Классный час «Никаких оправданий»
БПОУ ОО «Омский техникум мясной и молочной промышленности»
Методическая разработка по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
«Никаких оправданий»
Автор: Савельева Юлия Сергеевна,
преподаватель
Омск, 2019
Содержание
Стр. |
|
Введение |
3 |
Сущность и природа нравственности |
4 |
Формирование нравственности обучающихся |
5 |
Методическая разработка |
7 |
Заключение |
17 |
Библиографический список |
19 |
Введение
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности обучающегося развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.
Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Формирование нравственности обучающихся
Формирование нравственности обучающихся – важнейшая задача заведений, будь это школа, ссуз или вуз. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей и должно быть в центре её воспитательной деятельности.
Методическая разработка
На основе выше изложенного материала мною предлагается внеклассное мероприятие под названием «Никаких оправданий: 12 подвигов Ника Вуйчича», направленное на воспитание нравственных качеств подрастающего поколения.
Цели и задачи:
- «познакомить» обучающих с необычным и известным человеком Ником Вуйчичем;
- осмыслить свое отношение к людям с ограниченными возможностями;
- осмыслить поведение детей к людям с ограниченными возможностями;
- привить культуру обращения к людям с ограниченными возможностями;
- рассказать и показать на примере человека – стремление к жизни, к достижению новых целей;
- показать важность поддержки, взаимопонимания в жизни каждого человека;
- выработку понимания жизненной важности морали;
- установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
- выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
- выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
- милосердие и любовь к людям.
Материалы: мультимедийная презентация с элементами видеоматериала.
Ход изложения материала:
1. Слайд 1 – Название презентационного материала
Ник Вуйчич – человек, родившийся без рук и ног, который смог не просто реализовать себя в жизни, но и вдохновить своим примером тысячи людей на жизнь без оправданий. Прочтите его историю, и вы поймете, что жизнь прекрасна.
2. Слайд 2 – 20 - Рассказ о жизни Ника Вуйчича начиная с рождения и по сей день.
Жизнь Ника Вуйчича похожа на миф, красивую, поучительную, но нереальную историю. Вдумайтесь, мальчик, родившийся без ног и рук, к 31 году – всемирно известный мотивационный оратор, счастливый муж и отец. Он объездил полмира. Он выступал на стадионе, а 110 тысяч человек его слушали. Разве так бывает?
Бывает. Если каждый день совершать маленький подвиг. Мы расскажем вам о 12 подвигах Ника Вуйчича, благодаря которым в его искренней улыбке читается: «Я счастлив».
«Один из лучших способов избавиться от боли прошлого – это заменить ее благодарностью».
4 декабря 1982 года. У Душки Вуйчич роды. Вот-вот на свет появится первенец. Супруг, Борис Вуйчич, присутствует на родах.
Показалось плечо. Борис побледнел и вышел из родовой. Спустя некоторое время к нему подошел врач.
«Доктор, у моего сына нет руки?» – спросил Борис. «Нет. У вашего сына нет ни рук, ни ног» – ответил врач.
Родители Николаса (так нарекли новорожденного) ничего не знали синдроме «Тетра-Амелия». Они не знали, как обращаться с младенцем без рук и ног. Мать 4 месяца не прикладывала сына к груди.
Постепенно родители Ника привыкли¸ приняли и полюбили сына таким, какой он есть.
Родители Ника постоянно искали способы, как облегчить его жизнь
За исключением того, что у Ника нет рук и ног, он был обычным ребенком
Ник научился писать
Детство«Неудача – это путь к мастерству».
Окорочок. Так Ник прозвал единственную конечность на своем теле. Подобие стопы с двумя сросшимися пальцами, впоследствии разделенными хирургическим путем.
Но Ник считает, что его «окорочок» – это не так уж плохо. Он научился им писать, печатать (43 слова в минуту), управлять электроколяской, отталкиваться на скейте.
Не все и не сразу получалось. Но, когда пришло время, Ник пошел в обычную школу, наравне со здоровыми сверстниками.
Ник обучался в обычной школе
Отчаяние«Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год. Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь».
«Ты ничего не умеешь!», «Мы не хотим с тобой дружить!», «Ты никто!» – Ник слышал эти слова каждый день в школе.
Фокус сместился: он больше не гордился тем, чему научился; он зациклился на том, чего никогда не сможет. Обнять жену, взять на руки ребенка…
Однажды Ник попросил маму отнести его в ванную. Ведомый мыслью «Почему я?» мальчик попытался утопиться.
«Они этого не заслужили» – 10-летний Ник понял, что не может так поступить со своими родителями, которые очень сильно любят его. Суицид – это нечестно. Нечестно по отношению к близким.
Самоидентификация«Чужие слова и поступки не могут определять вашу личность».
«Что с тобой случилось?!» – пока Ник не стал всемирно известен, это был самый часто задаваемый ему вопрос.
Видя мужчину без рук и ног, люди не скрывают шока. Косые взгляды, шепот за спиной, усмешки – Ник на все отвечает улыбкой. «Все из-за сигарет» – говорит он особо впечатлительным. А над детьми подшучивает: «Я просто не убирался в своей комнате…».
Ник Вуйчич – автор двух книг
Ник печатает со скоростью 43 слова в минуту
80% тела Ника – легкие, он отлично плавает
Юмор«Смейтесь как можно больше. В жизни любого человека бывают дни, когда неприятности и тяготы льются, будто из рога изобилия. Не кляните испытания. Будьте благодарны жизни за то, что она дает вам возможность учиться и развиваться. Чувство юмора поможет в этом».
Ник большой шутник. Нет рук и ног – жизнь «разыграла» его, так почему бы не посмеяться над ней?
Однажды Ник нарядился в форму пилота и, с разрешения авиакомпании, встречал пассажиров на посадке со словами: «Сегодня мы испытываем новую технологию управления самолетом… и я ваш пилот».
Люди, лично знающие Ника Вучича, говорят, что у него отменное чувство юмора. А это качество, как известно, исключает жалость к себе.
Талант«Если вы глубоко несчастливы, значит вы живете не своей жизнью. Ваши таланты используются не по назначению».
У Ника Вуйчича два высших образования: бухучет и финансовое планирование. Он успешный мотивационный спикер и бизнесмен. Но его главный талант – умение убеждать. В том числе, через искусство.
Первая книга Ника называется «Жизнь без ограничений: Вдохновение для абсурдно хорошей жизни» (переведена на 30 языков, в 2012 году издана на русском). В 2009 году он сыграл главную роль в короткометражном фильме «Цирк бабочек» (рейтинг IMDb – 8.10). История об обретении смысла жизни.
Спорт
«Невозможно спорить с тем, что безумие – это гений: любой, кто готов идти на риск, в глазах окружающих представляется либо безумцем, либо гением».
«Сумасшедший» – думают многие, глядя, как Ник ищет волну во время занятия серфингом или прыгает с парашютом.
«Я понял, что физическая непохожесть ограничивает меня лишь в той мере, в какой я сам себя ограничиваю» – признался Вуйчич однажды и не стал себя ни в чем ограничивать.
Ник играет в футбол, теннис, прекрасно плавает.
Ник играет в гольф
Ник прыгает с парашютом
Ник занимается серфингом
Мотивация«Считайте отношение к миру пультом дистанционного управления. Если программа, которую вы смотрите, вам не нравится, вы просто хватаете пульт и переключаете телевизор на другую программу. Так же и с отношением к жизни: когда вы недовольны результатом, измените подход, вне зависимости от того, с какой проблемой вы столкнулись».
В 19 лет Нику предложили выступить перед студентами университета, где он учился (Университет Гриффита). Николас согласился: вышел и коротко рассказал о себе. Многие люди в аудитории плакали, а одна девушка поднялась на сцену и обняла его.
Юноша понял – ораторство его призвание.
Ник Вуйчич объехал 45 стран, встречался с 7 президентами, выступал перед тысячами зрителей. Каждый день ему приходят десятки просьб об интервью и приглашений выступить с речью. Почему люди хотят слушать его?
Потому что его выступления не сводятся к банальному: «У тебя проблемы? Да ты посмотри на меня – ни рук, ни ног, вот у кого проблемы!».
Ник понимает, что страдания нельзя сравнивать, у каждого своя боль, и не пытается взбодрить людей, мол, «по сравнению со мной у вас все не так уж и плохо». Он просто разговаривает с ними.
Объятия«У меня нет рук, и когда обнимаешь, то прижимаешься прямо к сердцам. Это потрясающе!»
Ник признается, что, так как он родился без рук, никогда не скучал по ним. Единственное, чего ему не хватает – рукопожатия. Он не может никому подать руки.
Но он нашел выход. Ник обнимает людей… сердцем. Однажды Вуйчич даже устроил марафон объятий – 1749 человек за день, обнятых сердцем.
Любовь«Если вы открыты для любви, любовь придет. Если вы окружите свое сердце стеной, любви не будет».
Они познакомились 11 апреля 2010 года. У красавицы Канаэ Мияхара бойфренд, у Ника – ни рук, ни ног. Это не любовь с первого взгляда. Это просто любовь. Настоящая, глубокая.
12 февраля 2012 года Ник и Канаэ поженились. Все как положено: белое платье, смокинг и медовый месяц на Гавайях.
Ник Вуйчич с женой Канаэ
Семья«Невозможно жить полной жизнью, если каждое ваше решение определяется страхом. Страх не даст вам двигаться вперед и мешает стать тем, кем вы хотите. Но это всего лишь настроение, чувство. Страх не реален!»
Синдром «Тетра-Амелия» – наследственный. Ник не испугался.
14 февраля 2013 года у Канаэ и Ника родился сын – Киёси Джеймс Вуйчич.
Долгие годы Ник боялся, что не сможет взять ребенка на руки, когда тот будет плакать
Надежда«Все хорошее в жизни начинается именно с надежды».
Ник Вуйчич – человек без рук и ног. Ник Вуйчич – человек, который верит в чудеса. В его бельевом шкафу стоит пара ботинок. Так… на всякий случай. Ведь в жизни всегда есть место для чего-то большего.
В завершении рассказа о Нике Вуйчиче предлагается просмотр видео материала:
1. Рассказ Ника о себе, его страхах, жизни, стремлении к новым достижениям.
2. Клип «Что-то больше»
3. Краткометражный фильм «Цирк бабочек» о том, как важно встретить «правильных» людей в жизни, не быть озлобленным на мир, а чувствовать прекрасные, радостные эмоции.
Заключение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем стран, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания обучающихся.
Благодаря данному внеклассному мероприятию мне удалось достичь следующего: «познакомить» обучающих с необычным и известным человеком Ником Вуйчичем; позволить студентам осмыслить свое отношение к людям с ограниченными возможностями, осмыслить поведение детей к людям с ограниченными возможностями; привить культуру обращения к людям с ограниченными возможностями; рассказать и показать на примере человека – стремление к жизни, к достижению новых целей; показать важность поддержки, взаимопонимания в жизни каждого человека; выработку понимания жизненной важности морали; установку на выработку нравственного самосознания (совесть); выработку стимулов дальнейшего нравственного развития; выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований; милосердию и любови к людям.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Библиографический список
Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007, -528с.
Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005, -574 с.
Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2000, -519 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.