12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Акулова Ксения Дмитриевна30

УДК 81-13

К.Д. Акулова,

Учитель русского языка и оитературы

МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Далматово, Россия

Ksen.ak98.ru@mail.ru


Нетрадиционные методы и приёмы организации работы по лексике в средней общей школе


В статье рассматривается проблема использования нетрадиционных методов и приёмов, форм и способов работы в освоении и закреплении раздела современного русского языка «Лексика». Особое внимание автор уделяет описанию эффективности использования методов и приёмов при обогащении словарного запаса учащихся 5 классов, при подготовке к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ в старшей школе, что соответствует современным запросам ФГОС и государственного заказа, необходимости внедрения инновационных технологий в образование, формам и целям работы учителя-словесника. Описанные нетрадиционные методы и приёмы могут стать необходимым подспорьем в освоении раздела «Лексика» в 5 классе, материалом для проведения предэкзаменационной работы в 9 и 11 выпускных классах. Результат работы – систематизировано - качественные методы как опора для работы над развитием активного словарного запаса учащихся.


Ключевые слова: качественное расширение активного словарного запаса, развитие речи, лексический анализ слова, предэкзаменационная работа по лексике.


Проблема наиболее эффективной организации работы по лексике, обогащения словарного запаса учащихся – одна из основных проблем методистов как прошлого, так и настоящего времени, так как именно развитая и совершенная речь ребёнка – это посредник в его социализации, связи с поколениями прошлого, основа открытия нового знания в будущем, путь к пониманию духовной жизни своего народа.

Обогащение словарного запаса учащихся – это:

«а) область методики преподавания русского языка;

б) одно из направлений в работе по развитию речи детей;

в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [3, с. 233].

Рассматриваемая нами тема на сегодняшний день действительно актуальна, так как государственный запрос требует от учителя русского языка формирования у учеников следующих компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Первая из формируемых компетенций опирается прежде всего на знания по лексике, на достаточный словарный запас каждого обучающегося.

Для того чтобы сформировать вышеперечисленные компетенции, учитель пошагово решает учебные задачи: формирует знания в различных областях языка, формирует навыки правописания, коммуникативные навыки, логическое мышление каждого школьника; Основой такой работы становится обогащение и пополнение словарного запаса, который включает в себя не только конкретную лексику, но и знание парадигматических связей между словами (омонимия, синонимия, антонимия, паронимия), изучение устаревшей и новой лексики, территориально и социально ограниченной лексики, лексики с точки зрения происхождения.

Объект – омонимы, синонимы, антонимы паронимы как посредники в обогащении словарного запаса учащихся средней общей школы.

Предмет – нетрадиционные методы и приемы работы при освоении и закреплении раздела «Лексика» в 5 классе, при проведении предэкзаменационной подготовки в 9 и 11 классах.

Цель исследовательской работы – рассмотреть методические особенности обогащения словарного запаса учащихся при изучении раздела «Лексика» в 5 классе, подобрать универсальные методы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ (8 и 24 задания соответственно).

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Определить состояние изученности вопроса о путях обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе.

Обозначить место словарной работы в школьном курсе русского языка в средней школе.

Разработать оптимальные методы и приёмы обогащения словарного запаса учащихся при изучении омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Практическая значимость работы обуславливается возможностью использования результатов исследования при составлении индивидуального плана работы учителя русского языка на уроках и внеклассных занятиях, направленных на обогащения словарного запаса учащихся, применением наиболее продуктивных методов для систематизации активного и пассивного словаря школьников.

Для каждого учителя русского языка на первом месте стоит задача – сформировать языковые и речевые умения учащихся, где основа всего – слово. Пути формирования словарного запаса ребёнка многообразны, но лишь в методике преподавания русского языка разработаны основные способы развития «врождённого дара слова» [3, 233].

Особое место в работе по обогащению словарного запаса учащихся отводится занятиям по внеклассному чтению и развитию речи, а также письменной речи. В данной области работали учёные-методисты В.Г. Маранцман, Е.И. Анненкова, Ф.М. Штейнбук: «тексты, предлагаемые для изучения, должны отвечать не только лингвометодическим критериям, но и воспитательным целям» [4, 48-51].

На работу по развитию речи в школьном курсе отводится примерно 10–20% учебного времени. Такая работа обязательно включает в себя изучение основных языковых единиц: звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение и проводится в комплексе с формированием коммуникативных умений, которые обозначены в разделе программы «Связная речь» школьного курса русского языка.

Основным способом развития речи учащихся средней общей школы в 5 классе является обращение к таким понятиям, как: омонимы, синонимы, антонимы, что также является опорой для выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ (задания 8 и 24 соответственно).

В средней общеобразовательной школе в 5 классе тема «Омонимы» рассматривается в системе упражнений. После проведённого нами анализа упражнений в разных УМК (например, УМК под редакцией Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и УМК под редакцией М.М. Разумовской) мы разделили на следующие общие виды:

Найти омонимы и составить с ними предложения:

Составьте предложения со следующими омонимами.

Клуб (дыма) – клуб (сельский); ключ (родник) – ключ (от замка); лук (растение) – лук (оружие) [8, 114].

Найдите в толковом словаре примеры омонимов. Составьте с ними распространённые предложения и подчеркните грамматические основы [5, 160].

Назвать омонимы и определить их частеречную принадлежность:

Запишите омонимы, распределяя их по графам таблицы. Выполните анализ слов по схеме: часть речи – значение – написание.

Хрупкий мелок – этот пруд мелок, спиши слова – спеши домой, топить дровами – топить в воде, хочу есть – у меня есть билет...8, 115].

Назовите омонимы. Что они обозначают? Какой частью речи они являются?

Собака породы боксёр – боксёр на ринге, заставить комнату мебелью – заставить работать, строевой лес – строевой командир [5, 160].

Наряду с использованием дидактических материалов учебника, учитель подбирает и другие упражнения, которые помогают развить интерес учащегося к изучаемому языковому явлению. Например, задания на распознавание и употребление в речи омонимов носит групповой характер и применяется на уроке закрепления нового материала.

Найдите в данном стихотворении омонимы.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ дверной.

Д.Лукич

Определите лексическое значение омонимов.

Ласка – ласка, класс – класс, карьер – карьер, наряд – наряд, брак – брак, коса – коса, ключ – ключ, мина – мина [6].

Формирование умения использования синонимов в устной и письменной речи – плод кропотливой работы на уроках русского языка, осуществляемой при выполнении разноплановых упражнений. Для более эффективной организации работы по обогащению словарного запаса учащихся 5 класса при изучении синонимов применяются следующие виды упражнений:

- выбор и классификация слов, схожих по лексическому значению:

Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

- группировка выбранных слов по частеречной принадлежности:

Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов. Какой частью речи являются синонимы каждой группы?

Мчаться, тревожный, бросать, нестись, пища, кидать, еда, огромный, лететь, беспокойный, бежать, швырять, громадный.

- выбор из предложенных слов синонимов к данному слову:

Спишите. Подчеркните синонимы к слову смотреть. Писатель Б. Лавренёв употребляет их для того, чтобы более точно описать изображённых на картине людей. Чем различаются по значению синонимы созерцать и смотреть? Укажите предложения, которые связаны друг с другом с помощью замены существительного местоимением.

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Всё лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот [5, 162-165].

Цель обогащения словарного запаса учащихся при помощи синонимов – показать роль синонимов с предметным значением в смысловой нагрузке текста. Упражнения, направленные на формирование данного умения:

1) Упражнения, направленные на наблюдение за синонимической заменой:

Очень красива листва деревьев золотой осенью! Особенно хороши берёза и клён! Гроздья рябины пылают точно костёр. Стая дроздов налетела на дерево. Любимая ягода этих птиц – рябина.

Анализ:

- Прочитайте текст и определите, о чём повествуется в первом предложении. (О деревьях).

- О каком дереве говорится в 3 и 5 предложениях? (О рябине).

- Как по-другому названа рябина в 4 предложении? (Дерево).

- Дерево и рябина – это синонимы? Почему?

- Слово дерево – связующее слово между 3 и 4 предложениями, имеющее широкое значение и являющееся синонимом слова рябина.

2) Упражнения, направленные на наблюдение за синонимами с локальным значением:

Школьники на уроке рисования выбирали тему своих рисунков по желанию. Одни пошли на пленэр. Там они рисовали при солнечном свете. Другие остались в классе и работали над портретом.

Анализ:

- Куда пошла одна часть ребят? (На улицу).

- Что они там делали? (Рисовали).

- Каким словом заменено слово пленэр в третьем предложении? (Словом там).

- Слова пленэр и там являются синонимами? Почему?

- Какие слова являются связующими между 2 и 3 предложениями? (Пленэр, там).

3) Упражнения, направленные на наблюдение за синонимами с временным значением:

Завтра родители решили устроить детям праздник. Начало было назначено на 10 часов. Утром дети и их родители были на месте. Праздник всем понравился. Вечером счастливые ребята делились впечатлениями.

Анализ:

- На какое время было назначено начало праздника? (10 часов).

- Каким другим словом заменено в 3 предложении словосочетание «на 10 часов»? (утром).

- Являются ли слова «на 10 часов» и «утром» синонимами? Почему?

- Связывают ли они между собой 2 и 3 предложения?

Работа по изучению антонимов также чрезвычайно важна при формировании коммуникативных навыков учащихся. Как показывает анализ, в учебниках по русскому языку достаточно мало заданий по нахождению в тексте антонимических пар, так как большее внимание отводится на изучение синонимов. Учитель самостоятельно включает дополнительный материал по данной теме, подбирая различные инновационные методики.

На уроке вслед за словом учителя об явлении антонимии в современном русском языке следуют практические письменные и устные упражнения. Мы разработали некоторые упражнения с применением наиболее эффективных методик.

Использование метода индивидуальной работы с изолированными словами по мере усложнения: в словосочетаниях, в предложениях, в тексте (найти, подобрать, составить)

Найдите антонимы в стихотворном отрывке.

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную...

А.С. Пушкин «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

К следующим именам прилагательным подберите слова с противоположным значением и запишите их парами.

Весёлый, тихий, бедный, злой, умный...

Говоря о формулировке определения «антонимы» в старших классах при подготовке к экзаменам, учителю нужно обращать внимание детей на значение словосочетания «взаимно противоположные», так как здесь важно понимание частеречной принадлежности. Рассмотрим возможность использования метода работы по группам:

Упражнение, направленное на работу над конкретным словом.

I группа: Запишите пословицы, в которых встречаются данные пары слов. Дело — безделье, посеешь — пожнёшь, труд — лень, свет — тьма, дело — потеха.

II группа: Как называются такие слова? Выделите их в пословицах.

III группа: В словарях "Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова (М., 1978) и "Школьный словарь антонимов русского языка " (М., 1980) того же автора определите значение данных антонимов и отыщите их пары [7].

Упражнение, направленное на стилистическую функцию антонимов.

I группа: Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных предложениях.

Например: Говорят, что в горах воздух чистый. Вот город, почему воздух грязный?

II группа: Определите функции тех антонимов, которые встретились в составленных 1 группой предложениях.

Наиболее трудно изучаемым источником пополнения словарного запаса является паронимия, так как сходство слов становится причиной их смешения в процессе речевой практики, следствие – допущение речевых ошибок.

Для того, чтобы избежать допущения речевых ошибок из-за неразграничения лексических значений слов, учителю-словеснику могут прийти на помощь следующие нетрадиционные методы работы над словами - паронимами на уроках русского языка в средней общей школе:

Задание на применение уже известных по теме знаний:

Определите стилистическую функцию паронимов и созвучных неродственных слов в отрывках из изученных художественных произведений (при помощи словарей паронимов и некоторых сайтов: «Словарь паронимов ФИПИ», «Словарь паронимов ИНФОУРОК», «Gramota.ru» и др.).

Активно-познавательные задания:

Объясните разницу между словами: абонент – абонемент; искусный – искусственный; дружеский – дружественный и др.

Чем вызваны ошибки в предложениях? Исправьте их.

Книга с цветистыми иллюстрациями доставила огромное удовольствие Ванечке.

Я выразила большое признание за помощь со стороны моего бывшего врага.

Проблемные задания:

С какой целью авторы используют в своих стихотворениях паронимию? Приведите собственные примеры или уже известные вам строчки поэтических произведений.

Пример:

Меня тревожит встреч напрасность,

Что и ни сердцу, ни уму.

И та не праздничность, а праздность,

В моём гостящая дому. (Е. Евтушенко)

В языке существует такое понятие как межъязыковая паронимия, когда звучание разных языков может совпадать в определённой форме. Подумайте, какие аналоги иностранным словам могу быть в русском языке?

Пример. Словацкое sal – не шаль, а шарф; zivot – это не живот, а жизнь.

Слова для задания: referát; smrdieť; skoro;
školák;
kyslá smotana.

При подготовке учащихся к выполнению задания №8 (ОГЭ для 9 класса) и задания №24 (ЕГЭ для 11 классов) – лексический анализ слов/текста учителю-словеснику могут прийти на помощь следующие нетрадиционные методы, соответствующие конкретному типу урока:

Анализ первоисточников / лексический анализ слова (урок-введение новой лексики) с применением толкового словаря:

Например: Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1.  Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2.  Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5.  Слово заимствовано из латинского языка.

6.  Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Словарь (урок-закрепление):

Учитель даёт словарь, в котором, например, даны имена существительные отец, память, книга, вождь, при этом ученики не заучивают слова-омонимы почитать - почитать, а запоминают их в конкретной фразе:

- Какой-то нахал развалился на диване, который она каждый день садится, чтобы укутаться в любимый плед и почитать книгу.

- Это был харизматичный вождь, которого при жизни почитали как святого.

- Он до конца своей жизни почитал память отца и как мог ему подражал, но это не всегда удавалось.

Урок-зачёт (урок-контроль полученных знаний):

Задание: по определению назовите термин.

1) Стилистическая фигура, связанная с повторением начальных элементов предложений или стихотворных строк (анафора).

2) Троп, заключающийся в придании неодушевленному лицу признаки одушевленности (олицетворение).

3) Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением самих предметов (историзм).

4) Троп, заключающийся в употреблении слова в переносном значении на основе сходства «скрытое сравнение» (метафора).

5) Обратный порядок слов в предложении (инверсия) и т.п.

2. Задание: определите лексическое средство языка.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - греческий:

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова:

«Все перемелется, будет мукОй!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукОю, что было тоской?

Нет, лучше мУкой!

1) синонимы 2) паронимы 3) омонимы 4) антонимы

3. В каком ряду нет фразеологического оборота:

1) переступать с ноги на ногу

2) с ног до головы

3) ни в зуб ногой

4) жить на широкую ногу

Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что при изучении омонимов, синонимов, антонимов и паронимов обогащение словарного запаса учащихся происходит качественно и количественно. При этом активный словарь школьника пополняется, расширяется и систематизируется. Устанавливаются парадигматические отношения между словами, лова, ранее неизвестные или непонятные слова переходят из пассивного словаря в активное употребление как в письменной речи, так и в устной коммуникации, что отвечает запросам ФГОС нового поколения. Подготовка к ОГЭ и ЭГЕ, в заданиях к которым предусмотрен лексический анализ слова / предложения, станет более плодотворной с применением проанализированных нами нетрадиционных методов.

Список использованных источников



Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. — (Серия : Университеты России).

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012. – 319 с.

Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / МТБаранов, Н. А. Ип­политова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под редМТ. Бара­нова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.

Кривых, С.В. Модернизация российского образования / Сборник научно-методических трудов. – Санкт-Петербург, Издательство ИПК СПО Санкт-Петербург  2005. – С. 116.

Ладыженская, Т.А. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

Магомед – Касумов, Г.М. Работа над омонимами на занятиях по практическому курсу русского языка [Электронный ресурс] / Г.М. Магомед – Касумов. – Известия ДГПУ, №1, 2007. – Доступ с сайта Cyberleninka. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nad-omonimami-na-zanyatiyah-po-prakticheskomu-kursu-russkogo-yazyka/viewer . – 20.05.2020.

.Новиков, Л.А. Обогащение словарного запаса с помощью антонимов [Электронный ресурс] / Л.А. Новиков – 1984. – Доступ с сайта Stydulib.ru. – Режим доступа:https://studylib.ru/doc/4307726/tema-7.-obogashhenie-slovarnogo-zapasa-s-pomoshh._yu-antonimov. – 30.04.2020.

Разумовская, М.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317 с.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.