12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ельцова Яна Александровна71
Россия, Пермский край

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ


Предмет: История

Класс: 6

Тема урока

Место урока по теме

«Новгородская республика»

Урок № 3 в главе №3 «Новгородская республика»

Тип урока

Формы, приемы, методы

комбинированный с элементами игровой технологии

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная;

Приемы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией, самооценивание, письменный контроль, устный опрос, работа в группах, взаимооценка.

Методы: репродуктивно-проблемный; частично-поисковый; словесно-наглядный; технология развития критического мышления.

Цель урока

Задачи урока

Выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств

Образовательные:

- определить географическое положение Новгородского княжества;

- определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием;

- показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика;

- дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя.

2. Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме;

- развитие навыков работы с картой, документами;

- развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного;

- развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии.

3. Практические:

- формировать навыки оформления схем и заполнения таблиц;

- умение выступать перед аудиторией.

4. Воспитательные:

- развитие культуры командной работы;

- воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям;

- выработка нравственных ценностей во время урока;

- воспитывать интерес к предмету история;

- сформировать у учащихся  мотивацию  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

- смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики;

- смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода;

- смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты;

- смогут рассказать о системе управления в Новгороде;

- назовут характерные черты культуры Новгородской земли.


Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;

Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.


- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками;

- развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений;

- самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты,

Формы контроля/

оценивание

Организационно-мотивационный этап, цель: 1-2 мин Создание психологического настроя на активную работу на уроке.

1 сл. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД».

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник, домашнее задание

А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение.



Проверяют готовность к уроку.






(занимают свои места)

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.


Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний, цель: Вызов «на поверхность» имеющихся знаний, побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 5-8 мин Содействие определению учащимися темы урока.

2Сл. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять листочки для диктанта – шифра.

Вам предстоит выполнить сразу два задания:

ответить мне на 8 вопросов. (Напоминаю – да – 1, нет – 0) и

2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается


Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен.

О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности

В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью

Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году

О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять

Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств

О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны

Д – Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси

- Внимание, какое слово мы получили?


- Правильно, сегодня мы продолжим свое знакомство с центрами самостоятельного развития на Руси, нам предстоит сравнить два центра Владимиро-Суздальское княжество и Новгородскую вечевую республику.

Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись:

«5» - 8 + ответов

«4» - 7-6 + ответов

«3» - 5-4 + ответа

- Спасибо, оставьте листки на краю парты.


- Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта?


3сл.- Что такое феодальная раздробленность?


-Какую дату принято считать окончательной датой начала феодальной раздробленности?







































Ответ учащихся: НОВГОРОД











Ответ: 111 010 11










Ответ: Правильно, последствия государственной раздробленности.



Ответ: феодальная раздробленность - это исторический период в истории Руси, который характеризовался децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике; период, когда центральная власть в феодальном государстве ослабла и стала терять свои позиции в управлении государством.


Ответ: 1132г. - смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Фронтальный

Устный опрос;

Письменный контроль;

Контроль произношения;

Контроль орфографических навыков


Этап целеполагания, цель: Содействие определению учащимися цели и задач урока.

(актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, цель: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднения в пробном действии.)

4сл.Вернемся к получившемуся слову. Это слово НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года.

5 сл. Тема урока «Новгородская республика» (запись в тетради).


Обратите внимание на название параграфа «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему?

6 сл. Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: Почему Новгородское княжество называют республикой?


Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной

7 сл. Задачи, изучить:

-Географическое положение

-Климатические условия

-Природа

-Основные занятия

-Правители

-Система управления

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему)


В результате урока вы сможете:

- охарактеризовать географическое положение Новгородской земли;

- назвать занятия жителей и категории населения Новгорода;

- рассказать о политическом устройстве;

- назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века.


Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы?










































Ответы: -Географическое положение

-Климатические условия

-Природа

-Основные занятия

-Правители

-Система управления

















Ответ: учебники, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

отвечать на вопросы;

- уметь ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

Фронтальный

Устный опрос

Контроль произношения

Изучение нового материала мин.10

8 сл. Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника. Каждая группа получает задания.


Результаты фиксируют в таблицу.


Через 5-8 мин. подводятся итоги исследований. Заполняется таблица

Выслушиваются результаты работы групп.


Организует работу обучающихся. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий.

Работа в группах: в конвертах раздаточный материал

Ученики работают индивидуально, но,  по мере необходимости вступать в диалог.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.  Анализируют и сравнивают иллюстрации. Выделяют общее и различия.

Работа в группах.

Задания для работы в группах.

группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает географическое положение Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 1;

группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает природные условия Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 2;

группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает население Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 3;

группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает занятия Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества – 3;

группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает Политический строй А) роль князя в управлении; Б) особенности управления Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 4;

группа: работает с учебником §14. Сравнивает культуру Новгорода и Владимиро-Суздальского княжеств - 5;






- Анализировать исторический материал.

 - Извлекать информацию из  иллюстрации

- Сравнивать

- Видеть причинно-следственные связи

- Привлекать полученные ранее знания

- проектная работа.

Первичное осмысление и закрепление изученного, мин 10

Первичное закрепление материала.



Ответ 1 группы. – 9 сл.

Ответ 2 группы.

Ответ 3 группы.

Ответ 4 группы. – 10сл, 11 сл.







Далее учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 119 и по учебнику и по документам, ознакомиться с управлением в Новгороде.

12 сл. Учащиеся читают учебник:

I группа рассказывает о функциях вече, о совете господ;

II группа посаднике, тысяцком;

III группа о роли духовенства.


В результате обсуждения один из учащихся отображает управление Новгородской республикой в виде схемы на доске, остальные фиксируют в тетради.



13 сл. Ответ 5 группы (больше количество чел.).

14 сл. Ответ 6 группы.



































(Учащиеся презентуют свои работы).

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская вечевая республика

Результаты сравнения

1 Географическое положение

Северо-Восточная Русь.

Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги

От побережья Белого моря на севере до половецких степей на юге, от верховьев Волги на Востоке до новгородских земель на западе

Северо –Западная Русь.

От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги

Озеро Ильмень, река Волхов

Княжества занимают обширные территории на севере, что позволяет им быть защищенными от набегов кочевников

2.Природные условия


Пригодные для

хлебопашества земли (ополье),

наличие рек и лесов

Неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов

Климат и почвы Новгорода мало пригодны для земледелия, поэтому Новгород его привозил из Владимиро –Суздальской земли

3.Население

Земледельцы, ремесленники, промысловики

Ремесленники(самая многочисленная категория населени)

Купечество (весьма влиятельные, состоятельные)

Бояре (имели самый большой вес)

Духовенство

Географическое положение определяет состав и занятия населения

4. Занятия


Земледелие, скотоводство, рыболовство,

добыча соли, бортничество, бобровый промысел,

ремесла, торговля

Ремесла

Торговля

5.Политический строй

А) роль князя в управлении

Б) особенности управления

Сильная княжеская власть

Слабая княжеская власть (Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления)

Республиканская форма правления. Верховная власть – вече. Символ народовластия – вечевой колокол. Высшее должностное лицо – посадник. Помощник посадника – тысяцкий. Глава церкви – владыка (архиепископ, архимандрит)

Князя с дружиной приглашало вече

Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.

6.Культура


Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Икона Владимирской

Божьей Mатери.

Многочисленные монастыри —

центры образования

и составления летописей

Особенность: простота и доступность.

Каменное зодчество

Летописание



Общий вывод: Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, появлению многовариативности системы управления.

- уметь извлекать необходимую информацию из текста.

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Фронтальный, индивидуальный, парный

Устный опрос, письменныйконтроль

Контроль произношения

Контроль понимания прочитанного

Выступление групп перед одноклассниками.

Подведение итогов, цель: Рефлексия достижения цели. Тест мин 5

15 сл. Ребята, давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока?

16 сл.

Какие задачи мы сегодня ставили?


17 сл. Все ли у нас получилось?

И это здорово!

Я предлагаю вам проверить полученные знания с помощью теста.


Закрепление нового знания.

На парте лежит распечатанные бланки ответов. После выполнения всеми идет взаимоконтроль по образцу. Один из учащихся выполняет у доски.

Задание:

Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках

18 сл. Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним - ______- договор. Так же избирались из _______ - ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ - ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________; ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________.

(бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ)


19 сл. Запишем д\з:

1)для всех: Прочитайте п. 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура.

2) по желанию: а) написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца»

б) Используя интернет подготовить слайды для воображаемой экскурсии по достопримечательностям – пригородов Новгорода: Торжок, Псков, Изборск, Великие Луки Ладога.



Ответ: Почему Новгородское княжество называют республикой? Оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества?


Задачи, изучить:

-Географическое положение

-Климатические условия

-Природа

-Основные занятия

-Правители

-Система управления


(Учащиеся отвечают)


(Новгородская земля - это княжество, которое располагалось в северной части русского государства. Там прижились западные порядки и ценности.

В Новгороде сложилась особая система управления. основанная на республиканских идеях. Княжеством управляла Боярская Дума, которая по собственному решению приглашала князя на престол).

Ответ: Выяснить, оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества.

(Географическое положение оказало сильное влияние на развитие новгородских земель. Холодный суровый климат и болотистые почвы препятствовали развитию земледелия. Главными источниками доходов для местного населения стали разнообразные промыслы. Основным источником был пушной промысел. ...

Особенности управления Новгородского княжества. Во главе, как и в других русских княжествах, находился князь. Но его полномочия были сильно ограничены. Ему доверялись в основном судебные и военные полномочия)

(Отвечают на вопросы)








(учащиеся выполняют задания)



Ответ:


Главой новгородского войска был князь, но его власть была не наследственной, его приглашало вече (главный орган государственной власти города) и заключало с ним ряд - договор. Так же избирался из бояр. Посадник (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из купцов - тысяцкий, который контролировал налоги и возглавлял народное ополчение; архиепископ, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским митрополитом, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь княжеством Новгород был боярской аристократической республикой.














(записывают д/з)

- уметь самостоятельно формулировать выводы.

Фронтальный

Устный опрос


Рефлексия, цель: Анализ и оценка успешности своей деятельности. 2-3 мин

20 сл. Ответим на вопросы

Сегодня на уроке я узнал….

- Я хочу узнать о…..

- я оцениваю свою работу на уроке



(оценивают себя на листах самооценки)



- уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками.

- уметь самостоятельно формулировать выводы.


Фронтальный, индивидуальный

Устный опрос, письменный контроль

Листы самооценки


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.