Презентация к уроку литературы в 10–11 классе «Нравственные проблемы в повести В. Быкова "Сотников"»

13
8
Материал опубликован 18 September 2018

Пояснительная записка к презентации

Презентация составлена для урока внеклассного чтения в 9-11 классах. На уроке предлагается рассмотреть проблемы, поднятые писателем, дать оценку поведению героев. Ответить на вопросы:почему в одной ситуации герои ведут себя по-разному, что дает человеку стойкость духа?


В Быков «Сотников»
PPT / 7 Мб

Предварительный просмотр презентации

Василь Быков «Сотников» (1970 год)

Впечатление от прочитанного

В центре изображения - человек в экстремальной ситуации Герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. Какие проблемы волнуют писателя?

(И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека.) (И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека.)

Когда происходят события, описанные в повести? Какая стилистическая фигура лежит в центре повествования?

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: Потому и не отказался, что другие отказались. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

Как ведут себя партизаны до плена?

Рыбак - физически крепкий, обдумывает поведение, хорошо вооружён, готов к любой ситуации; Рыбак - физически крепкий, обдумывает поведение, хорошо вооружён, готов к любой ситуации; Сотников – кашляет, простужен, идёт медленно, отстаёт, “устало гребётся по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках”, трудно дышит. Уже в первых главах намечен резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, больным и угрюмым Сотниковым. Мрачноватый, нескладный, неуступчивый Сотников не сразу и не просто завоёвывает нашу симпатию. И даже поначалу к нему возникает неприязнь: зачем он, больной, пошёл на это задание? А зачем он пошёл? “потому и не отказался, потому что другие отказались” (гл. 1). Обратим внимание, Рыбаку “это было не совсем понятно”. Такое недопонимание обнаруживает отсутствие глубокого чувства долга. Оттого и безотказность этого чувства представляется ему всего лишь самолюбием и упрямством, которых “хватило бы на троих”.

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.

Вспомним эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. (гл.3-4) Проанализируем поведение каждого из партизан. Сотников не доверяет старостихе, т.к. война отучила его от чрезмерной доверчивости (эпизод с женщиной). Рыбак не углубляется в причины службы старосты у немцев, он делает своё дело – нужна провизия для отряда. “Факт службы у немцев определял для него всё”. Сотников показан в этом эпизоде жёстче, строже, чем Рыбак.

ПЕРЕСТРЕЛКА Ещё глубже раскрываются нам герой в перестрелке с полицаями. Как ведёт себя Сотников?(гл.5-6) Что побудило Рыбака вернуться к раненому Сотникову, который был ещё жив и напоминал о себе выстрелами?(гл.6)

Что случилось с Рыбаком? Тот ли он, который не боялся пули в бою? Что случилось с Рыбаком? Тот ли он, который не боялся пули в бою? в нём поселился страх, это первый шаг на пути к растерянности. Здесь проявляется первое недовольство товарищем. Кто виноват в том, что Сотников и Рыбак попали в плен?(гл.9) Сотников (закашлял). Вот первое испытание перед лицом смерти. Ещё немного, и пулемётная очередь пройдёт по партизанам. Почему Сотников не поднялся первым, ведь это могло спасти Рыбака?

Что чувствует в эту минуту Рыбак? Зачитайте.(гл.9) Что чувствует в эту минуту Рыбак? Зачитайте.(гл.9) Где же этот предел для Рыбака? Когда он доходит до роковой черты и переступает её, т.е. делает первый шаг к предательству?

Рыбак более приспособлен к жизни, нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак более приспособлен к жизни, нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя. Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя. Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сопоставим поведение героев во время ареста.(гл.10) Сотников осознаёт, что жить ему осталось недолго, поэтому для него главное – выдержать. Он хочет выгородить Дёмчиху. Рыбак хитрит, изворачивается. “Он хотел жить! Он ещё и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись”. Ищет себе дополнительные шансы выжить, выторговать себе жизнь любой ценой, даже ценой предательства. Он предаёт Сотникова, отряд Дубова, называя их месторасположение.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем. Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем. Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью: "...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход..." Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Как вы думается, возможно ли, по мнению В. Быкова, нравственное возрождение Рыбака?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!!!

18 September 2018

Рада, что материал пригодился, Ирина Владимировна!

18 September 2018

Галина Геннадьевна, спасибо большое!

18 September 2018

Валентина Ивановна, я благодарю Вас за внимание к работе.

18 September 2018

Отличная работа,Галина Геннадьевна!

18 September 2018

Марина Юрьевна, я очень рада, что мы и здесь с Вами не потерялись! Спасибо Вам за поддержку!

18 September 2018

Презентация помогает ребятам разобраться в нравственных устремлениях героев повести, дать оценку их поступкам. Это очень ценно в данном материале! СПАСИБО!!!

26 December 2018

Раиса Поликарповна, благодарю Вас за оценку ресурса! Важно учить детей оценивать поступок героев, тогда и свой они будут оценивать правильно.

2 March 2019

Похожие публикации