Психологические причины школьной неуспеваемости
Статья: «Психологические причины школьной неуспеваемости»
учитель начальных классов (воспитатель групп продленного дня)
МКОУ «Медвенская средняя общеобразовательная школа»
Каменева Г.В.
В условиях модернизации образования проблема успешности усвоения учащимися знаний всегда находилась и находится в центре внимания ученых. Отсутствие единого взгляда на данную проблему, а также единообразия в изложении причин изучаемой проблемы побудило нас к выбору темы исследования, посвященной изучению школьной неуспеваемости.
Обобщая материалы публикаций и научных трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.В.Бондаревская, Г.Ф.Карпова, Л.М.Фридман, К.М.Хоруженко и др.), отметим, что неуспеваемость, как явление достаточно распространенное во всем мире, изучена уже достаточно полно и глубоко, выделены основные причины ее порождающие, рассмотрены различные точки зрения. Тем не менее, являясь фактически неизбежным в процессе обучения на протяжении веков, оно остается, и по сей день, к сожалению, отрицательным неотъемлемым моментом в педагогической практике.
Для анализа данной проблемы обратимся к группе факторов, выделенных А.В.Курепиной, по которым можно диагностировать те или иные причины неуспеваемости. Данные причины, определенные проявления в учебной деятельности можно сгруппировать с объективной (не зависящими от личности школьника) или субъективной (характеризуют саму личность неуспевающего ученика) точки зрения по отношению к личности неуспевающего школьника.
Социальные причины:
объективные характер: недостатки влияния сверстников и их ближайшего окружения, условия жизни школьника, негативное семейное окружение, социокультурные и экономические причины;
субъективный характер: личностная реализация в других сферах деятельности и вне школьного коллектива, подмена понятий и законов, принятых в обществе.
Психофизиологические причины:
объективные характер: изменение умственных способностей, особенности физиологического состояния организма, слабое развитие эмоциональной сферы, особенности темперамента личности, наследственные особенности психики;
субъективный характер: лень, недисциплинированность, вспыльчивость, нерадивость.
Организационно-педагогические причины:
объективные характер: низкий уровень педагогического процесса, учебной деятельности, освоения учащимися знаний, умений и навыков, отсутствие дифференцированногого подхода к учащимся, высокая загруженность домашним заданием, недостатки программ и методик обучения, невысокий профессиональный уровень педагогической среды.
субъективный характер: пропуски занятий, замена неуспеха в обучении на другие виды деятельности.
Культурологические причины:
объективные характер: отсутствие стремления родителей воспитывать потребность интеллектуального труда у ребенка, а также приобщать ребенка к основным культурным ценностям;
субъективный характер: низкий уровень воспитанности, слабое интеллектуальное развитие, низкий интерес ученика к культуре.
Здоровьесберегающие причины:
объективные характер: низкий уровень развития медицины в регионе проживания, сложная экологическая обстановка, влияющая на здоровье ребенка;
субъективный характер: ослабленное здоровье, высокая утомляемость, низкая работоспособность.
На наш взгляд, данная классификация отражает не только два фактора успеваемости - субъективность и объективность, но частично и третий - требования содержания образования, так как особенности процесса обучения зависят в значительной мере от реализуемого в нем содержания.
В заключении следует подчеркнуть, что проблему школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее причины с точки зрения современной образовательной парадигмы, при этом система средств, которая направлена на педагогическую диагностику неуспеваемости и должна включать рассмотрение объективности и субъективности характера каждой причины с целью эффективности технологии педагогического воздействия.
Список литературы
Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону: Парус, 1972. – 160 с.
Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. – М.: Мысль, 1961. – 210 с.
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: Просвещение, 1977. – 160 с.