Нестандартные домашние задания по биологии
Роль нестандартных домашних заданий в предупреждении перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Домашняя работа стала составляющей процесса обучения ещё в 16 веке, но практически с момента её включения в процесс обучения возник спор о необходимости или ненужности этого вида работ. Мы полностью согласны с мнением К. В. Бардина, что надо различать в домашнем задании то, что является лишним, вредным и что, наоборот, заслуживает всемерной поддержки и поощрения.
Перегрузка учащихся, возникающая при выполнении домашних работ, может быть следствием нескольких факторов:
недостатками в работе учителя;
недостатками в работе учащихся, зависящими от самих учащихся;
недостатками организационного характера [1, 134].
В связи с переходом от «знаниевой» к личностно – ориентированной концепции образования домашние задания приобретают новый смысл и особенную важность – они позволяют индивидуальное обучение.
Эта индивидуализация в домашней работе проявляется в большей степени по сравнению с работой в классе. Здесь ученики не ограничены временем в такой мере, как на уроке, и поэтому могут выполнять работу каждый своим темпом, который определяется их возможностями, отношением к работе, качеством теоретической и практической подготовки и характером интересов учащихся [26,145].
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Во-вторых, недочётом домашней работы многих учащихся является неумение организовать своё рабочее время, отсутствие твёрдо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешной работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти знания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочёты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Отрицательно сказывается перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объёмные или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обуславливается не только общим объёмом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных знаний, рационализации объёма домашнего задания и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения[5,121].
В своей работе А. С. Вербитская выделяет основные функции домашнего задания: подготовка учащихся к восприятию нового материала; закрепление знаний; выработка и совершенствование умений и навыков; применение полученных знаний, умений и навыков на практике и т. д. [3,43].
Все эти функции домашней работы учащихся являются очень важными, но необходимо отметить, что изменившаяся концепция образования привела к появлению у домашних заданий новых функций. Одна из них – возможность интегрировать знания [14,79].
Другая новая функция домашних заданий – это возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально -психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих их индивидуальным особенностям. В результате каждый учащийся должен стать неповторимой личностью, обладающей рядом своих достоинств и умеющий этими достоинствами воспользоваться в полной мере.
Для того чтобы избежать ненужных проблем в подготовке уроков, необходимо грамотно и рационально организовать рабочее место. Важно, чтобы во время занятий ребёнок мог без напряжения сохранять правильную позу, существенное значение имеет правильное и достаточное количество освещения, температурный режим комнаты. Также необходимо с первых дней приучить ребёнка к тому, чтобы на столе не было лишних вещей. Всё необходимое следует приготовить заранее, а для хранения учебников и других школьных принадлежностей отвести постоянное место. Эти простые правила помогут снять перегрузку учащихся во время выполнения домашнего задания, а также снять стрессовую напряжённость [23.152].
При выполнении нестандартных домашних заданий учащиеся максимально задействуют данные правила. Например, при изучении темы «Осанка. Предупреждение плоскостопия» в 8 классе учащимся предлагается написать мини-сочинение «Сумка или портфель». В данном сочинении учащиеся должны доказать, что лучше носить в школу: сумку или ранец. Данное задание требует рассредоточенности, его нельзя выполнить в один день (правило 1), кроме того советую учащимся начать выполнение этого задания в день, когда был урок (правило 2). Мотивацию и психологический настрой создаёт само задание, оно интересно и основывается на жизненном опыте учащихся (правило 3). Также при выполнении этого задания необходимо тщательно проработать материал параграфа и использовать дополнительную литературу (правило 4).
При изучении темы «Строение растений» можно использовать много нестандартных заданий, которые значительно повышают интерес к предмету (Приложение 3). Это разноуровневые карточки, таблицы, незаконченные схемы. Такой вид нестандартного домашнего задания имеет ряд преимуществ: для того, чтобы ответить на вопрос, учащиеся должны несколько раз прочитать параграф, правильно записать ответ (особенно это важно при работе с терминами). Задания подобного рода вызывают интерес не только у сильных, но и у слабых учеников. Особенно такое домашнее задание актуально для слабых учащихся, поскольку им сложно выучивать и запоминать большие по объёму домашние задания при повторении всей темы. При выполнении этого задания особенно актуальны правила 1,2,4.
Для уменьшения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания, а также для хорошей накопляемости оценок очень удобно использовать карточки. Особенно это актуально в классах с углублённым изучением предметов, так как уменьшение количества часов в неделю до одного неизбежно влечёт за собой увеличение объёма домашнего задания, а, следовательно, увеличение перегрузки учащихся (Приложение 3).
Если использовать карточку при работе со слабыми учащимися, то несомненным её плюсом будет небольшой объём текста, который нужно проработать, чтобы ответить на поставленные вопросы. При таких домашних заданиях особенно актуальны правила 1, 3,4.
Для активизации познавательной деятельности слабых учащихся им предлагаются карточки, которые рассчитаны только на воспроизведение материала учебника. Это помогает накоплению положительных оценок, а также повышает самооценку данной группы учеников (Приложение3). При выполнении данной работы актуальны правила 1,2,3,4.
Примеры нестандартных домашних заданий в классах различной возрастной нормы.
6 класс.
При изучении темы «Строение растений» можно использовать много нестандартных заданий, которые значительно повышают интерес к предмету.
Такой вид нестандартного домашнего задания имеет ряд преимуществ: для того, чтобы ответить на вопрос, учащиеся должны несколько раз прочитать параграф, правильно записать ответ (особенно это важно при работе с терминами). Задания подобного рода вызывают интерес не только у сильных, но и у слабых учеников. Особенно такое домашнее задание актуально для слабых учащихся, поскольку им сложно выучивать и запоминать большие по объёму домашние задания при повторении всей темы.
Отгадайте слова, по номеру, стоящему в скобках, выберите одну нужную букву. Из букв сложите выражение.
у этого растения есть придаточные корни – подпорки (1), пар 21
часть побега, которая участвует в фотосинтезе (2), пар 23
лист имеет одну листовую пластинку и черешок (3), пар 23
этот стебель поднимается вверх, цепляясь за опору усиками (1), пар 26
эти стебли стелятся по земле (2), пар 23
процесс обмена газами между растением и воздухом, одна из функций листа (1), пар 23
каждый лист обязательно имеет листовую ……. (6), пар 23
растение – хищник (4), пар 25
этот орган закрепляет растение в почве (5), пар 19
эти корни развиваются у растений, растущих на топких берегах рек и болотах (4), пар 21
эти корни есть у тропических растений, таких как орхидеи (5), пар 23
это растение растёт на болоте и поэтому имеет воздушные корни (1), пар 23 рис 71
корень, который развивается из корешка зародыша (3), пар 19
корни, которые отрастают от главного (2), пар 19
листовые пластинки пронизаны проводящими пучками или ……….. (1), пар 23
корни, которые отрастают от стебля (3), пар 19
стебель дерева (3)
стебель с листьями и почками (2), пар 22
стебель, растущий вертикально вверх (12), пар 26
угол между листом и стеблем (1), пар 22
все черешковые листья имеют …….. (3), пар 23
лазающие стебли за счёт них поднимаются вверх (3), пар 26
почка, которая располагаются наверху побега (3), пар 22
видоизменённые листья кактусов (2), пар 25
эти стебли приобретают твёрдость за счёт лигнина (1), пар 26
самый мощный слой стебля (3), пар 26
Для уменьшения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания, а также для хорошей накопляемости оценок очень удобно использовать карточки. Особенно это актуально в классах с углублённым изучением предметов, так как уменьшение количества часов в неделю до одного неизбежно влечёт за собой увеличение объёма домашнего задания, а следовательно увеличение перегрузки учащихся.
Если использовать карточку при работе со слабыми учащимися, то несомненным её плюсом будет небольшой объём текста, который нужно проработать, чтобы ответить на поставленные вопросы.
Карточка № 1.
Управление минеральным питанием растений.
1. Почва –
2. Плодородие –
3. Что зависит от плодородия почвы?
4. Почему происходит истощение почвы?
5. Органические удобрения
отходы ?????
жизнедеятельности
животных
??????? перегной, торф
6. Перечислить виды минеральных удобрений.
7. Какие элементы содержатся в микроудобрениях?
8. В какое время рекомендуется вносить навоз?
9. В какое время вносят минеральные удобрения?
10. Правила внесения удобрений.
При изучении материала параграфов «Прорастание семян» и «Растительный организм – единое целое» в качестве домашнего задания можно дать кроссворд.
По параграфам 38 -39 ответьте на вопросы (оценка 4), из ответов постройте кроссворд (оценка 5)
зачаточное растение
какие семена после набухания загнивают?
период, когда растение цветёт и плодоносит.
это необходимо для прорастания семян, делает сухие вещества раствором.
период от образования зародыша до его прорастания.
что первым прорастает в семени.
период от прорастания семян до первого цветения.
из чего развивается надземный побег?
в этот период растение перестаёт цвести и отмирает.
какой газ необходим для дыхания зародыша семени?
семена этого растения прорастают под водой, используем в пищу
повреждение корня приводит к нарушению …….. питания растений.
какое растение нужно высевать при температуре 12 градусов?
в этой почве воздух проникает на большую глубину.
растения, живущие один год.
При изучении темы «Классификация растений» в целях избегания перегрузки учащихся очень удобно использовать разноуровневые карточки.
Это даёт дифференцировку домашнего задания по силам учащихся, в тоже время даже слабые ученики выполнив минимум заданий, часто делают гораздо больший объём, зная, что оценка будет гораздо выше.
Карточка № 2. (вопросы 1-5 на «4», вопросы 1-8 на «5»)
Яблоня.
% площади плодовых насаждений.
отношение к морозу.
в каком виде употребляют в пищу.
сорта яблоня.
Сорта яблони | Примеры | Когда созревают |
Летние | | |
Осенние | | |
Зимние | | |
способ опыления.
6 *условия для успешного опыления яблони.
7 *способ размножения яблони.
8 * когда высаживают саженцы.
7 класс.
При изучении темы «Многообразие млекопитающих» мы используем карточки, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и вызывают повышенный интерес к предмету. Слабые учащиеся особенно любят такие работы, так как кроме интересного задания это позволяет им повысить свою самооценку, получив хорошую отметку и похвалу учителя за хорошо выполненное домашнее задание.
Из параграфов 31 – 35 найдите ответы на вопросы, выберите нужную букву и составьте предложение.
ластоногий, имеет мощные бивни (1)
непарнокопытное, помесь осла и кобылы (3)
подкласс яйцекладущие, температура тела 30*С (1)
сумчатое, символ Австралии, высотой до 2 метров (3)
хоботное, африканский или индийский (3)
приматы высотой до 150 см, карликовый или обыкновенный (4)
парнокопытные, бывает речная и карликовая (3)
приматы, масса тела самцов до 189 кг (7)
сумчатый медведь (3)
ластоногое, бывает обыкновенным и островным (2)
представитель отряда Зайцеобразныхвых, северная ……..(3)
самое крупное китообразное, …… кит (2)
это хищник, белый или бурый, символ России (2)
хищник из семейства кошачьих, в сказке «Маугли» - чёрная ……. (1)
подкласс яйцекладущие, температура тела 25*С (4)
зайцеобразный, русак или беляк (1)
хищник семейства собачих, считается диким предком собаки (1)
сумчатый размером с кошку (1)
парнокопытный, благородный ….. (4)
грызун, строит плотины на реке и хатки на берегу (2)
примат, ……. лемур или лемур Ката (5)
парнокопытное, дикая свинья или ….. (5)
насекомоядное, ведёт полуводный образ жизни (2)
грызун, живёт на деревьях; пушистый хвост и с кисточками ушки (2)
насекомоядное с острыми иглами (2)
непарнокопытное, домашний осёл или …. (1)
примат, обладающий громким голосом, рыжий …… (3)
слепое насекомоядное, живёт в норах (3)
парнокопытное, гиппопотам или ………(7)
рукокрылое, бывает обыкновенная и гигантская (1)
грызун семейства мышиных, бывает серой и чёрной (3)
непарнокопытное в чёрно – белую полоску (2)
При изучении темы «Опорно-двигательная система» в целях снижения перегрузки учащихся удобно использовать разноуровневые карточки. Это способствует накоплению оценок, также помогает слабым ученикам с интересом выполнить задание и получить соответствующую оценку.
Строение скелета.
части скелета
особенности позвоночника рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
отделы передней конечности
отделы задней конечности
5 * отделы черепа, их функции
6* функции скелета
При изучении кровеносной системы на дом для изучения состава крови очень удобно давать карточки.
Кровь
функции крови – объяснение.
плазма – определение, состав
перечислите форменные элементы крови
Элементы крови | Строение | значение |
| | |
При изучении темы «Органы пищеварения»
Для более глубоко понимания эволюционного развития пищеварительной системы животных учащиеся получают домашние карточки. Для слабых учащихся заполняется первая графа.
Особенности пищеварительной системы.
Организмы | Особенности |
Одноклеточные | |
Кишечнополостные | |
Круглые черви | |
Кольчатые черви | |
Членистоногие и моллюски | |
8 класс.
При изучении темы «Пищеварения» с целью повышения интереса к предмету как у сильных, так и у слабых учеников мы используем карточки, по которым интересно работать всем учащимся. Каждый правильный ответ оценивается 1 балл.
Карточка №1.
Регуляция пищеварения
кто занимался изучением пищеварения.
какие выводы сделал Павлов, используя фистульную методику?
какая регуляция помогает длительному отделению пищеварительного сока (иногда до 6 часов)
Гигиена органов пищеварения
выпишите правила приёма пищи.
причины кишечных инфекций.
перечислите инфекционные заболевания, кто их распространяет (причины), симптомы заболевания
Карточка №2.
Для активизации познавательной деятельности слабых учащихся им предлагаются карточки, которые рассчитаны только на воспроизведение материала учебника. Это помогает накоплению положительных оценок, а также повышает самооценку данной группы учеников.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.
Ушибы.
определение
Вид ушиба | последствия |
Лёгкий | |
Средний | |
Тяжёлый | |
какие органы могут пострадать от ушибов
первая помощь при ушибах.
Переломы.
определение
виды переломов, определение
признаки перелома
первая помощь при открытых переломах.
первая помощь при переломах рук или ног.
Растяжение связок.
причины растяжения связок
симптомы растяжения
При изучении сердечно – сосудистой системы большое внимание уделяется гигиене. В классе читается лекция «Гигиена – сердечно – сосудистой системы». Для более глубокого закрепления изученного материала раздаются карточки для выполнения домашней работы.
Гигиена сердечно – сосудистой системы.
влияние курения.
стенокардия (причины, симптомы, первая медицинская помощь).
гипертонический криз (причины, симптомы, первая медицинская помощь).
кровотечения.
Вид кровотечения | симптомы | первая медицинская помощь |
5 Носовые кровотечения (причины, что делать нельзя, первая медицинская помощь).
При изучении темы «Иммунитет» очень эффективны карточки для выполнения домашнего задания различного уровня сложности ( вопросы 1-9 оценка 4, вопросы 1-11 – оценка 5)
вакцина – определение
прививка- определение
отличия вакцины от сыворотки
общие черты вакцины и сыворотки
видовой иммунитет – определение
наследственный иммунитет – определение
приобретённый иммунитет – определение
виды искусственного иммунитета, отличия
аллергия – определение
примеры аллергенов
почему происходит отторжение пересаженных тканей и органов
назовите универсальную группу крови
9 класс.
При работе со слабыми учащимися очень удобно использовать домашние тесты, основанные на тексте учебника. Например, домашний тест «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.»
Из предложений выберите верные, номера запишите в тетрадь.
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
2. Закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение , первым открыл Морган.
В работе Мендель изложил основные закономерности наследственности.
Основой замечательной работы Г. Менделя был так называемый гибридологический метод.
Суть гибридологического метода заключается в скрещивании организмов, отличающихся друг от друга признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.
Мендель очень удачно выбрал для опытов фасоль.
Горох легко выращивать, в условиях Словакии, он размножается 1 раз в год,
Горох легко выращивать, в условиях Чехии , он размножается несколько раз в год,
Сорта гороха отличаются друг от друга признаками.
В природе горох опыляется перекрёстно.
В природе горох самоопыляется.
Искусственно скрещивая растения гороха с зелёными семенами с растениями, имеющими красные горошины, Мендель убедился, что все семена потомков- гибридов будут красными.
Искусственно скрещивая растения гороха с зелёными семенами с растениями, имеющими жёлтые горошины, Мендель убедился, что все семена потомков- гибридов будут жёлтыми.
Из семян, полученных в первом поколении, Мендель вырастил растения гороха и снова скрестил их между собой.
У растений второго поколения большинство горошин было зелёного цвета, но встречались и жёлтые горошины.
Всего от нескольких скрещиваемых пар растений Мендель получил 6022 зелёных и 2001 жёлтую горошину.
Легко сосчитать, что 3\4 гибридных семян имели жёлтую окраску и 1\4 зелёную.
10 класс
Составление кроссвордов интересно для учащихся различных возрастных групп. Особенно это актуально в профильных классах, когда количество часов по биологии сведено к минимуму.
Ответить на вопросы. Из ответов составить кроссворд.
фермент, необходимый для синтеза и – РНК.
перед геном находится место присоединения полимеразы, назовите его.
место синтеза белка.
триплет или …..
аминокислота, которая кодируется кодоном ЦУА.
какой нуклеотид при серповидноклеточной анемии заменён на урацил?
какие знаки кодируют триплеты УГА, УАГ, УАА?
каждая и – РНК несёт информацию о структуре одного ……..
процесс образования и – РНК.
при транскрипции в и – РНК по принципу комплементарности аденину подходит ……………….
какой нуклеотид не входит в состав и – РНК?
аминокислота, которая кодируется только одним кодоном, не триптофан.
В 11 классе при изучении изменчивости рекомендуем дать домашнюю практическую работу.
Практическая работа «Виды изменчивости».
Составить вариационный ряд, используя сушённые листья лавра. Для этого измеряем длину и ширину каждого листа и заполняем таблицу.
Номер листа | Длина листа (мм) | Ширина листа (мм) |
№ 1. | | |
№ 2. | | |
№ 3 | | |
№ 10 | | |
Строим график, показывающий изменения параметров.
масштаб: номер листа – 1 см.
Сделать вывод: почему листья отличаются по размерам ( стр 230 -231 для слабых учеников подсказка)
Литература
Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился/ К. В. Бардин. –М.:, 1998. -241с.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989.- 300с.
Вербитская А. С. Как управлять домашним заданием / А. С. Вербитская // Директор школы. – 1998. -№4. –С. 43.
Гин А. Приёмы педагогической техники/ А. Гин. -М.: Вита – Пресс, 1999 – 88с.
Древелов В. Н. Домашние задания/ В. Н. Древелов. –М.:Просвещение, 1989. – 176с.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. – М.: Просвещение, 1989. -176с.
Есипов Б. П. Самостоятельные работы учащихся в процессе обучения/
Б. П. Есипов. –М.:Учпедгиз, 1961. – 105с.
7. Есипов Б. П. Материалы педагогических исследований / Б. П. Есипов.
–М.:Учпедгиз, 1961. – 231с.
8. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе/
М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127с.
9. Ковалёв С. М. Психология личности. / С. М. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1981. – 169с.
10. Котова И. Б. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии/
И. Б. Котова. –М.: АСАДЕМА,200. – 508с.
11. Кон И. С. Психология самостоятельности/ И. С. Кон // Педагогика здоровья.- 1992. -№3. – С. 26
12. Конаржевский Ю. А. Анализ урока./ Ю. А. Конаржевский. –М.:Центр Педагогический поиск, 2000. – 136с.
13. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности./ И. Я. Лернер –М.: Педагогика, 1980 – 219с.
14. Макаров Ю. А. Только индивидуально/ Ю. А. Макаров// Народное образование. – 1991. – №3.-С.79
15. Назаров В. Н. Разум сердца/ В. Н. Назаров. –М.: Издательство политической литературы, 1990. – 605 с.
16. Пидкатистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ И. П. Пидкатистый. -М.: Педагогика, 1980. – 395с.
17. Пидкатистый П. И. Педагогика/ И. П. Пидкатистый. -М.: Учебное пособие, 1998 – 198с.
18. Поспелов Н. Н. Как готовить учащихся к выполнению домашнего заданий./ Н. Н. Поспелов, -М.: Просвещение, 1979. – 96с.
19. Родзневич Н. Н. Концептуальные основы образования для устойчивого развития/ Н. Н. Родзневич// География в школе. -2007. -№2. –С. 41
20. Рубиштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т./ С. Л. Рубинштейн .
- М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 485с.
21. Самойлова В. С. Человекосберегающая технология обучения/
В. С. Самойлова// Биология в школе. – 2003. - №7. – С. 71.