12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Урок литературы»
8

Конспект открытого урока литературы в 11 классе «Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»»



МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока литературы в 11 классе

Тема: Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский)


Цели: 1) познакомиться с общими тенденциями в литературе 60 гг., раскрыть понятие «поэтического бума» и «эстрадной поэзии», отметить общие темы и проблемы в произведениях «громких» поэтов и особенности поэтической манеры каждого из них.

2) уметь устанавливать историко-литературные связи, анализировать литературное явление.

3) воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов.

Подготовила: Стригачева Татьяна Николаевна

2012 г.


Стихотворения к уроку
DOC / 59 Кб

Поэзия 60-х гг
PPT / 18.84 Мб

План урока.

1. Историческая характеристика эпохи «оттепели».

2. Общая характеристика поэтического процесса, работа над понятиями «поэтический бум», «эстрадная (громкая) поэзия»

3. Индивидуальные черты поэтов-шестидесятников, чтение и комментарий избранных стихотворений.

4. Подведение итогов, определение значения творчества поэтов-шестидесятников и своего отношения к явлению поэтов-шестидесятников и к поэтическому творчеству каждого.

- Сегодня, ребята, мы поговорим о том, как развивалась литература, в первую очередь, поэзия в период, который в историю нашей страны вошел под названием «оттепель».

Слайд 2 «Тема и цели»

- Что это была за эпоха и почему она так называлась?

Слайды 3-5 «Хрущёвская оттепель»

- «Оттепель»— эпоха раскрепощения человека, освобождения от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм. Это эпоха утверждения нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек.

- Итак, новые исторические условия отразились и на литературе, а в первую очередь на поэзии.

Слайд 6 «Поэтический бум»

- Вот как описал это время современник:

Из книги Льва Алексеевича Шилова "Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста-шестидесятника" (М, 2004):


Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава...эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках...


Праздничное слово "эстрадность” с годами приобретало в высказываниях некоторых критиков уничижительный оттенок. Но теперь, когда отгремели критические баталии по поводу "тихой” и "громкой” поэзии, стало очевидно, что основной водораздел проходит не здесь, а в противопоставлении поэзии подлинной и мнимой.

Эстрадный период, уйдя в историю, надолго привлек интерес широкого читателя к стихам и резко повысил культуру звучащего слова. Выяснилось, что эстрадность — это не громкий голос, а прежде всего умение публично раскрывать свои чувства тысячам людей, и что это отнюдь не главное качество поэта, но особенность интересная и по-своему уникальная.

Шел вечер очень долго, часа четыре, а то и пять, и несколько необычно: не было никакого доклада или вступительного слова, а просто поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз.
Зал был, конечно, переполнен: стояли во всех проходах, сидели на ступеньках, на краю эстрады... Публика — студенческая и рабочая молодежь — с восторгом и благодарностью слушала своих кумиров, легко понимала любые намеки, охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.

Вечера эти запомнились какой-то особой праздничной атмосферой и тем, что многие выступления шли на грани дозволенного, а иногда и пересекали эту грань. Публика прекрасно это понимала.
Дело в том, что, несмотря на "оттепель”, поэтам тогда разрешалось читать с эстрады лишь стихи уже опубликованные.

Наряду со стихами, прославляющими Ленина и разоблачающими американский образ жизни, Андрей Вознесенский читал и стихи — очень смелые по тем временам — о влюбившейся в ученика учительнице.
А Евтушенко после патетических стихов, прославляющих революционную Кубу , читал разоблачительное "Мосовощторг в Париже” — о том, как и для кого организовывались тогда редкие заграничные поездки.

Большинство из присутствующих в зале было уверено, что вот-вот наступит торжество "социализма с человеческим лицом” и проклятый сталинизм безвозвратно канет в прошлое.

 

Слайд 7 «Поэты-шестидесятники»

Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“— Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину,

Для сравнения: первые сборники Анны Ахматовой выходили тиражами в 300 экземпляров. Стандартный тираж книг «эстрадных» поэтов— 100 000 экземпляров. Причём раскупались сборники практически мгновенно: их почти невозможно было найти в свободной продаже. Гонорары, получаемые авторами, позволяли им жить достаточно обеспеченно. Сегодняшние тиражи книг, например, Вознесенского — 7000 экземпляров.

Ккак вы поняли выражения «поэтический бум», «эстрадная поэзия»?

Итак, в воспоминаниях о знаменитых вечерах в Политехническом уже были названы имена поэтов, о которых А.Вознесенский скажет: «Нас много. Нас, может быть, четверо...». Эти четверо — Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина и сам А.Вознесенский. Правда, Рождественский в скором времени отпадёт, и это место, можно сказать, займёт Б.Окуджава — прославившийся как один из создателей авторской песни.

Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?

- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.

Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:

Слайды 8-14 «Новые поэтические и жизненные принципы»

«Поэт в России больше, чем поэт»,

«И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало»,

«Я делаю себе карьеру тем, что не делаю её»,

«Но как из наследников Сталина Сталина вынести?»

«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу."

"То время очень странное, когда простую честность называли смелостью!»,

«Танки идут по правде, которая не газета»

- Действительно ли в поэзии 60 гг можно увидеть новые темы, идеи, образы или всё новое — хорошо забытое старое?

- Несмотря на провозглашение нового в поэзии, все эти поэты опирались на традиции — традиции Маяковского, Цветаевой, Пастернака, а также Пушкина, Есенина, да и других поэтов.

- Но была у каждого из поэтов и своя поэтическая интонация. Рассмотрим их. Почитаем стихи, прокомментируем их.

Слайды 15-16 «Евгений Евтушенко»

Евгений Александрович Евтушенко родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Печататься он начал в 1949 году, то есть в 16 лет. В 1951—1954 годах учился в Литературном институте им. М.Горького. В 1952 году вышел первый сборник— «Разведчики грядущего». С тех пор было опубликовано более тридцати сборников его стихотворений, два романа, несколько сборников литературно-критических и публицистических статей, переводы грузинских поэтов.

Для чтения можно взять: «Идут белые снеги...» (1965), «Людей неинтересных в мире нет...» (1961), «Со мною вот что происходит...» (1957), «Всегда найдётся женская рука...» (1961) и др.

- Современник вспоминал: ...главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Он ведь был очень артистичен, у него был несомненный актерский дар, причем, не в умении перевоплощаться , но в способности мгновенно, глубоко и искренне пережить и воспроизвести в своей декламации определенные эмоциональные состояния: тоски, отчаянья, любви, победы...

Но не только и не столько какие-то иносказания или намеки, сколько талант, свежесть, красота, молодость, стремление к справедливости — все то, что так ощутимо присутствовало в стихах, звучавших со сцены, — заставляло аудиторию воспринимать их столь горячо и восторженно.

- Почему именно Евтушенко стал главой «шестидесятников»? Этому способствовали его индивидуальные черты поэта: страстность и высокая гражданственность лирики, самовыражение и исповедальность.

Слайды 17-18 «А. Вознесенский»

Андрей Андреевич Вознесенский родился в 1933 году в Москве, в семье научного работника. В 1957 году окончил Архитектурный институт. Через год опубликовал первые стихи. В 1960 году вышли два сборника стихов Вознесенского: «Парабола» в Москве и «Мозаика» во Владимире. Затем— около пятнадцати поэтических сборников. Излюбленное поэтическое средство— гиперболическая метафора (родственная метафорам Маяковского и Пастернака).
Основные жанры—лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Из них он строит крупные жанровые сооружения— книги стихов и поэм. Известен как экспериментатор формы и создатель видеом.

Для чтения можно взять «Параболическая баллада» (1959), «Есть русская интеллигенция...» (1975), «Ностальгия по настоящему», «Сага» (1977) др.

Сравните творчество Евтушенко и Вознесенского. Есть отличия?

Слайды 19-20 «Б.Ахмадулина»

Начала печататься в 1953, когда училась ещё в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е.М.Винокурова В 1960 окончила Литературный институт им. М.Горького. Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие её исполнительской манеры.Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают её поэзию легко узнаваемой.

Для чтения можно взять «По улице моей который год...» (1959), «Сумерки» (1962), «Влечёт меня старинный слог...» (1959) (Сравните с поэзией Некрасова), «С любимыми не расставайтесь» и др.

В чём, на ваш взгляд, заключается своеобразие поэтической манеры, интонации Б.Ахмадулиной?

Слайды 21-22 «Р. Рождественский»

Рождественский Роберт Иванович (1932 - 1994) (настоящая фамилия — Петкевич) русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 в селе Косиха — районном центре на Алтае. В 1951 году поступил в Литературный институт. В 1952 году стихи Рождественского печатаются в журнале «Смена», а несколько позже появляются и в других центральных изданиях. Издал более семидесяти сборников стихов.

Р. Рождественский — автор многих популярных и по сей день песен. Именно они составили лицо советской эпохи. Кроме того, его очень волновала тема войны, ей посвящен знаменитый «Реквием». Вот как сам автор говорит о ней:

Одна из поэм "Реквием» — особенно дорога мне.

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Я писал свой "Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.

Для чтения можно взять стихотворения и баллады о войне, например, «Баллада о маленьком человеке», а также философскую, любовную лирику, например, «Необитаемые острова», «Всё начинается с любви», «Убивают время» и др.

Рождественского иногда упрекали в излишней пафосности и риторичности. Согласны ли вы с этим?

Слайды 23-25 «Конец эпохи «оттепели»

Как и любая оттепель, оттепель политическая была недолгой. Уже в 1962г. появились резко критические отклики на поэтические вечера в Политехническом. Вознесенский пишет «Прощание с Политехническим», знаменующее конец эпохи «оттепели». Тональность стихотворений Евтушенко и Вознесенского меняется: известны их крылатые выражения «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта», «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». С чем вы связываете кризис «громкой поэзии»?

Причины кризиса не только в том, что с наступлением эпохи реакции и цензуры утратились надежды на обновление страны, но и в том, что поэзия, призванная отражать субъективные переживания, не может долго оставаться на публике: чувства исчерпываются.

Чем чревата зависимость поэта от широкой публики?

Ориентация на широкие слои заставляет приноравливаться к более приземлённым вкусам, а это неизбежно приведёт поэта к духовному кризису. Ведь поэтам-шестидесятникам хотелось развиваться: «Граждане, послушайте меня...», «Долгие крики», «Тишины!», «Муравей»:

Страшно, если слушать не желают.

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,

вдруг в ней все ничтожно будет, кроме

этого мучительного с кровью:

"Граждане, послушайте меня..."?!

 

Что ж ты, оратор, что ж ты, пророк?
Ты растерялся, промок и продрог.
Кончились пули. Сорван твой голос.
Дождь заливает твой костерок.


 

Тишины хочу, тишины...

Нервы, что ли, обожжены?

Тишины...

Он приплыл со мной с того берега,

заблудившись в лодке моей.

Не берут его в муравейники.

С того берега муравей.

Через месяц на щепке, как Беринг,

доплывет он к семье своей,

но ответят ему с того берега:

«С того берега муравей».

(Сравните с образами поэта-пророка у Пушкина, Лермонтова)

Как оцениваете творчество поэтов-шестидесятников вы? Считаете ли вы их вклад в развитие литературы значительным, а их произведения талантливыми?

Вот как образно писал Евтушенко в 90-е гг. о своих соратниках:

Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжёлой зимы. Мы были все очень разные и как поэты, и как люди, но почему-то считались поэтами одного направления. По образному выражению Вознесенского, мы были похожи на путников, шедших по совсем разным дорогам, но которых разбойники на перекрёстке дорог привязали к одному и тому же дереву.

Всем нам казалось, что стоит расправить крылья - и мы полетим. Но наступила, по выражению Рождественского, «нелётная погода».

Представьте, что вам поручили оформить обложку к сборнику стихотворений поэтов-шестидесятников. Какой вы её себе представляете?

Литература:

О.А.Ерёмина. Литература 11 класс. Поурочные разработки: Книга для учителя (Электронная версия на сайте издательства «Просвещение»)

Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ под ред. В.П.Журавлёва, - М.: Просвещение, 2010 г.

Русская литература 20 века. 11 класс. Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.П.Журавлёва (Электронная версия на сайте издательства «Просвещение»)

Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс/ под редакцией В. Г. Маранцмана (Электронная версия на сайте издательства «Просвещение»)

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Никитина Людмила Анатолиевна, 10.03.19 в 20:06 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна! Материал интересный, урок ёмкий, тема, я уверена, необходима одиннадцатиклассникам, которые, к сожалению, не очень увлечены поэзией.
Стригачева Татьяна Николаевна, 11.03.19 в 18:36 2Ответить Пожаловаться
Несколько лет назад пришлось подготовить открытый урок по теме, пришлось проштудировать тему... По-хорошему, Людмила Анатолиевна, на эту тему надо хотя бы часа два, а то получается галопом по Европам, очень обзорно. Мне самой очень нравятся эти поэты, поэтому остаётся только порекомендовать ученикам почитать в свободное время - на уроке времени нет.
Никитина Людмила Анатолиевна, 11.03.19 в 18:47 1Ответить Пожаловаться
Да, так хочется ученикам дать побольше интересного и разного, а программа 11 класса очень насыщенная,времени не хватает. Но пройти мимо таких поэтов нельзя!
Садварий Жанна Владиславовна, 10.03.19 в 20:21 2Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, Татьяна Николаевна! Скоро тема периода "оттепели" по МХК. Материал очень пригодится.
Стригачева Татьяна Николаевна, 11.03.19 в 18:38 2Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, картины только, к сожалению, не подписаны - использовала их как подходящие к содержанию иллюстрации.
Садварий Жанна Владиславовна, 11.03.19 в 20:31 1Ответить Пожаловаться
Ничего страшного! Просто у Вас была другая задача- передать атмосферу, и Вам это успешно удалось.

Отредактировано 11-03-2019 20:31

Стригачева Татьяна Николаевна, 15.12.19 в 19:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Открытый урок требует соответствующего уровня. И большого количества времени на подготовку))). Но результат того стоит.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.