Нестандартное домашнее задание по основам финансовой грамотности

Нестандартное домашнее задание по основам финансовой грамотности
Автор: Сидорович Елена Валерьевна, преподаватель ГБПОУ НСО «Колыванский аграрный колледж»
Пояснительная записка: Домашнее задание – это краеугольный камень успешного образовательного процесса, играющий значительную роль в становлении всесторонне развитой личности. Его важность выходит далеко за рамки простого закрепления материала, пройденного на занятии. Домашние задания способствуют развитию самостоятельности, ответственности и умения планировать свое время, навыков, необходимых в любой сфере жизни, особенно необычные, непривычные, отличающиеся от стандартного чтения, заучивания или решения задач.
В своей работе как преподавателя физики и финансовой грамотности практикую различные нестандартные формы домашних заданий на своих предметах , от составления кроссвордов и ребусов (фото 1,2), изготовления макетов (фото 3,4), создания рисунков (фото 5-6), памяток (фото 7) и т.п. до прогулок по магазинам, о которых ниже и будет идти речь.
Фото 1-2 Примеры ребусов по финансовой грамотности


Фото 3-4 Примеры макетов по астрономии
Фото 5-6-7 Примеры рисунков и памяток по финансовой грамотности и астрономии
В рамках изучения предмета «Основы финансовой грамотности» на 2 курсе при изучении темы «Деньги и операции с ними» вижу, что нынешние подростки не умеют (или сложно дается освоить умение) сравнивать, анализировать и делать выбор при обращении с деньгами.
Чтобы показать им на реальных примерах то, что каждый может экономить деньги и грамотно ими распоряжаться, предлагаю следующее домашнее задание в нестандартной форме: провести мониторинг цен на конкретный товар в торговых точках нашего поселка.
Тема | Деньги и операции с ними |
Цель | -закрепить знания о функциях денег, понятии «цена», экономия денег -увидеть, что цена на один и тот же товар различна, -научить сравнивать, анализировать и делать выбор |
Группа | группы 2 курса (16-17лет) |
Задание | Провести мониторинг цен на товар(ы) в торговых точках нашего поселка |
Степень сложности | Низкий (дан конкретный товар (хлеб «Бородинский», банка кофе «Нескафе», 1 кг соли и т.п., а также маршрутный лист с указанием конкретных адресов магазинов (Магнит, Пятерочка, Мария-Ра, Чижик, Ярче и др) Средний (студент сам выбирает один любой товар и сравнивает цены в выбранных торговых точках) Высокий (студент самостоятельно формирует «список покупок» из 2-3 наиболее распространенных товаров и анализирует их цены и сумму расходов на покупку в каждом магазине) |
Тип задания | индивидуальное (либо можно в паре) |
Рекомендуемое время | 1-3 часа ( в зависимости от уровня сложности) |
Способ проверки | Защита (представление собранной информации к обсуждению в группе) |
Особенности организации | задание предлагается после изучения темы, выбор уровня сложности определяется либо преподавателем (в случайном порядке/ по успеваемости студента), либо выбирают студенты самостоятельно, учитывая, что низкий уровень – оценка «3», средний уровень – «4» и высокий – «5». |
Инструкция к выполнению
Низкий уровень | Средний уровень | Сложный уровень |
Определитесь со временем выполнения задания Двигаясь по указанным в маршрутном листе адресам, фиксируйте в тетради (или другим удобным способом) цену на товар и название магазина Подготовьтесь к защите домашнего задания | Определитесь со временем выполнения задания Выберете товар для сравнения и магазины Двигаясь по магазинам, фиксируйте в тетради (или другим удобным способом) цену на выбранный товар и название магазина Подготовьтесь к защите домашнего задания | Определитесь со временем выполнения задания Составьте перечень товаров, которых будете искать в магазинах Двигаясь по составленному маршруту, фиксируйте в тетради (или другим удобным способом) цену на выбранный товар и название магазина Рассчитайте сумму расходов на эти товары в каждом магазине Проанализируйте цены, выберете магазины с самыми низкими ценами на эти товары и самыми высокими. Рассчитайте общую сумму расходов Сравните расходы на покупки: - если в одном магазине купить все товары - если купить товары в разных магазинах (с самыми низкими ценами и самыми высокими). Как это влияет на сумму расходов? - сколько можно сэкономить денег ? 7. Подготовьтесь к защите домашнего задания |
Результаты:
Ежегодно такое домашнее задание предлагаю студентам 2 курса. Уровень сложности ребята выбирают самостоятельно (или назначаю в зависимости от уровня подготовки студентов и др.). Уровень выполнения домашнего задания составляет более 90%. В основном ребята объединяются в пары. В ходе защиты домашней работы обучающиеся фиксируют по очереди на доске (плакате, слайде презентации) информацию о магазинах и ценах на товары (см.фото 8-9), формируя тем самым сводную таблицу (см.фото 10).
Фото 8-9 Примеры демонстрации выполненного домашнего задания по мониторингу цен
Фото 10 Сводная таблица мониторинга цен (сентябрь 2025г)
После того как все предоставят собранные данные мониторинга начинаем вместе анализировать и отвечать на вопросы:
- как меняется цена на ваш товар от магазина к магазину?
- где можно купить этот товар дешевле (дороже)?
- сколько можно сэкономить денег, если покупать товары в разных магазинах?
- почему цены на один и тот же товар разные?
После выполнения таких заданий даже самые изначально скептически настроенные студенты видят, что анализируя, сравнивания цены на товар одной и той же торговой марки можно делать правильный выбор и грамотно распоряжаться своими деньгами, что позволяет их экономить!
Например, при обсуждении последнего такого задания в этом семестре мы увидели, что если не покупать весь список товаров в одном магазине, а пройтись по нескольким, можно сэкономить около 300рублей!!!
И еще нельзя не отметить, что некоторые студенты в последствии озвучивают, что благодаря такому заданию и анализу они на самом деле стали сравнивать цены(тем более что сейчас не нужно даже ходить по магазинам, а можно отслеживать в приложениях!), тем самым экономить и откладывать эти деньги для покупки желаемого товара, на который всегда не хватало средств!
Вывод: из личного опыта могу сказать, что нестандартное домашнее задание позволяет:
- взглянуть на учебный материал под другим углом;
- провоцирует интерес к процессу познания;
- предлагается студенту стать исследователем, творцом, критиком;
- развивает критическое мышление, умение анализировать и находить нестандартные решения;
- повышает мотивацию к учебе и развитию разносторонней личности.