Материал на проверке

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

6
0
Материал опубликован Вчера в 15:08 в группе

Урок русского языка в 6 классе средней школы.

Тема: Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

Цели урока:

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о нормах словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Задачи: формировать умение (узнать, научиться) правильно писать и употреблять имена существительные в форме именительного падежа множественного числа; привлечь внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; формирование представлений о профессиях.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: воспитание уважительного отношения к речи, формирование интереса (мотивации) к учению, освоение роли ученика;

Метапредметные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; развивать умение искать и выделять информацию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД: определять основную и дополнительную информацию;

Коммуникативные УУД: описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности;

Регулятивные УУД: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Предметные УУД: формировать интерес к новому учебному материалу, знать нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация, листы, карточки для мини-проекта.


Ход урока

Орг. момент

Проверка готовности класса к уроку

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок

Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите,

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

- Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

. - Откройте тетради, запишите дату в тетрадь. (Дети записывают дату. Она заранее записана на доске.)

Фронтальный опрос.

Актуализация опорных знаний

- Перед вами записаны слова (слайд 1).

t1740398723aa.png

- Что общего между этими словами? (Это имена существительные.)

- На какие две группы их можно разделить? Как в данном случае изменяются имена существительные? (По числам.)

- Какие окончания получились во множественном числе? (И-ы, а-я.)

Слайд 2.

t1740398723ab.png

- На какие 2 группы можно поделить существительные, смотря на окончания во множественном числе? (Имена существительные с окончаниями и(ы) и а(я).)

- Итак, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (Об окончаниях имен существительных во множественном числе.)

Мотивация учебной деятельности

Постановка целей и задач урока.

- Вернемся к таблице. Что интересного заменили в окончаниях существительных во множественном числе? Есть какая-то закономерность? (У существительных 1 скл. окончания –и (-ы), у 3 скл. - -а (-я). А у существительных 2 скл. варианты как у 1 и 3 скл.)

- Как думаете, могут ли возникнуть у нас сложности при постановке имени существительного во множественном числе? (Могут… Особенно при изменении существительных 2 склонения.

- Запишите тему урока «Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа». (Дети записывают тему урока, на доске - учитель.)

- Какая проблема перед нами встала? Что хотите узнать? Чему вы хотите научиться на этом уроке? Какая цель нашего урока? (Узнать, как изменяются окончания имён существительных во множественном числе. Ответы детей, приводящие к цели урока и задачам.)

Индивидуализация задач урока

- Перед вами листочки (листики). Возьмите их. Не было ли в моей просьбе двусмысленности? Почему? (Бывает лист бумаги, лист дерева).

- Будут ли отличатся окончания в именительном падеже множественного числа у слова «лист» в зависимости от значения слова? (Дети изменяют словосочетания «лист дерева» , «бумажный лист». Слайд 3.)

t1740398723ac.png

- Напишите на своём листочке вопрос по теме урока, ответ на который вы хотели бы сегодня получить. Прикрепим их к дереву. (Дети прикрепляют свои листочки.)

Инструктаж (обьяснение хода урока)

- Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам, выясним, какие же окончания имеют имена существительные в именительном падеже множественного числа. Так же будем учиться слушать своих товарищей и высказывать свое мнение.

- Поднимите руку те ребята, кто хочет совершенствовать свои знания по этой теме? (Дети поднимают руки.)

- Изучение темы урока начнем мы со знакомства с «Листом оценки», в течение урока каждый из вас получит 5 оценок-баллов, которые приведут вас к итоговой оценке за урок. Будьте внимательны. Первые баллы вы получите за работу с заданием, в котором вам понадобится выбрать из двух вариантов один (вид работы прописан во 2 колонке) и поставите себе балл, который заслуживаете сами себе по пятибальной шкале.

t1740398723ad.jpg

Обьяснение новой темы

Первичное усвоение новых знаний. Мини-проект в группах.

- Перед вами листы со словами и фрагментами правил, окончания во множественном числе. Ваша цель: найти сходства и отличия, соотнести с фрагментом правила, прикрепить окончание и фрагмент правила на доске.

И при защите мини-проекта озвучить выведенное правило сформулированное на основе тех сходств, закономерностей, которые вы заметили. На эту работу дается 1 минута.

Защита мини-проектов. Презентация работы.

Вывод, который приводит к правилу, закономерностям написания слов.

t1740398723ae.jpg

Вывод по результатам мини-проектов:

1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос – голоса. Исключения:  месяц - месяцы.

2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры.

3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр - шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения.

Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.

4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы. 5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией.

6) Различие в значении слов. В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы);

проводы (при отъезде) - провода (электрические);

цветы (растения) - цвета (окраска);

пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

Теперь капитан команды (группы), согласно листу оценки ставит баллы каждому в своей команде за работу в над мини-проектом

Первичная проверка умения правильно ставить ударения (фронтальная работа).

Работа в разделе «Говорим правильно», в котором нужно вставить варианты слов в предложения, с самопроверкой по озвученному эталону. Уровень первичного усвоения знаний фиксируют в «Листе оценки» сами.

1) По горному серпантину водить автомобили могут только опытные (шофёры — шофера).

2) В фирменном кондитерском магазине всегда в продаже свежие (торты — торта).

3) (Договоры — договора) о сотрудничестве были подписаны обеими сторонами.

4) Над созданием новой машины напряжённо трудились (конструкторы — конструктора) отдела. 5) По команде в воду были спущены (якори — якоря).

Стихотворение на запоминание окончаний имён существительных в именительном падеже множественного числа.

Знает наша детвора:

В вузе есть профессорА!

Провели переговоры –

Заключили договорЫ.

И больше не было проблемы, когда закончились все кремЫ.

Физкультминутка

t1740398723af.jpg

Закрепление новой темы

1. Выполнение тренировочного упражнения 531 со стр. 37.

Проверка выполняется соседом по парте зеленой ручкой по ходу обсуждения правильного варианта, оценивается согласно критериям (смотри «Лист оценки»). И переносятся баллы в «Лист оценки».

2. Работа со словами с пропущенными буквами в тексте (карточки)

С последующей проверкой по эталону (положен заранее перевернутым) самостоятельно согласно критериям на «Листе оценки».

t1740398723ag.jpg


t1740398723ah.jpg


Беседа по профориентаци.

- Разговор о рабочих профессиях, обращая внимание на репродукции картин советских художников, прикрепленных к доске.

Подведение итогов

Рефлексия.

- Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. Сегодня мы с вами работали над окончаниями в именительном падеже множественного числа имён существительных. Теперь каждый из вас возьмёт с нашего дерева листочек, прочитает вопрос, записанный на нем и ответит. И мы узнаем, как хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему. (Несколько детей берут листочки, отвечают на вопрос, который записал одноклассник в начале урока.)

Вывод урока по вопросам.

- Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?

Итог, сообщение домашнего задания

1. Оценивание работы на уроке.

- Посмотрите свои «Листы оценки» и выведите одну оценку за урок, суммируя за 3 записанные в таблицу работы и деля их на 3. «Листы оценки» в конце урока оставьте на парте для переноса ваших баллов в электронный журнал. Правильно отвечавшие при опросе учащиеся получат дополнительный балл.

2. Информация о домашнем задании (записано заранее на доске).

Параграф 87 (в учебнике 2023г.), 96 (в учебнике 2022г.), упр. 533 (2023г.), 591 (2022г.); *составить 5 предложений с именами существительными в именительном падеже множественного числа.

______

* – дополнительное задание (по желанию).

Работа с классом при оставшемся времени до конца урока.

Игра на выбор из двух вариантов ответа по слайдам 4 – 6 на тему урока с последующим выводом.

t1740398723aj.pngt1740398723ak.pngt1740398723al.png



Комментарии
Комментариев пока нет.