950-х годов. Выполните задания, приведя развернутые и аргументированные ответы.

Исторический контекст

Событие: Завоз опасного заболевания в Москву.

Дата: Декабрь 1959 — январь 1960 года.

Описание из исторических источников:

Художник А. К. возвращался из творческой поездки по Индии. За два дня до возвращения в Москву он почувствовал недомогание: появилась ломота в теле, слабость. Уже в Москве у него поднялась высокая температура, начался сильный кашель. Его госпитализировали с диагнозом «грипп» в обычную больницу. Однако состояние мужчины стремительно ухудшалось. Через несколько дней по всему его телу, включая лицо, руки и ноги, появилась обильная сыпь. Сначала это были розовые пятна, которые быстро превратились в пузырьки, наполненные жидкостью, а затем — в гнойнички. Художник скончался.

Особенности распространения: Через несколько дней с аналогичными симптомами заболели сотрудница морга, где проводилось вскрытие, и лечащий врач художника.

Затем болезнь начала распространяться по больнице, где он первоначально лежал, и вышла за её стены. Заболевали люди, находившиеся в одном здании с больными, иногда даже без прямого контакта — через систему вентиляции. В Москве была объявлена чрезвычайная ситуация. Найти и вакцинировать всех, кто мог контактировать с заболевшими, поручили сотрудникам КГБ. За 19 дней было выявлено и привито более 9,5 тысяч человек. Эпидемию удалось остановить всего за 19 дней. Всего заразилось 46 человек, трое из них скончались.


Задания для выполнения:

1. Какое вирусное заболевание было завезено в Москву? К какому типу микроорганизмов относится возбудитель этой болезни?

2. Приведите не менее трех аргументов из текста, подтверждающих ваш диагноз. Объясните, почему каждый из этих симптомов или особенностей распространения характерен именно для данного вирусного заболевания.

3. Почему против этой болезни оказалась эффективной именно вакцинация, а не антибиотики?

4. Объясните, почему экстренная массовая вакцинация всех контактов оказалась самой эффективной мерой в данной ситуации?

5. Составьте краткую памятку для населения, направленную на защиту от вирусных инфекций. (творческое задание на оценку «5»)

Критерии оценки:

Оценивается точность диагноза и аргументации, логичность анализа эпидемиологических мер. На оценку «5» оценивается качество выполнения творческого задания.



Ключ для преподавателя:

Правильный ответ: Натуральная оспа (Variola vera).

Ожидаемые аргументы:

Характерная этапная сыпь (пятна -> пузырьки -> гнойнички).

Высокая контагиозность (заразность) и воздушно-капельный путь передачи (через вентиляцию).

Эффективность вакцинации как единственного надежного метода остановки вспышки.

Биология патогена: Вирус; антибиотики неэффективны, так как они действуют только на бактерии, а не на вирусы.

Анализ мер: Кольцевая вакцинация создает иммунную прослойку и разрывает цепочки передачи вируса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.