Нестандартное занятие по познавательному развитию: «Мы все разные — и это здорово!»
Нестандартное занятие по познавательному развитию: «Мы все разные — и это здорово!»
Тема занятия
- Формирование у дошкольников представлений о многонациональности России, воспитание уважения к культуре разных народов.
Цель
создание условий для формирования у детей представлений о народах России
воспитание толерантности, дружелюбия и уважения к культурным традициям разных народов нашей страны.
Задачи
Образовательные:
- Расширять знания детей о народах, проживающих в России.
- Познакомить с понятием «многонациональность».
- Формировать представления о том, что все люди, независимо от внешности и традиций, живут в одной стране — России.
Развивающие:
- Развивать речь, умение рассуждать и высказывать своё мнение.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре и обычаям.
- Формировать чувство гордости за свою Родину и дружелюбное отношение к окружающим.
Тип занятия
- Познавательно-игровое занятие с элементами беседы, игры, проблемных ситуаций и художественно-творческой деятельности.
Возрастная группа
- старшая/подготовительная (5–7 лет)
Оборудование и материалы
- Иллюстрации с народами России в национальных костюмах;
- Карта России;
- Флаг России;
- Народная музыка;
- Картинки с национальными блюдами и предметами быта;
- Бумага, карандаши, фломастеры.
1. Организационный момент (3–5 минут)
Воспитатель включает фоновую музыку — лёгкую народную мелодию.
Дети садятся полукругом.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие по нашей Родине, узнаем, какие разные люди живут в России, и почему это здорово.
— Как вы думаете, что значит слово «Родина»?
Дети:
— Это место, где мы родились!
— Это наша страна, где живут наши близкие!
Воспитатель:
— Верно! Наша Родина — это Россия. Она очень большая и красивая. В ней много рек, гор, лесов и городов. Но самое главное богатство России — это люди, которые в ней живут!
2. Вводная беседа «Россия — наш общий дом» (5 минут)
Показ слайдов или картинок с флагом, гербом, достопримечательностями, народами России.
Воспитатель:
— Посмотрите, это карта России. На ней живут русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, якуты, мордва, буряты и многие другие народы. Все они разные — у каждого свой язык, песни, костюмы, блюда.
— Но есть и то, что объединяет всех нас. Мы все — граждане одной страны, мы любим нашу Родину, трудимся, учимся, помогаем друг другу.
Вопрос:
— Как вы думаете, все ли люди в России одинаково говорят и выглядят?
Дети:
— Нет, у всех разные языки, одежда, прически, но все живут в одной стране!
Воспитатель:
— Молодцы! Это и есть многонациональность. Россия — многонациональная страна, где живут более 190 народов.
3. Игра «Мы все разные — и это здорово!» (10 минут)
Задание: показать детям картинки с народами России в национальных костюмах.
Воспитатель:
— Посмотрите, какие красивые костюмы! Вот русский сарафан, татарский калфак, якутский меховой наряд. А как вы думаете, почему у всех одежда разная?
Дети:
— Потому что живут в разных местах, разный климат, разные традиции!
Вопросы для обсуждения:
Чем народы отличаются друг от друга?
— Одеждой, традициями, песнями, кухней.
А что у всех народов общее?
— Все живут в одной стране — в России.
Почему людям разных национальностей важно дружить между собой?
— Потому что дружба делает всех счастливее, а вместе мы сильнее.
Что можно сделать, чтобы показать уважение к другим народам?
— Слушать, не смеяться над другим, интересоваться его культурой, помогать.
Как люди разных народов могут показать, что они живут дружно?
— Праздновать вместе, петь, танцевать, работать, дружить.
Воспитатель:
— А теперь давайте поиграем в игру. Я скажу, чем славится один из народов России, а вы попробуйте угадать, кто это.
Любят кататься на оленях, живут в холоде, строят чумы из снега. (Якуты)
Устраивают праздник Сабантуй, любят чак-чак. (Татары)
Пекут блины, водят хороводы, поют частушки. (Русские)
После игры воспитатель подводит итог:
— Все народы России разные, но живут дружно, помогают и уважают друг друга. И это делает нашу страну сильной и красивой.
4. Физкультминутка «Дружим все!» (3 минуты)
Под весёлую народную мелодию дети выполняют движения по тексту:
Дружно за руки возьмёмся —
И друг другу улыбнёмся!
Мы команда — ты и я,
Ведь Россия — вся семья!
(Прыжки, хлопки, повороты, «солнышко» руками.)
5. Творческая часть (10 минут)
Коллективная работа «Карта дружбы России»
На большом ватмане дети приклеивают фигурки людей в национальных костюмах, вырезанные заранее.
В центре карты — контур России и надпись: «Мы едины!»
Каждый ребёнок выбирает народ, костюм которого ему нравится, и приклеивает фигурку, рассказывая, почему выбрал именно этот народ.
Воспитатель:
— Посмотрите, сколько разных народов на нашей карте, и все они держатся за руки! Это и есть символ дружбы.
6. Итог занятия (5–7 минут)
Беседа:
— Что нового вы сегодня узнали?
— Почему Россия называется многонациональной страной?
— Что помогает людям разных народов жить дружно?
Дети:
— Потому что все уважают друг друга.
— Мы все живём в одной стране.
— Мы дружим и помогаем.
Воспитатель:
— Верно, ребята. Мы все разные — и это здорово! Ведь именно из множества народов, традиций и культур складывается наша большая и прекрасная страна — Россия!
Звучит песня «Широка страна моя родная» или «Моя Россия».
Рефлексия:
Дети выбирают символ (сердце, солнце, ладошка) и приклеивают его на общий плакат — знак дружбы и единства.
Продолжительность занятия: 35 минут
(вводная часть — 5 мин, беседа — 5 мин, игра — 10 мин, физкультминутка — 3 мин, творческая часть — 10 мин, итог — 2–3 мин.)