МЕТОДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
(Работа выполнена на основе методического пособия:
Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» современное качество образования связывается с формированием «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков», с опытом «самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», способных «к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда». То есть речь идет о формировании системных знаний, включающих основные структурные компоненты системы научных знаний, системы связей между ними и реальными природными процессами, событиями, возникающими в общении с людьми, природой. Такие знания могут быть получены в результате самостоятельного анализа учебной информации, связанной с жизнедеятельностью учащихся как субъектов учения, освоены ими в собственном опыте и превращены в личное достояние. Акцент делается на развитие личностных качеств обучающихся: самостоятельности, ответственности, креативности, рефлексивности, коммуникабельности. Развитие этих качеств происходит, если они востребованы ситуацией жизнедеятельности ученика и находят свое приложение, если педагогический процесс создает условия для их конструирования. Факторы и средства, развивающие личность, находятся в среде, окружающей ребенка, но выбор линии поведения – за личностью.
Для решения таких задач необходима абстрактно-знаниевая система обучения, функциональное обучение школьников понятиям, операциям в отрыве от их жизненного опыта, социокультурной ситуации, которая в отличие от существующей знаниевой модели образования, ориентированной в основном на развитие познавательной сферы сознания учащихся, направлена на развитие всех сфер сознания: потребностно-мотивационной, рефлексивной, познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной. Приоритетная цель - развитие личности ученика, а формирование осмысленных системных знаний есть результат этого развития.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Способности к разным видам деятельности у человека неодинаковы. Но успехов в том или ином виде деятельности зачастую человек добивается, несмотря на невысокие способности благодаря высокой мотивации, настойчивости, трудолюбию, которые зависят от личности, ее направленности. Направленность личности – совокупность ведущих мотивов личности: мировоззрение, убеждения, желания, интересы, ценностные ориентации.
Потребность в самоутверждении – одна из центральных потребностей человека. От того, как она удовлетворится, в чем человек будет искать удовольствие, в большей степени зависит вся структура его личности и как пойдет ее развитие.
Как ребенок самоутвердится в школе, какой личностный опыт он приобретет, зависит от педагогической среды, организованной педагогами: характера общения, психологического климата и технологии обучения. Именно поэтому я в своей деятельности применяю современные личностно развивающие педагогические технологии.
ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В переводе с древнегреческого слово «технология» обозначает «наука об искусстве», т.е. об искусстве, мастерстве педагога. Технология обучения - совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели.
В широком понимании технология выступает как наука, как прикладная часть дидактики, отвечающая на вопросы: «Как учить? Как реализовать идеальный процесс обучения, изложенный в дидактике, в конкретных условиях педагогической практики?»
Дидактика – теория обучения, предметом изучения которой являются цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения, т.е. она отвечает на вопросы: «зачем, чему, как учить» любой дисциплине. На эти же вопросы отвечает и методика преподавания отдельной дисциплины, раскрывая свои специфические цели, содержание, методы, формы, средства, включая вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологии для достижения образовательных целей. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием условий, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа). Особенно, когда это касается личностно ориентированных технологий, которые проектируются, исходя из обязательных условий (из них главное – предоставление среды для реализации свойств, присущих любой личности), и ориентируются на заданный, а не на предполагаемый результат. Заданный результат – развитие и саморазвитие личности, ее личностных функций и ценностных ориентаций (цель разрабатываемой нами технологии).
Каждый учитель по-своему, исходя из особенностей своей личности и творческих возможностей, строит учебный процесс, но обязательно из убеждения, что учебная деятельность – сфера самоутверждения личности ученика. Педагогическая технология несет на себе отпечаток личности учителя.
Эффективность методик обучения можно довести до уровня педагогической технологии, которая характеризуется целостностью и завершенностью процесса обучения, представляющего собой систему методов, форм и средств, целенаправленно изменяющих состояние объекта (обучаемого), обеспечивающего устойчивую, гарантированную эффективность в учебной деятельности.
Критерии технологии:
Целенаправленность (ясность и точность, дидактическая проработанность целей).
Концептуальность (опора на дидактическую теорию, концепцию).
Системность (цели, содержание, формы, методы, средства и условия обучения проектируются и применяются в целостной системе).
Диагностичность (оценка учебной деятельности учащихся от исходных, промежуточных до итоговых результатов имеет качественно-диагностический характер).
Гарантированность качества обучения.
Новизна (опора на новейшие достижения педагогики, психологии, дидактики).
Задача технологии обучения в основном сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы преподавания и учения, а также создать все необходимые условия для их наилучшего применения.
Таким образом, внесение технологии в учебный процесс есть попытка получения гарантированного положительного результата преимущественно на реализации успешного усвоения учебного материала, хотя главная ценность любой педагогической технологии заключается в разработке общей стратегии развития личности и создании для этого соответствующих способов и средств.
Гарантированного высокого результата в социальных педагогических системах мы добиться не можем. Человеческая психология – фактор, который необходимо учитывать. Внутренние условия (тип нервной системы, темперамент, мотивация, задатки, способности и т.п.) у всех учащихся (и учителей) разные, поэтому к педагогическому процессу следует относиться как к процессу развития гуманитарной системы.
Многообразие приемов, используемых учителем, концентрируется в личности учителя. Аффективный (эмоциональный) элемент педагогических приемов формализовать и воспроизвести невозможно – это составная часть искусства педагога. В этом смысле можно говорить об авторских педагогических технологиях. Но их ведь можно отнести к тем или иным обобщенным общедидактическим технологиям (проблемного обучения, игровым, коммуникативным, диалоговым и т.д.) в зависимости от того, какие концепции, принципы, методы лежат в их основе.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В своей педагогической деятельности, как средства активизации и интенсификации учебного процесса я использую игровые приемы, ролевые и деловые игры, уроки-путешествия, уроки-кроссворды и другие игровые импровизации, являющиеся составными частями игровых технологий.
Я обратилась к игровым формам и методам не случайно. Игра позволяет человеку развивать способность самоопределиться в жизни, включаться в существующие учебные виды деятельности и находить новые формы общения с другими людьми.
Учебная самостоятельность и умение учиться, субъектность ученика могут быть эффективно реализованы через игры и игровые приемы, введенные в учебную деятельность. Умение учиться, а также желание или нежелание учиться связаны с рефлексией (самоанализом и самопознанием, способом построения отношений человека к собственной жизнедеятельности), с самостоятельностью, инициативностью, субъективностью. И рефлексия, и самостоятельность, и инициативность формируются в игровой деятельности, в которой воздействие и влияние учителя на детей косвенно, ограничено, по крайней мере, не так заметны для них.
Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, тем более для детей, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха. Нет нужды повторять много раз объяснение одного и того же материала.
Некоторые педагоги категорически отрицают введение игровых моментов в урок. «Помилуйте! – восклицают они. – Математика – серьезная наука, и учение – это не игра». Они ратуют за учебный труд, связанный только с напряжением, усилием воли. Разумеется, в учении и напряжение, и воля необходимы. Но в какой степени, и какой ценой?
Игра – одно из эффективных средств вовлечения детей в творческую деятельность, способ мотивации их активности. Педагогика, включающая игру, освобождает ученика от напряжения, стимулирует и развивает личность. Игра направлена на комплексное развитие личности: одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ее сторон. Игра также обладает свойством двуплановости, т.е. наличием двух планов: реального и игрового (условного). В игре ученик играет «другую» роль: он уже не ученик Ваня Подкопаев, а капитан корабля «Черная жемчужина». И потом это не учеба, а игра. Надев маску и приняв правила игры, можно проявлять сколь угодно и личностные качества, причем свободно, уверенно, радостно. Входя в роль, ученик обогащает, углубляет свою собственную личность, развивает воображение, мышление, волю.
Взаимоотношения и взаимодействия в игре управляемы как в системе «ученик – ученик», так и в системе «учитель – учащиеся». Авторитет учителя обеспечивает доверительный, неформальный характер отношений с ним. Учитель не указывает на ошибку: обстоятельства игры сами ее обнаружат. Учитель чаще импровизирует, исходя из общих принципов обучения, управляет общением. Занятие носит творческий характер. В игре есть возможность раскрыть высшие достижения ребенка.
Концептуальной основой игровых технологий является психологическая теория деятельности. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности (Д.Б.Эльконин). В остальные возрастные периоды ее роль не преуменьшается для человека, только меняется ее содержание, и с возрастом игра приобретает свои особенности. Играя, человек совершает действия лишь мотивированные, а не по принуждению, значит, цели значимы для личности по собственному внутреннему содержанию. Введенные в игру учебные знания усваиваются прочно и надежно.
Педагогическая игра имеет в своем основании четко поставленную цель обучения, связанную с соответствующим ей педагогическим результатом. Цель и педагогический результат в игровой ситуации для учащихся характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на уроке, происходит обычно по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее содержания, средства;
- дидактическая задача переводится в игровую благодаря введению элемента состязательности;
- успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.
Ролевые игры любят младшие школьники и подростки. Перед игрой учитель объясняет ее правила и показывает образец игры. Ролевая игра вместе с костюмами и моделями является важным дидактическим средством активизации учебной деятельности. Ролевые игры, как правило, не требуют подготовки дома.
В среднем и старшем возрасте чаще используются деловые игры для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей.
Деловая игра состоит из четырех этапов:
1-й – подготовка: разработка сценария, плана деловой игры, инструктажа; подготовка материального обеспечения; изучение литературы; распределение ролей; формирование групп; отработка правил; консультации.
2-й – проведение: постановка проблемы, целей; групповая работа над заданием.
3-й – межгрупповая дискуссия: выступление групп, отдельных участников, защита результатов выполненной работы.
4-й – анализ и обобщение: оценка экспертной группы, оценка и самооценка; выводы и обобщения; рекомендации учителя.
Имитационные и операционные игры. Проводятся в условиях, имитирующих реальные. Например, отрабатываются умения проводить «научные» исследования, моделируется соответствующий рабочий процесс.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет различные функции, обеспечивающие развитие личности учащихся:
- коммуникативную;
- самореализация в процессе имитации разнообразной человеческой практики;
- диагностическую (самопознание в процессе игры, сопоставление себя с другими участниками);
- социализации (усвоение норм человеческого общежития);
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других жизненных ситуациях);
- развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, проявить интерес).
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом (учебно-познавательным, воспитательным и развивающим).
С.А.Шмаков выделяет четыре главные черты игровых технологий:
- творческий импровизационный характер;
- эмоциональная приподнятость;
- свободная развивающая деятельность;
- наличие прямых или косвенных правил.
Велика мотивация участия школьников в дидактических играх: добровольность, возможность выбора роли, соревновательность, удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации.
Структура игры как дидактического процесса:
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре;
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных условий);
- реальные отношения между играющими;
- учебные, воспитательные и развивающие результаты игры.
Таким образом, игровые технологии для учителя включают несколько этапов: определение цели, планирование сюжета, реализация цели, анализ результатов.