Урок литературы в 11 классе «Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой"»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Тюшинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
по литературе в 11 классе
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»: народ, его история, его земля.
Цели: 1) Рассмотреть проблему отношения к истории и природе своей малой родины, извлечь нравственные уроки из повести; познакомиться с особенностями повествовательной манеры Распутина; 2) Развивать умение выражать свою точку зрения по поводу прочитанного произведения в целом и отдельных цитат; 3) Воспитывать эстетическое восприятие литературного произведения.
Подготовила: Стригачева Т.Н.
2012 г.
План
1) Оргмомент
2) Введение в тему урока. Эмоциональный настрой. Осмысление названия.
3) Герои повести. Их точки зрения на происходящее. Взгляды Дарьи Пинегиной.
4) Осмысление происходящих событий Распутиным: прогресс разрушает природу и историческую память.
5) Символические образы в повести.
6) Обобщение. Письменная работа.
7) Эмоциональный итог урока.
Презентация к уроку
PPT / 3.03 Мб
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о замечательной повести В.Г. Распутина. В этом году писателю исполнилось 75 лет. Он, пожалуй, один из последних ныне живущих писателей знаменитой плеяды, которая взошла на небосклоне литературы в 70-е гг, из тех писателей, которых дала нам Сибирь. У Распутина много прекрасных произведений. Но речь пойдёт о повести «Прощание с Матёрой». Наша цель — разобраться в идее повести, определить для себя уроки, которые эта повесть преподнесла каждому из нас, определить, точка зрения каких героев нам ближе. Поэтому в конце каждый из вас определит, о чём эта повесть.
Слайд 1 - В.Г.Распутин
Не напомнила ли вам эта повесть прочитанные ранее произведения? («Сорокоуст» Есенина, «Вишнёвый сад» Чехова», «Матрёнин двор» Солженицына, «Медный всадник» Пушкина, «Отцы и дети» Тургенева …)
Прослушайте музыку. Какие картины повести предстали перед вашими глазами?
Музыка Дж.Раттера «Прелюдия»
мелодия 1
MP3 / 3.11 Мб
Почему повесть так называется? Какие ассоциации рождает у вас слово Матёра? (Мать, Матрёна, матёрый — сильный, опытный, материк и др.) Есть и объяснение названию острова и деревни – земля, остров посреди реки.
Кто из героев вам запомнился?
Слайд 2 – Герои повести (кадр из кинофильма)
В центре повести - Дарья Пинегина, её сын Павел, её внук Андрей.
Слайд 3 – Дарья. Павел. (Кадры из фильма)
Чья точка зрения на происходящие события вам ближе? Выскажитесь каждый от имени этого героя. (Идёт дискуссия)
Какие мысли Дарьи вам показались интересными, с какими вы не согласны? (По карточкам)
В основе лежат действительно документальные события — необходимость затопления многих деревень и посёлков из-за ввода на Ангаре нескольких ГЭС. Такая же судьба постигла Аталанку — родную деревню Распутина. Эта повесть — произведение документальное? (Хозяин, Богодул, листвень и другие образы природы, образы мира человека — они все одухотворены. Повесть скорее — художественно-мифическая)
Вот Дарья осматривает родные места. Слайды 4-9 с изображением Ангары
Чем они ей дороги? Но теперь то, что нам дала природа, должно погибнуть — так решил человек. Как относятся сами матёринцы к происходящему? Почему многие, в первую очередь, старые не хотят уезжать? («Кто ж старое дерево пересаживает?»)
Слайд 10 Картина Г. Кичигина «Пейзаж»
Но чем ещё страшны происходящие события? (Потерей памяти. В погоне за удобством, лёгкостью жизни, которую нам даёт прогресс, мы теряем память. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни»
Может ли дерево жить без корней? А человек – без прошлого и памяти о нём?
Слайд 11 Картина Г.Кичигина «Предки» (Дарья думает: О чём думает человек, ради которого все поколения жили? Ни о чём. После нас — хоть потоп. Сам Андрей говорит, что молодёжь не должна задерживаться на месте — идти вперёд, как перекати-поле, у которого нет корней.)
Какие символические образы вы увидели в повести?
А чем символичен финал? (Листвень — мировое древо, Хозяин — дух, домовой, сама Матёра — Атлантида? Я бы сказала — Китеж.)
Слайды 12, 13 Листвень. Китеж
Закончите фразу «Прощание с Матёрой» - повесть о...
Слайд 14
Много ли потеряет страна, потеряв Матёру?
Как сам Распутин считает — гибель Матёры - это неизбежность или ошибка? А как считаете вы?
Закончить наш урок хочу словами Д.Донна, являющиеся эпиграфом к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».
Нарисуйте или опишите то, что вы чувствуете теперь, когда урок подошёл к концу.
Из главы 9 (Павел)
А что перемены? Их не изменить и не переменить... И никуда от них не деться. Ни от него, ни от кого другого это не зависит. Надо - значит, надо, но в этом "надо" он понимал только одну половину, понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему…
Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена?
Из главы 12 (Андрей)
Матеру, бабушка, все равно затопят хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Наша Матера на электричество пойдет, тоже пользу будет людям приносить.
Много ли толку от этой Матеры? Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось...
Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная... По-другому, значит, нельзя. Все равно бы она такой, какая она сейчас есть, такой старой, что ли, долго не простояла. Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить. Люди и то больше чем сто лет не живут, другие родятся. Как вы не понимаете?
Это закон жизни, и его не остановить…
Из главы 13 (Дарья)
Эта земля-то рази вам однем принадлежит? Эта земля-то всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет. Мы тут в самой малой доле на ей. Так и нам Матеру на подержание только дали... чтоб обихаживали мы ее с пользой и от ее кормились. А вы че с ей сотворили? Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют…Мы-то однова живем, да мы-то кто?..
Высказывания Дарьи
- Человек - царь природы,- подсказал Андрей.
- Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.
(О человеке) Какой был, такой и есть. Был о двух руках-ногах, боле не приросло. А жисть раскипяти-и-ил... Он думает, он хозяин над ей, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует, че хочет, погоном его погоняет. Он только успевай поворачивайся.
Пуп вы щас не надрываете - че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили вам и дела нету… А кто душу вытравил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется. Ну дак без ее-то легче. Налегке устремились. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит. Не спросит никто.
Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете - не вижу я, ли че ли! А на их мно-ого чего надо! Уж не до себя, не до человека... себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге. Че, чтоб быстро нестись, оставите, остальное не надо.
- Путаник он несусветный, человек твой. Других путает - ладно, с его спросится. Дак ить он и себя до того запутал, не видит, где право, где лево. Как нарошно, все наоборот творит. Человек сотворен, жить пущен, а ему, ишь, другого себя подавай. Запутался, ох, запутался, вконец заигрался.
Думаешь, люди не понимают, что не надо Матеру топить? Понимают оне. А все ж таки топют.
А ишо смерть... Как он ее, христовенький, боится! За одно за это его надо пожалеть. Никто в свете так не боится смерти, как он. Хужей всякого зайца. А от страху чего не наделаешь...
Ежли мы кинули, нас с тобой не задумаются кинут. О-ох, нелюди мы, боле никто. Да как же без родных-то могилок?!
Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится…Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.