Методическая разработка «Нетрадиционные приемы на уроках физики»
Нетрадиционные приемы на уроках физики.
Введение
Для повышения мотивации на уроках физики применяются нетрадиционные методические приемы. Это позволяет, показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить обучающихся находить и объяснять их в окружающей жизни.
Нетрадиционные методические приемы на уроках физики:
Использование викторин.
При проверке домашнего задания по теме Архимедова сила в 7 классе использую викторину
1. Почему плывя на спине легче держаться на воде? (Сила Архимеда увеличивается
так, как большая часть тела находиться под водой.)
2. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (плотность воздуха меньше плотности
воды, вес лодки небольшой)
3. Почему у кораблей выходящих из устья рек в открытое море, осадка становится меньше?
(плотность воды меньше плотности морской воды и выталкивающая сила в море почти
равна весу корабля).
При закреплении темы «Теплопроводность» 8 классе использую викторину:
«Одежда и обувь» и вспоминаем, закрепляем материал 7 класса. «Давление».
1. Почему в варежках теплее, чем в перчатках? (рука выделяет тепло, в варежке пальцы
выделяют тепло в 4 раза больше, чем в перчатке)
2. Почему каблучки гвоздики оставляют отчетливый след на почве? (площадь меньше, давление больше.)
3. Почему летом носят светлую одежду? (Абсолютно черное тело хорошо притягивает
лучи, не отражает, а белое хорошо отражает)
Использование кроссвордов
На первой ступени изучения физики мы “рисуем физику”, т.е. пытаемся через рисунки понять изучаемое на уроках. Одним из видов домашней работы является составление кроссвордов по изученной теме или разделу.
Кроссворд «Единицы измерения»
Кроссворд «Догадайтесь»
Рисование фонтанов по теме «Сообщающие сосуды».
«Несерьёзные» задачи
Метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими.
При изучении темы «Условия плавания тел» (7 класс) использую отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку
-Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Оцените, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли плыть на нём. Задайте сами массу зайца.
Использование загадок
Воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, развивать мышление и коммуникативную компетентность помогает использование фольклорного материала загадки. Загадка - игра в узнавание, отгадывание.
1.Под окошком гармонь горяча, как огонь (Ответ, батарея отопления)
Почему батареи отопления размещают под окнами, а не над ними?
2.На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее. В руках её не удержать и на коне не обогнать. (Ответ. Вода.)
3.Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Ответ. Снег)
Верно ли утверждение, что снег «греет»? Найдите физическую ошибку в формулировке загадки.
Эпиграф к уроку
Эффективный приём начала урока является эпиграф. В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни. Эпиграф служит ключом к теме, стержнем урока. Обучающийся имеет возможность, и прочитать и подумать, и высказать доказательное суждение.
Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома.
К некоторым темам прошу обучающихся подобрать эпиграф. Такая работа служит дополнительной мотивацией к выяснению сути явления. Особенно много вариантов бывает к урокам решения задач, лабораторных работ и повторения.. Приведём примеры для уроков в 7-м классе.
«Наука начинается там, где начинают измерять»
Д.И. Менделеев
К уроку по теме «Диффузия»:
«).
- «Черёмуха эта росла не кустом, а деревом.
Кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом.
Издалека слышен был её запах»
(Л.Н.Толстой).
К уроку по теме «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он летит себе в волнах
На раздутых парусах»
(А.С.Пушкин).
Стихи на уроке
Писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное мышление, говорят всё чаще.
* Для примера приведу стихотворение, которое использую при изучении темы «Явление тяготения»:
Захотел взлететь я к Солнцу.
Прыгал, прыгал и скакал,
Но, увы, рукой до Солнца
Всё равно я не достал.
Я не мог понять вначале,
Кто меня не отпускал,
Оказалось — вся планета.
Вот чего не ожидал!
А уже тому лет триста
Ньютон нам открыл закон:
Все тела друг друга тянут, —
Тяготеньем назван он.
А по этому сужденью:
Чем огромней масса тел,
Тем сильней их притяженье,
В том всемирный наш удел.
Но чем больше расстоянье
До любых на свете тел.
Тем их меньше притяженье, —
Это тоже наш удел.
Подведём итог сказанью:
Чем огромней масса тел,
Тем сильней их притяженье.
Ньютон это разглядел.
Это стихотворение помогает перейти к теме урока дает сведения об основных закономерностях гравитации: как она воздействует на тела разных размеров и как сила этого воздействия меняется с расстоянием.
Такие стихотворения помогают более глубокому усвоению материала урока.
Литература
1.Преподавание физики, развивающее ученика. Подходы, компоненты, уроки, задания: Пособие для учителей и методистов: Сост. и под ред. Э.М. Браверман. -М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
2.Газета Первое Сентября Физика № 13 2008г. Н.В. Брендина Способы воздействия на эмоциональную сферу обучаемых.