Родительское собрание «Детская агрессивность и её причины»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание «Детская агрессивность и её причины»
1 класс
Учитель Эрастова Галина Александровна
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Форма проведения: беседа.
Подготовительная работа: анкетирование, подготовка памятки для родителей, проведение исследования по проблеме детской агрессивности.
Вопросы для обсуждения:
- Причины возникновения детской агрессии?
- Как проявляется агрессия?
- Как бороться с проявлением детской агрессии?
Форма проведения: Беседа с презентацией.
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! (слайд)
Прочитайте эпиграф к собранию. «Верная указка не кулак, а ласка».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд)
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.
Эрих Фромм
- Как вы думаете, какая тема собрания? О чём будем говорить? (слайд)
- Тема нашего собрания «Детская агрессивность и её причины»
Этот вопрос актуален, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники.
Психолог Надежда Леонидовна Кряжева в своей книге написала:
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Предлагаю вопросы для обсуждения
- Причины возникновения детской агрессии?
- Как проявляется агрессия?
- Как бороться с проявлением детской агрессии?
- И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её?
На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ.
(слайд ) Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.
Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.
Агрессия – это действие.
Агрессивность – это готовность к совершению таких действий.
Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, драка, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).
Для чего вообще людям агрессия? ( слайд )
Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.
Послушайте, что об этом говорят психологи.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребёнка. Вам необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения вашему ребёнку или нет. Если они подходят, то ответ «+», если нет- соответственно ответ « -». ( слайд )
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Он не может промолчать, когда чем- то недоволен.
3. Когда кто- то причиняет ему зло, он обязательно старается оплатить тем же.
4. Часто спорит, ругается со взрослыми.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что- то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чём- то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Часто завистлив, мстителен.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто- то над ним подшучивает.
10. Иногда специально раздражает людей.
11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
12.Часто отговаривает взрослым.
13. Приходится несколько раз повторять просьбы.
14. Любит быть первым.
15 Часто винит других в своих ошибках.
16.Легко ссорится, вступает в драку.
17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
19.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
20. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность- 15-20 баллов.
Средняя агрессивность- 7-14 баллов.
Низкая агрессивность- 1-6 баллов.
Степень агрессивности своего ребёнка вы определили. Не пугайтесь, а старайтесь понять, как можно помочь своему ребёнку.
Столкновение с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Причины детской агрессивности ( слайд )
Отношения в семье.
Внешняя среда (взаимоотношения со сверстниками)
Средства массовой информации (телевидение, Интернет)
Компьютерные игры
Отношения в семье. ( слайд )
Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей, то он «заражается» их агрессивностью.
Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.
Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
Безразличное отношение - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.
Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.
Причиной агрессии могут быть( слайд )
и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (7-8 лет), противоречив. В этом возрасте дети копируют друг друга, (один обозвал, другой повторил, один пнул ногой портфель, другой добавил) а главное –«Я не виноват, это он мне сказал так сделать)
С поступлением в школу у ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как к взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.
Коллективная работа в парах
Давайте выполним упражнение «Разожми кулак» Работать будем в парах
Дать пуговицу ( или конфету) одному из партнёров, он зажимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту.
Прежде, чем сделать выводы, послушайте притчу:
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шёл путник, и ветер сказал: « Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.
Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать
по- другому? ( слайд )
Анкетирование детей
1.Чаще всего я радуюсь, когда день рождения, праздники, подарки, горсад.
2. Чаще всего я плачу, когда мне больно, ругает мама, обижают.
3. Чаще всего я злюсь, когда дразнят, раздражают.
4. Мне хорошо, когда, любят, хвалят, жалеют, со мной все играют.
5. Мне плохо, когда бьют.
Как проявляется агрессия? (из анкет)
- в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова, обзываются);
- в играх ребенка;
- по отношению к окружающим (дерется);
- по отношению к животным.
Рассмотрим подробнее причины ( слайд )проявления агрессии и рекомендации психологов.
Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для младшего школьника ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.
Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.
Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?
Следите сами за собственной речью.
Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.
Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. ( слайд )Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вы вспомните ваше детство, то можно с уверенностью сказать, что вы выбирали роли положительных персонажей.
Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.
Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам: ( слайд )
желание самоутвердиться;
защита;
от безысходности;
от несдержанности.
Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.
Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?
Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. ( слайд )Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.
Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или драки, а словами.
Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.
Если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.
Иногда родители готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, порванную одежду, потерянный телефон, а то, что он пнул беспризорного котёнка, бросил камнем в птичку или щенка оставляют без внимания. При этом сами же его в некоторой степени оправдывают «он не понимает, он нечаянно, он больше так не будет».
А ту же вазу он тоже нечаянно разбил и телефон не специально потерял! Но ваза и телефон стоили денег, а котёнок и щенок по улице бесплатно ходили.
Рекомендации родителям. ( слайд )
Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Обычно они говорят, а мне за это всё равно ничего не будет.
Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выкажите свои чувства, громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
В последние ( слайд )годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка оказывает влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии.
Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.
Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. Об этом надо говорить подробнее. Эту тему (влияние телевидения и компьютерных игр на поведение ребёнка) я хочу предложить вам для обсуждения на следующем родительском собрании.
Советы психолога ( слайд )
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.
Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Надо обязательно говорить ребёнку «Я горжусь тобой». Перед открытым уроком в субботу я попросила «Ребята, не подведите меня, пожалуйста»
Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения: ( слайд )
1.Самим не проявлять грубости, жестокости.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.
2.Постараться быть внимательными к ребенку.
Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание.
3. Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение доброе слово, ласковый взгляд.
И еще одно важное правило- ребёнку необходимо разряжаться, надо научить его избавляться от накопившегося раздражения, направить переполняющую его энергию в «мирных целях».
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».. Создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении.
Разрешите ребенку
- побить подушку или диван,
-порвать газету,
- написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное,
-мять глину, пластилин,
-кувыркаться.
Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать
-несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.
А можно еще предложить
- нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.
Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.
4.Контролировать просмотр телепередач
При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что такое поведение неприемлемо, что это вредит другому человеку, делает ему больно.
Не учите давать сдачи. Учите хорошему, плохому научится сам.
И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным, но, ни в коем случае не физическим, а словом, взглядом, жестом, действием.
Наказывая ребенка, проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.
- И в заключении я хочу рассказать Вам притчу. ( слайд )
О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами...
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
- Как вы ответите на этот вопрос?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
( слайд )
Для преодоления детской агрессии в своем арсенале, каждый родитель должен иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Берегите, цените, а главное - любите своих деток! Тогда они вырастут добрыми. Порядочными настоящими людьми.
Я искренне надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы из всего услышанного, а может быть, кто-то из вас пересмотрит своё отношение к близким вам людям.
Список используемой литературы:
1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.
2.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 14 классы. – М.:
ВАКО, 2008
5. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Психология. М., 1992.
6. Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:
7. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. 2е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
8. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов,
студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие.
М.: Владос, 1999
10. Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.
Мостовая Алевтина Николаевна
Коробова Елена Викторовна
Шарандина Валентина Владимировна
Наталья Николаевна
Панюкова Ольга Васильевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Дементьева Ирина Михайловна