Нестандартное домашнее задание по теме «Атмосферное давление» (География, 6 класс)
Нестандартное домашнее задание по географии
тема «Атмосферное давление» 6 класс
География 5-6 классы, А.И. Алексеев и др./М: Просвещение, 2019
(серия «Полярная звезда)
Обучение без домашнего задания снижает его качество, поэтому отказаться от многовековой практики нецелесообразно. Дело в том, что познание идёт не по кругу, а по спирали и каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нём новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней работы.
Общеизвестно, что одни учащиеся выполняют домашнее задание охотно и с интересом, а другие приступают к работе с нежеланием, или, вообще, не выполняют задание. Что нужно педагогу сделать, чтобы заинтересовать детей в подготовке домашних заданий? Выход из этой ситуации очевиден: задание должно быть привлекательным и посильным для учеников, развивать познавательный интерес к предмету и повышать мотивацию учения.
Например, стандартное домашнее задание по теме «Атмосферное давление»: §39, ответить на ?1-4 на стр. 130.
Далее вашему вниманию предлагаю систему нестандартных домашних заданий по теме «Атмосферное давление». Разноуровневые задания способствуют созданию ситуации успеха, и каждый ученик выбирает себе задания по силам, чтобы почувствовать удовлетворение от проделанной работы.
1 уровень: обучающимся предлагается выбрать по желанию 3 вида нестандартных заданий:
1. Записать в рабочую тетрадь ключевые понятия по теме «Атмосферное давление».
2. Нарисовать рисунок, отражающий изученную тему (размер листа А4).
3. Отгадать ребусы и записать ответы в рабочей тетради (см. ниже приложение 2).
4. Отгадать тематический кроссворд (ссылка на интерактивный кроссворд https://onlinetestpad.com/krovcmlncmrqs ).
5. Найти ключевые слова в филворде и по ним составить рассказ в рабочей тетради (ссылка на интерактивный филворд https://onlinetestpad.com/zk5ihexfk4zc2 ).
6. Выполнить задания в рабочем листе (см. ниже приложение 1).
7. Найти ключевые слова по теме урока в облаке слов, составить с ними предложения и записать их в рабочей тетради (см. ниже приложение 3).
8. Подобрать из Интернет-источников интересные факты об атмосферном давлении и представить их в презентации/докладе/рабочей тетради.
9. Проделать опыты (не менее 2-х), доказывающие существование атмосферного давления, сделать вывод и записать его в рабочей тетради (см. ниже приложение 6, в котором даны инструкции к проведению опытов).
10. Закрепить тему на тренажёре (см. приложение к ресурсу в программе Microsoft PowerPoint).
2 уровень: обучающимся предлагается выбрать по желанию 2-3 вида нестандартных заданий:
1. Реставрировать текст. Чтобы прочитать тематический текст, необходимо решить ребусы и пропущенные слова записать в рабочей тетради. (см. ниже приложение 4).
2. Составить в рабочей тетради логический опорный конспект по теме «Атмосферное давление».
3. Восстановить логическую цепочку и записать её в рабочую тетрадь (см. ниже приложение 5).
4. Сделать самодельный барометр и провести наблюдение за изменением атмосферного давления в течение 1 недели. Результаты наблюдения занести в рабочую тетрадь.
5. Выполнить интерактивное упражнение «Скачки» (ссылка на ресурс https://learningapps.org/display?v=pus0rhd2c23).
6. Выполнить интерактивное упражнение «Филворд» (ссылка на ресурс https://learningapps.org/31670359).
7. Сделать презентацию по теме «Влияние атмосферного давления на растения и животных».
8. Создать буклет «Симптомы горной болезни и правила акклиматизации в горах».
9. Доказать существование связи между температурой воздуха и атмосферным давлением (записать в рабочую тетрадь).
10. Выполнить интерактивный тест с макросами на закрепление знаний и умений (см. приложение к ресурсу в программе Microsoft PowerPoint).
3 уровень: обучающимся предлагается выбрать по желанию 2-3 вида нестандартных заданий:
1. Написать мини-проект по одной из тем: «Весомая невидимка, или у людей есть интерес к тому, что воздух имеет вес», «Влияние атмосферного давления на здоровье человека» (структуру проекта см. ниже приложение 8).
2. Создать тематическую интеллект-карту в рабочей тетради.
3. Нарисовать в рабочей тетради графическое изображение темы, используя приём «фишбоун» (см. ниже приложение 7, в котором дана схема приёма).
4. Составить логическую цепочку изучения темы и записать её в рабочую тетрадь.
5. Создать игру по теме «Атмосферное давление» (кроссворд, кроссенс, ребусы, интерактивная игра, лото и т.п.).
6. Выполнить интерактивный тест (ссылка на ресурс https://onlinetestpad.com/wdjgjo3pda5l6 )
7. Ответить письменно в рабочей тетради на проблемный вопрос:
-Существует ли атмосферное давление на других планетах Солнечной системы? Почему?
-Постоянно ли атмосферное давление в течение дня? Объясните почему?
-Какова зависимость погоды от атмосферного давления?
-Существуют ли места на земной поверхности с постоянно высоким и постоянно низким атмосферным давлением? Если да, то почему?
-Объясните, почему В Новосибирске атмосферное давление постоянно изменяется, хотя высота над уровнем моря остается неизменной?
-Вы отдыхаете летом в лагере, который находится в лесу. На речку купаться вы идете через луг. Где атмосферное давление будет выше- над лесом или лугом? Почему?
-Можно ли измерить высоту холма при помощи атмосферного давления. Если можно, то объясните, как?
Целью домашних заданий должно быть личностное развитие ученика, стимулирование и мотивация к учению, формирование творческого мышления.
В приложении приведены более подробно некоторые примеры нестандартных заданий для повторения и закрепления темы урока в домашних условиях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
(количество 9)
Приложение 1.
Рабочий лист по теме «Атмосферное давление».
Приложение 2.
Ребусы по теме «Атмосферное давление».
Ответ: барометр
Ответ: анероид
Ответ: давление
Ответ: атмосфера
Оттвет: Торричелли
Ответ: гектопаскаль
Приложение 3.
Облако слов по теме «Атмосферное давление».
Ответ: в облаке слов находится 11 слов по теме урока – давление, воздух, масса, миллибара, Туруханск, Торричелли, гектопаскаль, сила, плотность, масса, анероид, изобара.
Приложение 4.
Текст с ребусами вместо слов.
Ответ: слова, которые должны быть вставлены в текст – вес, столб, сила, воздух, изменчивость, высота, понижается, выше, Торричелли, барометр, понижается, один.
Приложение 5.
Восстановить логическую цепочку.
Ответ:
1. Разный угол падения солнечных лучей.
2. Поступление различного количества солнечного тепла на разные широты.
3. Различная степень нагрева земной поверхности.
4. Разная степень нагревания воздуха.
5. Разное атмосферное давление над разными участками земной поверхности.
Приложение 6.
Инструкция по проведению 7 опытов.
1. Оборудование: длинная линейка, стол, газетный лист.
Процесс:
1. положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;
2. четыре раза сложит газетный лист;
3. положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;
4. пальцем стукните по свисающему концу линейки;
5. посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета;
6. разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;
7. посмотрите, что случится с линейкой и газетой.
2. Оборудование: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.
Процесс:
1. положите картофелину на стол;
2. возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху.
3. поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;
4. резким движением воткните соломинку в картофелину;
5. возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;
6. снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину;
7. зафиксируйте, что произойдет.
3. Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.
Процесс:
1. налейте в стакан воды;
2. накройте стакан с водой листом бумаги;
3. переверните аккуратно стакан, придерживая лист;
4. уберите руку от листа;
5. зафиксируйте, что произойдет.
4. Оборудование: воронка, вода, лист бумаги.
Процесс:
1. налейте в воронку воду, предварительно закрыв пальцем узкое отверстие воронки;
2. накройте воронку с водой листом бумаги;
3. переверните аккуратно воронку, придерживая лист;
4. уберите руку от листа;
5. зафиксируйте, что произойдет;
6. уберите палец, который закрывал узкое отверстие воронки;
7. зафиксируйте, что произойдет.
5. Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.
Процесс:
1. закрепляете два одинаково надутых шарика на стержне;
2. уравновешиваете их;
3. иголкой прокалываете один из шариков и выпускаете воздух;
4. зафиксировать, что произойдет.
6. Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, спички и свечки для торта.
Процесс:
1. очистить варенное яйцо от скорлупы;
2. воткнуть свечки в яйцо и поджечь их;
3. сверху поднесите бутылку и вставьте яйцо в неё как пробку;
4. зафиксируйте, что произойдет.
7. Оборудование: 2 стакана, бумажное кольцо диаметром со стакан, свеча, спички.
Процесс:
1. в первый стакан поставьте зажжённую свечу;
2. сверху положите на него бумажное кольцо, смоченное в воде;
3. накройте первый стакан вторым стаканом и слегка надавите;
4. дождитесь, когда свеча потухнет;
5. начните поднимать верхний стакан;
6. зафиксируйте, что произойдет.
Приложение 7.
Схема «Фишбоун»
Приложение 8.
Структура проекта.
1. Титульный лист (полное наименование учебного заведения, тема проекта, ФИО ученика, класс, ФИО руководителя проекта, его место работы, должность, местонахождение учебного заведения, год написания работы).
2. Содержание проекта (приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются).
3. Введение (тема, предметная область, цель, задачи, актуальность, проблема, гипотеза, методы работы, практическая значимость).
4. Основная часть (анализа теоретического материала по теме проекта, практическая часть, выводы).
5. Заключение (краткие формулировки результатов работы, которые отвечают на вопросы поставленных задач).
6. Список литературы (алфавитный принцип группировки литературных источников).
7. Приложение (таблицы, графики, диаграммы, рисунки…).
Приложение 9.
Оценочный лист
Оценочный лист для проверки домашнего задания по теме «Атмосферное давление» | |||
ФИ ученика, класс | |||
Инструкция | Правильное выполнение задания: 1 уровня оценивается на «3»; 2 уровня - на «4»; 3 уровня - на «5». | ||
Вид домашнего задания | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 |
Уровень | |||
Взаимопроверка/оценка | |||
Результат тестирования/оценка | |||
Проверка учителем/оценка | |||
Итоговая оценка за домашнее задание |
Пояснительная записка к конкурсному ресурсу | ||
1. | Автор/должность | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск, 2023 |
2. | Название ресурса | Нестандартное домашнее задание по теме «Атмосферное давление» |
3. | Вид ресурса | Текстовые документы в программе Microsoft Word 2016, интерактивные тесты, тренажёры в программе Microsoft PowerPoint 2016, тест, кроссворд и филворд на платформе Online Test Pad, интерактивное упражнение и викторина на онлайн-сервисе LearningApps.org |
4. | Предмет, УМК | География, УМК любой |
5. | Цель ресурса | Формирование самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности. Личностное развитие ученика. Поддержание интереса обучающихся к образовательному процессу через разноуровневое нестандартное домашнее задание. |
6. | Задачи ресурса: -образовательные (1,2) -развивающие (3,4) -воспитательные (5,6) | 1. Создать условия для формирования познавательного интереса обучающихся к географии через организацию системы нестандартных домашних заданий. 2. Способствовать развитию умения решать нестандартные задачи, применять свои знания и умения в процессе обобщения и систематизации знаний об атмосферном давлении. 3. Продолжить развивать у обучающихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, что позволит им находить верные ответы на задания. 4. Создать условия для самореализации обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, способствовать развитию памяти, внимания, критического мышления, познавательной активности и кругозора. 5. Способствовать развитию положительной мотивации к обучению. 6. Содействовать воспитанию культуры самообразования школьников, доброжелательных отношений друг к друг, формированию умения сотрудничать в коллективе, преодолевать трудности. |
7. | Актуальность ресурса | Домашнее задание направлено на повторение и закрепление пройденного на уроке учебного материала, и формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Одни учащиеся выполняют домашнее задание охотно и с интересом, а другие приступают к работе с нежеланием, или, вообще, не выполняют задание. Что нужно педагогу сделать, чтобы заинтересовать детей в подготовке домашних заданий? Выход один: домашнее задание должно быть привлекательным и посильным для учеников с одной стороны, и дидактически целесообразным с другой. И здесь большую помощь учителю окажут нестандартные домашние задания, которые помогут развить у детей познавательный интерес к предмету и повысить мотивацию учения. Предложенный ресурс поможет учителю географии показать обучающимся всю прелесть домашних заданий через организацию системы нестандартных заданий на дом, исходя из уровня обученности школьников. |
8. | Целевая аудитория | Обучающиеся 6 классов |
9. | Время выполнения | Домашнее задание 1 уровня 15-20 минут. Домашнее задание 2 и 3 уровня – 25-30 минут (мини-проект, изготовление и наблюдение за работой самодельного барометра – одна неделя). |
10. | Форма учебной деятельности учащихся | Индивидуальная/групповая (зависит от желания учеников). |
11. | Описание ресурса | Нестандартные задания проверяют предметные умения учащихся по географии, способствуют формированию УУД, создают мотивационную основу для освоения географических знаний и умений. Предложенный ресурс учит школьников работать с информацией в нестандартном формате. В комплект ресурса входят следующие материалы:
|
12. | Правила работы с интерактивными ресурсами |
|
13. | Степень сложности | В ресурсе представлено разноуровневое домашнее задание. Школьники самостоятельно выбирают себе задания в количестве от 2 до 3 в зависимости от сложности. |
14. | Средства обучения и проверки | Ребусы, филворд, рабочий лист, кроссворд, облако слов, компьютер/ноутбук, Интернет, учебник географии, оценочный лист, интерактивная игра, интерактивный тренажёр, интерактивная викторина, интерактивное упражнение, интерактивный тест. |
15. | Деятельность учителя | Разработка нестандартных заданий разного уровня, контроль за выполнением заданий, коррекция знаний, выставление отметок. |
16. | Межпредметные связи | Физика, ОБЖ, биология, ИЗО, математика, информатика, технология |
17. | Способ проверки и оценивание | Способ проверки комбинированный: взаимопроверка в группах по выбранному уровню домашнего задания, предоставление результата тестирования в конструкторе Online Test Pad (сертификат и оценка), проверка работ учителем (мини-проект, презентация, буклет, игротека, рабочий лист, ЛОК, интеллект-карта, результат наблюдения за атмосферным давлением по самодельному барометру), фотоотчёт с результатом тестирования в программе Microsoft PowerPoint с макросами и триггерами, фотоотчёт о проведении опытов, фотоотчёт о решении кроссворда и филворда на платформе Online Test Pad. Оценивание: Задания 1 уровня: оценка «3» при условии правильного и полного выполнения домашней работы. Задания 2 уровня: оценка «4» при условии правильного и полного выполнения домашней работы. Задания 3 уровня: оценка «5» при условии полного и правильного выполнения домашней работы. У каждого ученика есть оценочный лист, куда вносится результат проверки выполнения им домашнего задания. |
18. | Планируемые результаты выполнения домашнего задания | Предметные: Знать/понимать: -что такое атмосферное давление, барометр; -чему равно нормальное атмосферное давление; -сколько весит кубический метр воздуха; -единицу измерения атмосферного давления. Уметь: -объяснять причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением; Умение определять: -атмосферное давление с помощью барометра-анероида; -атмосферное давление на основании расчетов. Раскрывать: -значение атмосферного давления как важнейшей характеристики погоды. Метапредметные: Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; -преобразовывать информацию из одного вида в другой; -уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; -строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: -отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; -понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; -выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: -оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе; -участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; -быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; -понимать закономерности изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние атмосферного давления на здоровье человека; -иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; -сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
19. | Источники информации | |
http://kvestodel.ru/generator-rebusov География 5-6 классы А.И. Алексеев и др./М, Просвещение, 2019 https://externat.foxford.ru/polezno-znat/forgetting-curve https://resh.edu.ru/subject/lesson/7191/train/308311/ https://shoptr.phaiboonresort.com/content?c=vacuum+technology&id=10 Фокина Л.П. – автор шаблона тренажёра https://autogear.ru/article/965/94/opyit-torrichelli-suschnost-i-znachenie/ Учебник географии 5-6 классы А.И. Алексеев и др. /М, Просвещение https://nsau.edu.ru/news/56771.html https://tion.ru/blog/iz-chego-sostoit-vozduh/ https://eponym.ru/Search/Object/322 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс /М: Русское слово, 2016 Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. М: Русское слово, 2014 Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс /М: Вако, 2007 Ладилова Н.Н. Дидактические материалы. Физическая география 6 класс /М: Просвещение, 1998 Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991 https://infourok.ru/uchenicheskiy-proekt-opiti-s-atmosfernim-davleniem-3097122.html |
Интерактивная игра-тренажёр "Атмосферное давление"PPTX / 1.29 Мб
Интерактивный тест "Атмосферное давление"PPTM / 816.09 Кб
Приложение к нестандартному домашнему заданиюRAR / 6.29 Мб
Разработка "Нестандартное домашнее задание"DOCX / 2.14 Мб
Куликова Ирина Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Фокина Лидия Петровна
Колышкина Елена Владимировна
Гармс Людмила Павловна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Галина Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
oksana
Колышкина Елена Владимировна