Занятие-тренинг на установление контакта и снятие напряжения «Мы все разные»
Мы все разные
Упражнение «Здравствуйте!».
Цель: установление контакта и снятие напряжения.
Методы и техники: нетрадиционное приветствие.
Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).
Для этого я приглашаю вас встать в круг.
Ребята встают в круг, разбиваются по - парно и демонстрируют способы приветствия
Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?
Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.
Упражнение "Чем мы похожи" по рядам
Ведущий приглашает в одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Инструкция: Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и т. д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Упражнение «Горошина». Глобус + фигурки человека.
Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет - горошина.
Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля!
Давайте мы её внимательно рассмотрим.
Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!
Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?
Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)
А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?
Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)
То, каким станет наш мир?
А на самом деле, какие мы земляне?!
Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле!
Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.
Упражнение «Волшебное озеро». Зеркало
Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».
Психолог: Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу зеркало.Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.
Психолог:
В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?
В.2: А каким, вы себя увидели?
Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы? У каждого есть что то свое особенное.
Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.
Сейчас мы это проверим.
Упражнение «Радость». Звучит музыка
Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.
Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости,
Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.
Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.
Как вы относитесь к этой уникальной вещи?
Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?
Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?
Упражнение «Себе - другим».
Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.
Психолог: Ребята, на столах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» - запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других.
Не более 2-3х самых важных.
Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Психолог: Пожалуйста!
Какие качества чаще всего повторялись, в столбике - «Себе» и «Другим»?
Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по - доброму.
Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.
Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:
Педагог-психолог:
Ребята, назовите свой любимый цвет (ответы учащихся). Мир наш наполнен цветами, и каждый из них вызывает у нас какое-либо настроение. Давайте проверим эту теорию! Какое настроение у вас вызывает желтый цвет? Солнечное, светлое, радостное. А розовый? Спокойное, умиротворенное. Зеленый? Весеннее, бодрое. А черный? Грустное, мрачное… Почему так происходит? Правы ли мы? Давайте проверим!
Учитель:
Послушайте рассказ из книги «Сказка о Светлой Радости».
В одной цветной коробочке жили весёлые разноцветные карандашики: красный, белый, жёлтый, розовый. Все разные, но необыкновенно дружные. Жить им было интересно – каждый находил себе увлекательное занятие.
Жёлтый носился по полям и зажигал пушистые одуванчики. Зелёный всегда спешил куда-то с озабоченным видом. Ещё бы! Только представьте себе, сколько надо было за день успеть: ёлочку подзеленить, молодые листочки на свободу выпустить, травой землю выстелить. И не перечислить всего, что делал зелёный карандашик.
Зато красный, хохотун и пересмешник, был рубаха-парень. Ему бы всё шутить, на балалайке тренькать и частушки сочинять. Возьмёт летом малину с вишней да разукрасит детишкам щёки и носы – пойди, отмойся.
Самым старшим и значительным был голубой карандашик, и его очень любили. Ведь невозможно обойтись без пронзительно голубого неба. А прозрачные стёклышки льдинок в первые осенние заморозки, реки и озёра, смешливые васильки на лугах!
Но был в этой дружной цветной компании один несчастный – чёрный карандашик. Он сильно страдал из-за того, что появился на свет чёрным. «И что такого замечательного можно сделать чёрными руками? Разве что оставить какую-нибудь грязь на кухонном полотенце», - грустно думал он, с завистью поглядывая из-за угла, как другие играли в радугу. На голубом умытом дождиком небе появились светящиеся семицветные ворота, казалось, что стоит только вбежать в них – и обязательно произойдёт чудо.
«Ну почему я не розовый или фиолетовый? Они такие нежные. Даже этот малявка серенький… Ещё ходить-то как следует не умеет, а уже устраивает проливные дожди и, когда капельки выбивают пузыри в лужах, громко хлопает в ладоши и заливается весёлым смехом. Нет на земле справедливости!»
Ему хотелось быть весёлым и озорным, прыгать и смеяться вместе со всеми. Но почему-то получалось обратное: он ходил, подняв гордо голову, и смотрел на всех сверху вниз, тайно страдая. Ещё этот карандашик очень любил петь. Но даже песни у него было невыразимо грустные, как и его настроение.
И однажды он подумал: «А зачем жить на свете, если ты черен, никем не любим, и нет от тебя никакой пользы? Лучше пойти и утопиться».
Бедный карандашик пошёл к пруду, сел на мостик и заплакал. А в это время сюда спешил голубой карандаш. Он как раз собирался подголубить пруд. Здесь недавно купался зелёный, вода зазеленела, и это не нравилось рыбкам.
- Почему ты плачешь, чёрненький?
- А вот потому! Ничего путного, кроме чёрных кошек да крикливых ворон, у меня не выходит. Никто не любит. Всё этот противный цвет. Не – хо – чу!
- Чудак! У тебя замечательный цвет. Строгий, торжественный, элегантный. А ночи…Ты забыл чёрный бархат небесного покрова?! Или вспомни чёрную землю, на которой держится весь этот удивительный, разноцветный мир!
С замиранием сердца, широко открыв глаза, слушал чёрный карандаш и только беззвучно шептал:
- Да… Элегантный…
Перед ним открывалась счастливая возможность его замечательного цвета.
- Ты этого не видишь, - продолжал голубой карандаш. – Посмотри вокруг…
Вдруг чёрный карандаш просиял:
- Рояль…Я так люблю петь.
- Рояль? – удивился голубой карандаш.
- Да, большой…блестящий рояль. Хоть он и чёрный, как я, но на нём можно исполнять прекрасную музыку, от которой душа наполняется радостью.
И вот на берегу пруда появился чёрный элегантный рояль. Солнышко выглянуло из-за тучи, чтобы получше его рассмотреть, птицы собрались вокруг него и весело защебетали. Пришёл милый старичок в пенсне. Увидев инструмент, он воскликнул:
- Какой замечательный рояль! Я мечтал о таком всю жизнь!
У чёрного карандаша сильно забилось сердце, он вдруг вспомнил, что торжественная обстановка требует его цвета и смутившись, обратился к старичку:
- Позвольте мне…- не договорив, одел его в чёрный фрак.
Старичок сел за рояль, закрыл глаза и… полилась чудесная музыка.
Ветерок разнёс её по свету. Карандашики, их друзья: звери, птицы – все, кто слышал радостную мелодию, спешили к ним. Даже рыбки выглянули из пруда и замерли.
Старый пианист играл и играл, и все плакали, если музыка грустила, и смеялись в ответ весёлой.
А чёрный карандаш слушал и думал: «Как хорошо жить на свете!» (1)
Учитель:
Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Сначала было грустно, оттого что карандашику было плохо, он не понимал своей важной роли, но у сказки добрый конец, это радует.
Кто такие карандашики? О ком рассказывал автор, повествуя эту историю? Автор подразумевал людей.
Почему у всех карандашиков было хорошее настроение, а у черненького нет? Они знали свою роль, свое назначение, а черный карандашик думал, что он ничего не умеет, что его жизнь никому не нужна.
А как вы поняли концовку сказки? Карандаши – это люди. Каждый человек нужен, важен, каждый достоин уважения.
А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.
На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.