12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галинова Инна Николаевна17

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8» г. Перми













«Геометрические фигуры в искусстве»









Ученица 5 «Б» класса:

Чувызгалова Маргарита


Преподаватели:

Галинова Инна Николаевна,

учитель математики,

Бурдина Ирина Викторовна,

учитель технологии и ИЗО













2021 год



Введение

Многие думают, что геометрия - сложная, скучная, бесполезная и далёкая от реальной жизни наука, которая не имеет практического применения. А ведь она как наука сформировалась еще в давние века. И это принято было связывать с развитием искусства и разнообразных ремесел. Немаловажную роль играли эстетические потребности людей: желание украсть свои жилища и одежду, запечатлеть окружающую жизнь в картинах.

Геометрия - одна из древнейших наук, которая изучает отношения и формы тел в пространстве. Геометрическая фигура - мысленный образ предмета, учитывающий только его форму и размер.

Изобразительное искусство - это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Геометрия и искусство неразрывно связаны. И для геометрии, и для искусства, характерными являются красота и гармония.

Поэтому я считаю, что тема «Геометрические фигуры в искусстве» очень актуальна.

Цель работы: поиск геометрических фигур в искусстве.

Задачи:

изучить литературу;

исследовать геометрические фигуры в видах искусства;

самостоятельно изготовить изделия прикладного характера.

Объект исследования: геометрические фигуры в искусстве.

Предмет исследования: изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Гипотеза: геометрические фигуры окружают нас везде и можно их использовать в украшении окружающего человека пространства.

Методы исследования:

теоретический - изучение литературы, рассматривания иллюстраций, альбомов, анализ информации, план проведения исследования;

практический - поиск геометрических фигур, их изображение, рисование, изготовление предметов.




1. Теоретическая часть 1.1.Геометрические фигуры

Различных геометрических фигур очень много. Основные из них представлены в таблице.

Таблица

Название

Определение

Рисунок

Круг


Круг - это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния

t1634359870aa.png


Овал

Овал - плоская замкнутая строго выпуклая гладкая кривая

t1634359870ab.png

Треугольник

Треугольник - геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой


t1634359870ac.png

Параллелограмм

Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, то есть лежат на параллельных прямых

t1634359870ad.png

Ромб 

Ромб - это параллелограмм, у которого все стороны равны

t1634359870ae.gif

Квадрат

Квадрат -это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны. Квадрат - правильный четырехугольник

t1634359870af.jpg

Прямоугольник


Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые

t1634359870ag.jpg

Трапеция


Трапеция -выпуклый четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны

t1634359870ah.jpg

Многоугольник

Многоугольник -геометрическая фигура, обычно определяемая как часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной





t1634359870ai.gif



1.2. Пространственные виды искусства


Искусство - творческий процесс по созданию художественных образов, отражающих реальный мир во всем его многообразии.

Пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно:

- декоративно-прикладное творчество;

- изобразительное искусство;

- архитектура;

- дизайн.


Одним из наиболее популярных творческих процессов является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно - прикладное искусство - вид искусства который направляет творческую деятельность человека на создание предметов быта, предназначенных удовлетворить художественно-эстетические потребности людей. Художественная ценность изделий, изготовленных из подручных материалов, высока, если изделия выполнены подлинными мастерами своего дела. Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных предметов бытового назначения, фольклорных эксклюзивов из природных материалов. Принято использование дерева, глины, камня и кости. При изготовлении декоративных изделий применяются разнообразные технические приемы обработки материала. В декоративно-прикладном искусстве, как правило, доминируют народные промыслы, представляющие местные обычаи и традиции.


Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура), которые визуально воспроизводят воспринятую действительность.

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, которое при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображает реальную картину мира, преломленную через призму творческого воображения художника. Живопись представлена разнообразными жанрами: Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ. Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») - основная цель направить человека на путь преображения. Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Графика - это линейное изобразительное искусство, которое при помощи разных по окраске линий, пятен, штрихов, света и тени, нанесенных на поверхность листа, создает условные художественные образы. Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д.

Скульптура - это пространственное изобразительное искусство, которое при помощи пластических образов создает художественную картину мира. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф - высокий рельеф, барельеф - низкий рельеф, контррельеф - врезной рельеф. По определению скульптура бывает: монументальная; декоративная; монументально-декоративная; станковая. Монументальная - используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторических важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы. Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).


Архитектура - это монументальный вид искусства, который имеет выразительный, а не изобразительный характер, при создании зданий и сооружений, необходимых для жизни и деятельности человека.

Архитектура (греч. «architecton» - «мастер, строитель») - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.


Дизайн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.




2. Исследовательская часть



2.1. Геометрические фигуры в пространственных видах искусства

Геометрические фигуры встречаются во всех пространственных видах искусства:

Пространственный вид искусства

Примеры






Декоративно-прикладное творчество


Прихватки

t1634359870aj.jpg

Шкатулка

t1634359870ak.jpg






Изобразительное искусство


Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923


t1634359870al.png

Скульптура

t1634359870am.jpg





Архитектура


Здание в форме пирамиды перед Лувром в Париже

t1634359870an.jpg

Кафе Шар

город Новосибирск

t1634359870ao.jpg

Дизайн


Полки

t1634359870ap.jpg

Интерьер

t1634359870aq.jpg





2.2. Геометрические фигуры в городе Пермь


t1634359870ar.jpgt1634359870as.jpg

ДК им. Гагарина по улице Мира,

архитектор Николай Александрович Метлин

t1634359870at.png

Арт-объект «Медведь», автор Александр Жунёв

у Пермского краевого центра «Муравейник» 


t1634359870au.jpg

Офисный центр «Сота», архитектор Виктор Тарасенко

по адресу ул. Малая Ямская, 10/1



t1634359870av.jpgt1634359870aw.jpg

Оформление сети магазинов « Пятерочка»

t1634359870ax.jpg

Портрет футуриста Каменского, автор Александр Жунёв

Граффити сделано на ул. Каменского, 4



t1634359870ay.pngt1634359870az.jpg

Логотип Пермской транспортной сети



t1634359870ba.jpg

Туристический логотип #Пермь Великая.

Разработчик Ozon Group.



t1634359870bb.jpgt1634359870bc.jpg

t1634359870bd.jpg

Граффити на улице Луначарского, 51


3. Практическая часть


3.1. Организация рабочего места

Проследить, что бы стол и стул соответствовали по высоте друг другу.

Сидеть нужно прямо и ровно, держа осанку, чтобы работа не утомляла.

Немаловажную роль в организации рабочего места имеет освещение (свет должен падать слева).

Очень важно с самого начала содержать рабочее место в порядке.

Приступая к работе, можно специально отложенный материал для работы сложить в отдельную коробку, чтобы не бегать постоянно за чем-либо.

Лучше всего завести специальный контейнер для мусора: он не будет вам мешать, по окончанию работы быстро сможете привести ваше рабочее место в порядок.


3.2. Требования к правилам техники безопасности

Работа с иглой, булавками

Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Работа с ножницами

Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

Следить за движением и положением лезвий во время работы.

Использовать ножницы только по назначению.

Работа с молотком

Прибивая гвоздики, слегка постучать молотком, избегая попадания по пальцам;

Во время работы нельзя брать гвоздики в рот.

3.3. Изготовление изделий прикладного характера



Декоративно - прикладное искусство 

Изготовление подставки под горячее в технике лоскутного шитья «Соты»

Таблица

Материалы и инструменты

х/б ткань, картон, ножницы, булавки и иглы, нитки, линейка

Подготовить шаблоны основы из картона 7 деталей

t1634359870be.gif

Выкроить лоскуты ткани вокруг шаблона основы, с припуском на шов 1 см

t1634359870bf.jpg

Обшить тканью вручную потайными швами 7 шаблонов основы с помощью иголки и нитки

t1634359870bf.jpg

Последовательно соединить обшитые детали в форме цветка

t1634359870bf.jpg


Подшить подставку под горячее тканью с изнаночной стороны. Отутюжить изделие.

t1634359870bg.jpg



Изобразительное искусство

Рисунок из геометрических фигур

Разработать и нарисовать рисунок из геометрических фигур. Раскрасить и обвести маркерами. Разместить в рамке.





Архитектура

Макет витража в технике «Аппликация»

Таблица

Материалы и инструменты

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка, канцелярский нож

Шаблон

скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно

Последовательность изготовления

Изготовление основы витража

На картон перевести подготовленный шаблон витража, вырезать отверстия для имитации стёкол

Имитация стекол

Подобрать цветную бумагу соответственно замыслу. Из цветной бумаги вырезать детали с припуском на шов 5 мм для заполнения промежутков между рамкой витража. Наклеить с обратной стороны, соблюдая задуманный рисунок

Оформление работы

t1634359870bh.gift1634359870bi.jpg







Дизайн

Изготовление панно в технике стринг-арт

Таблица

Материалы и инструменты

деревянная дощечка или кусок ДСП;

гвозди с шляпкой, длина гвоздя 1−2 см;

прочные нити для создания рисунка;

карандаш или маркер для нанесения разметки на доску;

плоскогубцы; небольшой удобный молоток;

ножницы

Шаблон рисунка

скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно

t1634359870bj.jpg

Последовательность изготовления

Подготовить основу

Подобрать дощечку по размеру, по цвету, если нужно нанести фон

Составить схему рисунка

Приложить рисунок к основе

Закрепить гвоздики в основе

Взять небольшие гвоздики и вбить на одинаковую глубину по намеченным точкам. Удалить шаблон рисунка.

Выполнение рисунка

Закрепить нить и приступить к заполнению основы рисунка нитями, следить за натяжением. Закрепить нить.

Подвес изделия

На обратной стороне дощечки закрепить петлю для подвеса изделия. Панно готово





Заключение


В результате проделанной работы, я убедилась, что геометрические фигуры и искусство неразрывно связаны.

Геометрические фигуры окружают нас повсюду: за столом, в интерьере, в одежде, в предметах искусства, архитектуре. Их можно использовать в украшении окружающего человека пространства. Любой предмет изготовленный человеком берёшь в руки и видишь, что в нём «живёт» геометрия.

Мне удалось найти геометрические фигуры в окружающей нас жизни среди пространственных видов искусства и изготовить практичные и красивые изделия своими руками.

При изготовлении своих изделий я получила не только знания и умения, но и душевное тепло от своего творчества. Эта работа дала мне возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.



Список литературы

«Геометрия. Учебник для 7-9 классов средней школы», Атанасян, Издательство: Просвещение, 1992

Учебник «Математика 5 класс» Е.А.Бунимович, 2018

https://www.sites.google.com/site/losksite/ucebnyj-kurs-1/tehniki/soty Лоскутное шитье

http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/string-art-kartiny-iz-gvozdej-i-nitok Техника string-art

http://www.ru.wikipedia.org Википедия


18


Опубликовано


Комментарии (3)

Соколова Елена Борисовна, 16.10.21 в 10:16 2Ответить Пожаловаться
Работа объёмная, интересная. Но так как это проект ученицы, разместить надо в детском творчестве, а не в педагогических разработках.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 16.10.21 в 11:38 1Ответить Пожаловаться
Справедливое замечание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.