Методическая разработка «Нотки знаю — играть начинаю» (1–4 класс)
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Обуховская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Нотки знаю – играть начинаю»
преподавателя класса фортепиано
МКУ ДО «Обуховской ДШИ»
Коробицыной Анны Ивановны
2020 г.
Содержание.
1. | Введение. | 3 | ||
2. | Основная часть: | 4 | ||
Первый этап. ДОдик - пограничник. Поступенный звукоряд. | 4 | |||
Второй этап. | 5 | |||
Третий этап. Октавы. | 5 | |||
Четвертый этап. Нотки линеечки. | 7 | |||
Пятый этап. Нотки окошечки. | | |||
3. | Заключение | 7 | ||
4. | Список литературы. | 8 | ||
Приложение 1. Карточки с нотами. | 9 | |||
Приложение 2. Музыкальное домино. | 14 | |||
Приложение 3 Музыкальное лото. | 18 | |||
Приложение 4 Парочки. | 20 |
Введение.
В фортепианной методической литературе многократно разбирался вопрос об изучении нотной грамоты. Существует множество подходов. Однако, большинство учащихся по-прежнему сталкивается с проблемой элементарного незнания нот. В течение учебного года учащиеся осваивают ноты, а в каникулы они попросту забываются. Незнание нот затрудняют работу с текстом, разбор произведений протекает медленно и мучительно. Это делает учащихся беспомощными, непрекращающиеся трудности отбивают любознательность, интерес к музыкальным занятиям и, как следствие, тормозят развитие ученика. Конечно, это взаимосвязанный круг проблем: слабые музыкальные данные ведут к медленному продвижению, ведь для того чтобы поддерживать интерес к занятиям необходим определенный темп работы, ситуация успеха. Детям интересно то, что у них получается с легкостью. Ну а постоянные трудности с распознанием нот приводят к разочарованию, снижается заинтересованность на занятиях фортепиано, появляется желание бросить занятия музыкой.
Такое положение дел создает необходимость создания простой и понятной системы ориентиров связывающих ноты и клавиши. С помощью которой, ученик сможет самостоятельно ориентироваться в нотной грамоте, разбирать тексты. Конечно, чтобы добиться успеха работа над закреплением нот должна проводиться систематически.
За основу взят метод преподнесения нотной грамоты А.Д. Артоболевской, в котором она объясняет расположение нот на линеечках и в окошечках.
Нотную грамоту дети осваивают обучаясь в подготовительном или в первом классах. В следующих классах необходимо быстрое включение ученика в работу, повторение основ музыкальной грамоты. Данная работа рассчитана на детей второго и третьего года обучения.
Цель: закрепление нотной грамоты для самостоятельной и свободной ориентации в нотных текстах учащихся посредством простой системы ориентиров.
Задачи:
научиться свободно ориентироваться на клавиатуре;
уметь находить опорные и клавиши: до первой октавы, ноты линеечки;
уметь соотносить клавиши с нотной записью.
Оборудование и материалы: фортепиано, нотная тетрадь, карандаш, ластик, карточки с нотами, игровые наборы, цветные стикеры (этикетки - закладки с клеевым краем).
Основная часть.
Разделим процесс восстановления нот в памяти на несколько этапов.
Первый этап.
«ДОдик – пограничник», поступенный звукоряд.
Задачи:
безошибочно находить на клавиатуре клавишу до первой октавы, знать, ее второе название - ДОдик пограничник.
научиться записывать в нотной тетради скрипичный и басовый ключи, ноту до первой октавы.
научиться записывать и узнавать ноты на дополнительных линеечках;
запомнить поступенную последовательность нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си; до, си, ля, соль, фа, ми, ре;
запомнить, что в поступенном движении ноты линеечки и ноты окошечки чередуются.
На клавиатуре.
Главным ориентиром на клавиатуре является нота до первой октавы. Ученик находит ее ориентируясь на середину клавиатуры. Объясняю, что это нота живет на границе двух царств – государств высоких и низких звуков, поэтому ее называют ДОдик – пограничник
Отмечаем клавишу стикером.
От клавиши до первой октавы шагаем вверх правой рукой и вниз левой рукой. Проговариваем названия клавиш вслух. Учим поступенный звукоряд.
В нотной тетради.
Расчерчиваю нотный стан со скрипичным и басовым ключами. Между строчками записываю ноту до первой октавы. Рассказываю ученику, что скрипичный ключ открывает дом высоких звуков, а басовый дом низких звуков. А ДОдик пограничник живет между этими строчками.
«ДОдик – пограничник, который живет на первой добавочной линейке сверху над басовым и снизу под скрипичным нотным станом, словно охраняя неприкосновенность границ обоих ключей». Артоболевская А.Д.
Тренируемся безошибочно записывать поступенный звукоряд от ДОдика - пограничка до ноты до третьей октавы и от ДОдика - пограничка до ноты до большой октавы.
Учим запись нот на дополнительных линеечках («подвальчики и чердачки» А.Д. Артоболевская).
Работа с карточками.
Распечатываю карточки с нотами на тонированной бумаге. Ноты линеечки на листах розового цвета, окошечки на синих. Выкладываем поступенный звукоряд и замечаем, что, когда карточки разложены по порядку, чередуются линеечки и окошечки (мальчики и девочки).
Второй этап.
Октавы.
Задачи:
запомнить расположение и названия октав;
научиться узнавать и записывать только ноты до.
На клавиатуре.
Нажимаем клавиши до по всей клавиатуре, проговариваем и запоминаем названия октав.
В нотной тетради.
Прописываем поступенный звукоряд.
На новой строчке прописываем только ноты до.
Работа с карточками.
Раскладываем по порядку, только ноты до.
Третий этап.
Нотки линеечки.
Задачи:
Запомнить последовательность нот линеечек;
На клавиатуре от ДОдика – пограничика находить клавиши линеечки;
Находить на клавиатуре клавиши по номерам линеек;
Запомнить, что линеечки в скрипичном ключе начинаются с 1 линейки, в басовом с 5.
Работа с карточками.
Раскладываем карточки по порядку. Оставляем только линеечки (девочки), проговариваем и запоминаем последовательность нот.
В нотной тетради.
Записываем ноты по порядку.
На новой строчке прописываем ноты до.
Далее, прописываем ноты линеечки под диктовку. Проучиваем последовательности вверх, вниз и вразброс. Линеечки вразброс диктую по 3 – 4 ноты.
Обратить внимание учащихся на то, что линеечки мы считаем снизу, поэтому в скрипичном ключе: ми – 1 линеечка, соль – 2, си – 3, ре – 4, фа – 5. Заучивая ноты в басовом ключе, мы также отталкиваемся от ДОдика пограничника, ноты записываем вниз, поэтому начинаем с пятой линеечки: ля – 5, фа – 4, ре – 3, си – 2, соль – 1.
На клавиатуре.
На клавиатуре уже отмечен ДОдик пограничник. От него, пропуская клавиши окошечки, отмечаем стикерами другого цвета ноты линеечки в скрипичном и басовом царствах. Замечаем, что ноты линеечки располагаются друг от друга через клавишу, по терциям.
По началу, стикеры можно прономеровывать. Учащиеся должны запомнить, что линеечки в скрипичном ключе начинаются с 1 линейки, в басовом с 5. Затем, усложняя задание, стикеры не подписаваем.
Преподаватель диктует номер линейки, дети нажимают клавишу и называют ноту.
Преподаватель диктует ноту дети нажимают клавишу и называют линейку.
По нотной тетради играем ноты линеечки записанные по – порядку и вразброс. Играем так как записывали, учащийся называет вслух 3-4 ноты и нажимает клавиши.
учащиеся играют по нотной тетради, то что записывали под диктовку.
Такой план работы сохраняется на каждом последующем уроке. Повторение нот занимает 5 минут от начала урока.
План:
В тетради:
Записываем ноты по порядку от ДОдика – пограничника в скрипичном и басовом ключах;
Записываем только ноты до;
Записываем линеечки под диктовку по-порядку и вразброс по 3-4 ноты.
На клавиатуре:
расклеиваем стикеры;
Преподаватель диктует номер линейки, учащиеся нажимают клавишу и называют ноту.
учащиеся играют по нотной тетради, то что записывали под диктовку по 3-4 ноты.
Домашнее задание подписать и играть ноты линейки по нотной тетради.
Четвертый этап.
Ноты окошечки.
Ноты окошечки запоминаем по принципу нот линеечек.
Заключение.
Игра - любимый вид деятельности младших школьников. Знание нот можно закрепить при помощи настольных игр, таких как лото, домино, парочки. Играя в настольные игры со сверстниками, друзьям по классу, педагогом, повторение и закрепление нот происходит ненавязчиво, в увлекательной форме. В своей разработке я предлагаю карточки к играм.
Знание нот позволяет ученику легко ориентироваться в музыкальных текстах, облегчат процесс обучения. Следуя советам А.Д. Артоболевской, я стремлюсь подбирать детям яркие разнообразные музыкальные произведения, не преследуя цели исполнительской отточенности, а проходить с учениками, в первые годы обучения, как можно больше произведений. Таким образом, расширяется кругозор ребенка, повышается интерес к занятиям. Это дает возможность ребенку поверить в свои силы, ощутить творческий потенциал и главное полюбить мир музыки.
Список литературы.
Милич Б. Фортепиано. Маленькому пианисту: учебное пособие. – Москва: Издательство Кифара, 2002 (методические пояснения);
Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2015. (Серия «Секреты фортепианного мастерства»);
Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2009. (Серия «Мастер – класс»);
Милич Б. Е. Воспитание ученика - пианиста. – М.: Издательство Кифара, 2002 г.;
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие, издание шестое. – М.: Советский композитор, 1992;
Кузнецова Т. Поиграем? Занимательные упражнения для самых маленьких пианистов. – Издательство Феникс, 2016 (Серия «Учебное пособие для ДМШ»).
Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Интернет источники:
https://images.app.goo.gl/TDNkDeGw4JNBtPAe8
https://images.app.goo.gl/eYDeb2x5q1NUA33P9
https://images.app.goo.gl/a7Sf3VVcAZJEeybaA
Приложение 1 Карточки с нотами. Распечатать карточки с нотами на линеечках и в окошечках на тонированной бумаге разного цвета. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Приложение 2 Музыкальное домино. Все участвующие в игре получают по шесть карточек, остальные карточки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Игрок, у которого есть карточка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои карточки со схожими картинками. Если у кого-то из игроков нет карточки с похожей картинкой, то он берет их из банка. Если карточки закончились и в банке этот игрок пропускает ход. Игрок, у которого раньше всех закончатся карточки, становится победителем. Вариант 1 Линеечки. |
| | |||
|
| ||||
Вариант 2 Окошечки. |
| ||||
|
| ||||
Приложение 3 Музыкальное лото. Играют 2 – 3 человека. Каждому участнику игры раздается по одной табличке. У ведущего в коробочке карточки с нотками, на столе кружочки. Ведущий называет ноты на карточке и передает их тому, у кого на таблице в квадратике такие же ноты. Квадратик можно закрыть и кружочком. Выигрывает тот, кто первым закроет табличку. |
| ||||
|
Приложение 4
Игра парочки.
Эта игра поможет запомнить нотки и развить память. Вам необходимо собрать как можно больше пар карточек. Разложите карточки на столе картинками вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладет карточки обратно картинками вниз и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек.
Вариант 2. Искать парные нотки в разных октавах.
(Распечатать в двух экземплярах)
Лапина Светлана Александровна
Коробицына Анна Ивановна