12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Каменева Галина Викторовна55
Высшее образование. Стаж работы-32 года. Должность-учитель нач. кл. 8 лет - воспитатель ГПД в начальных кл.
Россия, Курская обл., пос. Медвенка

Статья: «Психологические причины школьной неуспеваемости»

учитель начальных классов (воспитатель групп продленного дня)

МКОУ «Медвенская средняя общеобразовательная школа»

Каменева Г.В.


В условиях модернизации образования проблема успешности усвоения учащимися знаний всегда находилась и находится в центре внимания ученых. Отсутствие единого взгляда на данную проблему, а также единообразия в изложении причин изучаемой проблемы побудило нас к выбору темы исследования, посвященной изучению школьной неуспеваемости.

Обобщая материалы публикаций и научных трудов отечественных и зарубежных ученых (Е.В.Бондаревская, Г.Ф.Карпова, Л.М.Фридман, К.М.Хоруженко и др.), отметим, что неуспеваемость, как явление достаточно распространенное во всем мире, изучена уже достаточно полно и глубоко, выделены основные причины ее порождающие, рассмотрены различные точки зрения. Тем не менее, являясь фактически неизбежным в процессе обучения на протяжении веков, оно остается, и по сей день, к сожалению, отрицательным неотъемлемым моментом в педагогической практике.

Для анализа данной проблемы обратимся к группе факторов, выделенных А.В.Курепиной, по которым можно диагностировать те или иные причины неуспеваемости. Данные причины, определенные проявления в учебной деятельности можно сгруппировать с объективной (не зависящими от личности школьника) или субъективной (характеризуют саму личность неуспевающего ученика) точки зрения по отношению к личности неуспевающего школьника.

Социальные причины:

объективные характер: недостатки влияния сверстников и их ближайшего окружения, условия жизни школьника, негативное семейное окружение, социокультурные и экономические причины;

субъективный характер: личностная реализация в других сферах деятельности и вне школьного коллектива, подмена понятий и законов, принятых в обществе.

Психофизиологические причины:

объективные характер: изменение умственных способностей, особенности физиологического состояния организма, слабое развитие эмоциональной сферы, особенности темперамента личности, наследственные особенности психики;

субъективный характер: лень, недисциплинированность, вспыльчивость, нерадивость.

Организационно-педагогические причины:

объективные характер: низкий уровень педагогического процесса, учебной деятельности, освоения учащимися знаний, умений и навыков, отсутствие дифференцированногого подхода к учащимся, высокая загруженность домашним заданием, недостатки программ и методик обучения, невысокий профессиональный уровень педагогической среды.

субъективный характер: пропуски занятий, замена неуспеха в обучении на другие виды деятельности.

Культурологические причины:

объективные характер: отсутствие стремления родителей воспитывать потребность интеллектуального труда у ребенка, а также приобщать ребенка к основным культурным ценностям;

субъективный характер: низкий уровень воспитанности, слабое интеллектуальное развитие, низкий интерес ученика к культуре.

Здоровьесберегающие причины:

объективные характер: низкий уровень развития медицины в регионе проживания, сложная экологическая обстановка, влияющая на здоровье ребенка;

субъективный характер: ослабленное здоровье, высокая утомляемость, низкая работоспособность.

На наш взгляд, данная классификация отражает не только два фактора успеваемости - субъективность и объективность, но частично и третий - требования содержания образования, так как особенности процесса обучения зависят в значительной мере от реализуемого в нем содержания.

В заключении следует подчеркнуть, что проблему школьной неуспеваемости следует рассматривать в русле конкретной образовательной ситуации, а ее причины с точки зрения современной образовательной парадигмы, при этом система средств, которая направлена на педагогическую диагностику неуспеваемости и должна включать рассмотрение объективности и субъективности характера каждой причины с целью эффективности технологии педагогического воздействия.

Список литературы

Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону: Парус, 1972. – 160 с.

Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. – М.: Мысль, 1961. – 210 с.

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: Просвещение, 1977. – 160 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.