Занятие-тренинг по психологии «Все мы разные, все мы классные»
Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.
Задачи:
-Создать положительный эмоциональный настрой.
- Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
- способствовать снятию мышечного напряжения.
Оборудование: коробочка, предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.
Ход занятия
1 этап. Организационный.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я для вас принесла «волшебную коробочку». Сейчас каждый из вас должен достать по одной карточке. (дети достают карточки)
У каждого в руках карточка с изображением половины предметной картинки. Ваша задача найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. (Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию)
Психолог: Чтобы наше занятие прошло интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Назовите причину, почему у человека может быть замечательное настроение. (Дети высказывают предположения).
Игра: «Дотронься...»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем. Психолог обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Упражнение «Градусник настроения».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Ведущий. Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!
2 этап. Мотивационный.
- ребята, хотите попасть в страну «Хорошего насторения»?
Дети: да!
- давайте соберем с вами чемодан в дорогу!
Упражнение «Чемодан»
Цель: развитие навыков общения
Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.
3 этап. Практический
Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, нас и наши действия.
Упражнение «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения
Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!
Упражнение «Мы такие разные…»
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.
-А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы , мальчики, серьезные, мужественные.
-Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.
-Встаньте ,пожалуйста ,те дети, кто родился зимой.
-Кому из вас нравится время года осень?
-А теперь те, кто любит танцевать.
-Встаньте, пожалуйста, кто утром делает зарядку.
-Встаньте, пожалуйста, те, кто умеет читатью
- Кто любит кататься на коньках.
-Кто самый веселый в нашей группе? Встаньте, пожалуйста.
-А теперь те встаньте, кто любит конфеты.
Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, разные привычки, разные интересы, разные мнения. А еще у нас в группе дети разного роста, разного возраста( кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), разной внешности: разный цвет волос, разный цвет глаз...
Упражнение «Фигурные построения»
Цель: Упражнение сплачивает группу, способствует формированию взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.
Описание упражнения: Участники хаотично перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего они пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.).
4 этап. Рефлексивный
-Ребята, сейчас вы должны выбирать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте часть градусника настроения.
- Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».
-Вам понравился наше сегодняшнее занятие?
-Выскажите свое мнение:
- Привлекло меня тем,……..
- Показалось интересным,……..
- Какое у вас сейчас настроение?
- Что помогло нам создать хорошее настроение?
5 этап. Итоговый.
Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".
Кияйкина Наталья Федоровна