НПК «Геометрические фигуры в искусстве»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №8» г. Перми
«Геометрические фигуры в искусстве»
Ученица 5 «Б» класса:
Чувызгалова Маргарита
Преподаватели:
Галинова Инна Николаевна,
учитель математики,
Бурдина Ирина Викторовна,
учитель технологии и ИЗО
2021 год
Оглавление
1.2. Пространственные виды искусства 5
2.1. Геометрические фигуры в пространственных видах искусства 8
2.2. Геометрические фигуры в городе Пермь 9
3.1. Организация рабочего места 13
3.2. Требования к правилам техники безопасности 13
Многие думают, что геометрия - сложная, скучная, бесполезная и далёкая от реальной жизни наука, которая не имеет практического применения. А ведь она как наука сформировалась еще в давние века. И это принято было связывать с развитием искусства и разнообразных ремесел. Немаловажную роль играли эстетические потребности людей: желание украсть свои жилища и одежду, запечатлеть окружающую жизнь в картинах.
Геометрия - одна из древнейших наук, которая изучает отношения и формы тел в пространстве. Геометрическая фигура - мысленный образ предмета, учитывающий только его форму и размер.
Изобразительное искусство - это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Геометрия и искусство неразрывно связаны. И для геометрии, и для искусства, характерными являются красота и гармония.
Поэтому я считаю, что тема «Геометрические фигуры в искусстве» очень актуальна.
Цель работы: поиск геометрических фигур в искусстве.
Задачи:
изучить литературу;
исследовать геометрические фигуры в видах искусства;
самостоятельно изготовить изделия прикладного характера.
Объект исследования: геометрические фигуры в искусстве.
Предмет исследования: изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Гипотеза: геометрические фигуры окружают нас везде и можно их использовать в украшении окружающего человека пространства.
Методы исследования:
теоретический - изучение литературы, рассматривания иллюстраций, альбомов, анализ информации, план проведения исследования;
практический - поиск геометрических фигур, их изображение, рисование, изготовление предметов.
Различных геометрических фигур очень много. Основные из них представлены в таблице.
Таблица
Название | Определение | Рисунок |
Круг | Круг - это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния | |
Овал | Овал - плоская замкнутая строго выпуклая гладкая кривая | |
Треугольник | Треугольник - геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой | |
Параллелограмм | Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, то есть лежат на параллельных прямых | |
Ромб | Ромб - это параллелограмм, у которого все стороны равны | |
Квадрат | Квадрат -это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны. Квадрат - правильный четырехугольник | |
Прямоугольник | Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые | |
Трапеция | Трапеция -выпуклый четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны |
|
Многоугольник | Многоугольник -геометрическая фигура, обычно определяемая как часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной |
|
1.2. Пространственные виды искусства
Искусство - творческий процесс по созданию художественных образов, отражающих реальный мир во всем его многообразии.
Пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно:
- декоративно-прикладное творчество;
- изобразительное искусство;
- архитектура;
- дизайн.
Одним из наиболее популярных творческих процессов является декоративно-прикладное искусство.
Декоративно - прикладное искусство - вид искусства который направляет творческую деятельность человека на создание предметов быта, предназначенных удовлетворить художественно-эстетические потребности людей. Художественная ценность изделий, изготовленных из подручных материалов, высока, если изделия выполнены подлинными мастерами своего дела. Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных предметов бытового назначения, фольклорных эксклюзивов из природных материалов. Принято использование дерева, глины, камня и кости. При изготовлении декоративных изделий применяются разнообразные технические приемы обработки материала. В декоративно-прикладном искусстве, как правило, доминируют народные промыслы, представляющие местные обычаи и традиции.
Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура), которые визуально воспроизводят воспринятую действительность.
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, которое при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображает реальную картину мира, преломленную через призму творческого воображения художника. Живопись представлена разнообразными жанрами: Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ. Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») - основная цель направить человека на путь преображения. Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
Графика - это линейное изобразительное искусство, которое при помощи разных по окраске линий, пятен, штрихов, света и тени, нанесенных на поверхность листа, создает условные художественные образы. Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д.
Скульптура - это пространственное изобразительное искусство, которое при помощи пластических образов создает художественную картину мира. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф - высокий рельеф, барельеф - низкий рельеф, контррельеф - врезной рельеф. По определению скульптура бывает: монументальная; декоративная; монументально-декоративная; станковая. Монументальная - используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторических важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы. Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Архитектура - это монументальный вид искусства, который имеет выразительный, а не изобразительный характер, при создании зданий и сооружений, необходимых для жизни и деятельности человека.
Архитектура (греч. «architecton» - «мастер, строитель») - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
Дизайн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.
Геометрические фигуры встречаются во всех пространственных видах искусства:
Пространственный вид искусства | Примеры | |
Декоративно-прикладное творчество | Прихватки |
|
Шкатулка |
| |
Изобразительное искусство | Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923 |
|
Скульптура |
| |
Архитектура | Здание в форме пирамиды перед Лувром в Париже |
|
Кафе Шар город Новосибирск |
| |
Дизайн | Полки |
|
Интерьер |
|
ДК им. Гагарина по улице Мира,
архитектор Николай Александрович Метлин
Арт-объект «Медведь», автор Александр Жунёв
у Пермского краевого центра «Муравейник»
Офисный центр «Сота», архитектор Виктор Тарасенко
по адресу ул. Малая Ямская, 10/1
Оформление сети магазинов « Пятерочка»
Портрет футуриста Каменского, автор Александр Жунёв
Граффити сделано на ул. Каменского, 4
Логотип Пермской транспортной сети
Туристический логотип #Пермь Великая.
Разработчик Ozon Group.
Граффити на улице Луначарского, 51
3. Практическая часть
Проследить, что бы стол и стул соответствовали по высоте друг другу.
Сидеть нужно прямо и ровно, держа осанку, чтобы работа не утомляла.
Немаловажную роль в организации рабочего места имеет освещение (свет должен падать слева).
Очень важно с самого начала содержать рабочее место в порядке.
Приступая к работе, можно специально отложенный материал для работы сложить в отдельную коробку, чтобы не бегать постоянно за чем-либо.
Лучше всего завести специальный контейнер для мусора: он не будет вам мешать, по окончанию работы быстро сможете привести ваше рабочее место в порядок.
Работа с иглой, булавками
Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Работа с ножницами
Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
Следить за движением и положением лезвий во время работы.
Использовать ножницы только по назначению.
Работа с молотком
Прибивая гвоздики, слегка постучать молотком, избегая попадания по пальцам;
Во время работы нельзя брать гвоздики в рот.
3.3. Изготовление изделий прикладного характераДекоративно - прикладное искусство
Изготовление подставки под горячее в технике лоскутного шитья «Соты»
Таблица
Материалы и инструменты | х/б ткань, картон, ножницы, булавки и иглы, нитки, линейка |
Подготовить шаблоны основы из картона 7 деталей | |
Выкроить лоскуты ткани вокруг шаблона основы, с припуском на шов 1 см | |
Обшить тканью вручную потайными швами 7 шаблонов основы с помощью иголки и нитки | |
Последовательно соединить обшитые детали в форме цветка | |
Подшить подставку под горячее тканью с изнаночной стороны. Отутюжить изделие. |
|
Изобразительное искусство
Рисунок из геометрических фигур
Разработать и нарисовать рисунок из геометрических фигур. Раскрасить и обвести маркерами. Разместить в рамке.
Архитектура
Макет витража в технике «Аппликация»
Таблица
Материалы и инструменты | Картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка, канцелярский нож |
Шаблон | скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно |
Последовательность изготовления | |
Изготовление основы витража | На картон перевести подготовленный шаблон витража, вырезать отверстия для имитации стёкол |
Имитация стекол | Подобрать цветную бумагу соответственно замыслу. Из цветной бумаги вырезать детали с припуском на шов 5 мм для заполнения промежутков между рамкой витража. Наклеить с обратной стороны, соблюдая задуманный рисунок |
Оформление работы |
|
Дизайн
Изготовление панно в технике стринг-арт
Таблица
Материалы и инструменты | деревянная дощечка или кусок ДСП; гвозди с шляпкой, длина гвоздя 1−2 см; прочные нити для создания рисунка; карандаш или маркер для нанесения разметки на доску; плоскогубцы; небольшой удобный молоток; ножницы |
Шаблон рисунка | скопированный, распечатанный или созданный самостоятельно |
Последовательность изготовления | |
Подготовить основу | Подобрать дощечку по размеру, по цвету, если нужно нанести фон |
Составить схему рисунка | Приложить рисунок к основе |
Закрепить гвоздики в основе | Взять небольшие гвоздики и вбить на одинаковую глубину по намеченным точкам. Удалить шаблон рисунка. |
Выполнение рисунка | Закрепить нить и приступить к заполнению основы рисунка нитями, следить за натяжением. Закрепить нить. |
Подвес изделия | На обратной стороне дощечки закрепить петлю для подвеса изделия. Панно готово |
В результате проделанной работы, я убедилась, что геометрические фигуры и искусство неразрывно связаны.
Геометрические фигуры окружают нас повсюду: за столом, в интерьере, в одежде, в предметах искусства, архитектуре. Их можно использовать в украшении окружающего человека пространства. Любой предмет изготовленный человеком берёшь в руки и видишь, что в нём «живёт» геометрия.
Мне удалось найти геометрические фигуры в окружающей нас жизни среди пространственных видов искусства и изготовить практичные и красивые изделия своими руками.
При изготовлении своих изделий я получила не только знания и умения, но и душевное тепло от своего творчества. Эта работа дала мне возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.
«Геометрия. Учебник для 7-9 классов средней школы», Атанасян, Издательство: Просвещение, 1992
Учебник «Математика 5 класс» Е.А.Бунимович, 2018
https://www.sites.google.com/site/losksite/ucebnyj-kurs-1/tehniki/soty Лоскутное шитье
http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/string-art-kartiny-iz-gvozdej-i-nitok Техника string-art
http://www.ru.wikipedia.org Википедия
18
Мустакаева Гульнур Рашидовна
Соколова Елена Борисовна
Потамошнева Наталья Алексеевна