12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
МАртенс М.В37

Внеурочное занятие по математике

Тема: Геометрические фигуры в спорте

Цель: развитие познавательного интереса к математике через занимательный материал об олимпийских видах спорта

Задачи:

Образовательные:

• способствовать закреплению знаний, умений и навыков по построению окружности с помощью циркуля

• развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, внимание, память, речь;

• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

• учить правильно применять математическую терминологию.

Развивающие:

• уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

• развивать умение планировать свою работу;

• развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

• прививать интерес к предмету ;

• формировать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности;

Планируемые результаты:

Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают.

Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.

Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника.

Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: ноутбук, проектор

Инструменты: ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш

Материалы: цветная бумага

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный

(включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне)

-Сегодня у нас пройдёт необычный урок математики.

А начать его я хочу со сказки об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».

Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу.

— Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?

— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!

— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь? ( смекалка)

- Думаю, что смекалка сегодня вам тоже пригодится на уроке.

Слушают учителя.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество.

Личностные: 

понимают значение знаний для

человека; проявляют интерес к

изучаемому предмету

Актуализация знаний

- У меня в шкатулке находятся математические предметы. Отгадайте какие:

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья,

Назовите вы меня! /Круг/

Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром? /Прямоугольник/

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же тело называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

- Что мы знаем об этих геометрических фигурах?

- Что умеем с ними делать? (Чертить, измерять стороны, находить периметр и площадь…

- Какую фигуру ещё не умеем чертить? /Цилиндр/

- А сейчас я предлагаю вам решить математический ребус (работа паре)

 

                     

 

 
       

Ключ:

п

р

и

к

е

г

м

о

й

ы

л

с

Пламя полыхает,

Пять колец сияют.

Праздник для народа

Раз в четыре года.

Праздник тот спортивный,

Древний, яркий, дивный.

(Олимпийские игры)

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Анализируют, делают выводы.

Работают в паре.

Познавательные: 

Извлечение из текстов математической информации, структурирование знаний, анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действия;

Планирование пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Личностные: 

Осознание ответственности за общее дело

Постановка цели, задач урока (мотивация учебной деятельности)

- Как вы думаете, что общего у геометрических фигур и Олимпийских игр? Могут ли они быть взаимосвязаны?

- Можем ли мы ответить на этот вопрос сразу? /нет, нам надо проверить свои догадки, доказать…./

- Какую цель поставим на уроке? (Выяснить, связаны ли геометрические фигуры с Олимпийскими играми)

 

Личностные:

заинтересованность в учебном действии и его результате.

Построение проекта выхода из затруднения

-В каких олимпийских видах спорта встречаются эти геометрические фигуры?

Работа в малых группах : 1 –круг, 2 –прямоугольник, 3 – цилиндр.

/Круг – метание диска, стрельба (мишень), разлиновка поля, мишень

Прямоугольник – ковёр в татами, боксе, табло, флаги

Цилиндр – эстафетная палочка, шайба, палка для прыжков в высоту, лыжные палки, ружьё/

- Мы сегодня не сможем перечислить все варианты. Надеюсь, что после урока вы ещё подумаете над этим вопросом.

- В каких олимпийских зимних видах спорта используются одновременно все три эти математические фигуры? (В кёрлинге: прямоугольник, круг, цилиндр. Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 44м 50 см и шириной 4м 32 см. Камень имеет цилиндрическую форму. Гранитная основа имеет круглую форму. Задача каждой команды - поставить как можно больше своих камней в дом (круг).

В биатлоне: коврик для стрельбы – прямоугольник, дуло винтовки – цилиндр, мишень – круг. /Мишень биатлона имеет форму круга. В настоящее время размер (диаметр) мишеней биатлона составляет 45 мм для стрельбы из положения лежа и 115 мм для ведения огня стоя.

Лыжные палки винтовка имеют форму цилиндра.

Длина палок не должна превышать рост спортсмена.

Для стрельбы применяются винтовки с минимальным весом 3 кг 500 гр./

Работают в малых группах.

Познавательные:

осуществляют логические

действия; формулируют ответы на вопросы.

Регулятивные : 

принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль

учебных действий

Применение знаний и умений в новой ситуации

- Сейчас вам надо проявить смекалку и сказать, какие преобразования надо сделать с одной из 3 геометрических фигур, чтобы получился такой олимпийский символ. Вот его описание:

Придуман этот символ Пьером де Кубертеном в 1913 году.

Впервые появился на летних Олимпийских играх 1920 года в городе Антверпене (Бельгия).

Представляет собой прямоугольное полотнище с изображением пяти колец желтого, синего, черного, красного и зеленого цвета на белом фоне.

Кольца соединены по цепочке, в форме буквы W, причём крайние (голубое, красное) пересекаются каждое только с одним другим кольцом, а расположенные в центре - каждое с двумя кольцами.

/Олимпийский флаг/

- Сколько лет исполнилось олимпийскому флагу в 2016 году? Давайте вычислим./103 года/

- С какой фигурой надо провести преобразования? /кругом/

- Какие преобразования надо провести с кругом, чтобы получилось кольцо?

- Можем ли мы, используя математические знания и умения, сами сделать олимпийский флаг? Как?

План:

Измерить радиус круга.

Начертить окружность с общим центром внутри круга на 1 см меньше.

Вырезать кольцо.

Соединить кольца по цепочке между собой.

Приклеить кольца к белому прямоугольнику.

- Итог нашей работы будет общий – Олимпийский флаг. Кольца для него вы будете вырезать сами: 5 человек – 5 колец. По каким критериям мы будем принимать кольцо на флаг?

- правильно начерчена окружность внутри круга

- аккуратно вырезано кольцо

Выдвигают предположения.

Выстраивают деформированный план.

Регулятивные : 

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; коррекция.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. 

Познавательные:

общеучебные умения- поиск и выделение необходимой информации;

Логические:

построение цепочки рассуждений;

Обсуждение работы и коррекция.

- Приступим к выполнению пунктов плана. Каждый будет вырезать одно кольцо определённого цвета.

4 пункт: расположим получившиеся кольца на доске.

- Сейчас мы займёмся моделированием - будем создавать модель Олимпийского флага. Для этого нам понадобится образец.

- Сравним с образцом. Что надо сделать, чтобы кольца были соединены?

Практическая работа детей

1-3 пункты дети выполняют самостоятельно

4-5 пункты выполняются вместе под руководством учителя

Регулятивные:

сравнивают свою работу с образцом

Личностные:

заинтересованность в учебном действии и его результате.

Контроль усвоения.

-Проверим ваши знания по теме урока. Выполним задание «Верно – неверно»

1. Олимпийский флаг придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году.

2. На Олимпийском флаге 5 колец – чёрное, синее, красное, белое, зелёное.

3. Олимпийский флаг имеет форму квадрата.

4.

5.

В 4 и 5 самим придумать верное и неверное высказывание.

МОЙ РЕЗУЛЬТАТ__________+ или ?_________________

   

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов

-Подведём итоги:

Достигли ли мы цели урока: Выяснили, связаны ли геометрические фигуры с Олимпийскими играми?

З (знали) – геометрические фигуры, об Олимпиаде, как находить площадь и периметр прямоугольника….

У (узнали) – об истории Олимпийского флага, о том, что геометрические фигуры используются в Олимпиаде, о кёрлинге…..

Н (научились) – преобразовывать круг в кольцо, изготавливать олимпийский флаг

-На парте у вас лежат кружки, нарисуйте на них своё настроение и расположите на лесенке успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У кого возникло желание сделать Олимпийский флаг самостоятельно?

- Думаю, что вы его обязательно сделаете. А пока я раздам вам маленькие Олимпийские флажки. А наш общий Олимпийский флаг станет символом сегодняшних Олимпийских забав. Почётное право повесить его предоставляется призёрам районной Малой олимпиады Пунегову Мирославу – по подтягиванию на высокой перекладине и Шараповой Ирме – по подниманию туловища за 30 сек. Остальные ребята будут сопровождать Олимпийский символ.

Дети под песню «Мы хотим всем рекордам» строятся и выносят флаг в зал, где вывешивают на стенд.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные:

ориентируются в

своей системе знаний.

Регулятивные : 

оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные:

проявляют интерес к

предмету.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.