Нравственно-патриотическое воспитание в МБУДО ХШ

3
0
Материал опубликован 9 April 2023 в группе

Шкавро Светлана Анатольевна,

преподаватель МБУДО ХШ, г. Горловка



НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МБУДО ХШ



Жизненная деятельность любого человека неразрывно связана со средой его пребывания и функционирования. И отделить его от этих функционалов практически невозможно. Эта взаимосвязь сказывается на формировании его сознания и понимания ко всему происходящему с ним. Регулятивной формой формирования понятийного восприятия личности является процесс воспитания.

Любое воспитание, являясь педагогическим процессом воздействия на личность, имеет свои цели. Они зависят от ценностей, установок и идеалов, принятых в обществе. Преподавателям изобразительных дисциплин, работающим по предпрофессиональным программам, отводится немаловажная роль участия в формировании сознания юного дарования как личности с определенными интересами и взглядами. Целью рассматриваемого воспитания является цельная нравственно устойчивая личность, и в соответствии с этой задачей строится весь процесс, определяется направление воздействия.

В типовых учебных планах присутствуют дисциплины, которые позволяют гибко подойти к введению тематических занятий и различных видов деятельности, направленных не только на формирование профессиональных качеств, но и формирование убеждений, личностных качеств. Возьмем как пример предмет станковой и декоративной композиции. В его тематический материал могут быть включены темы творческого характера и нравственно-патриотического направления. Базовыми нравственно-патриотическими темами являются: «Моя Россия», «Подвиги героев Великой Отечественной войны», «Война глазами детей», иллюстрирование произведений классиков русской литературы.

Для достижения нужного эффекта нравственного воспитания обучающихся преподавателями художественной школы, с учетом программного материала общеобразовательных школ по таким предметам как литература и история, вводятся схожие темы в учебный материал, что позволяет организовывать целостный процесс, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Через взаимоотношения педагога и обучающегося, поступков педагога и его моральных качеств формируется нравственная сфера обучающегося. Физиологией заложено так, что для становления нравственной сферы подростка наиболее важны идеалы. Сначала идеалы могут появляться неосознанно, без целенаправленного поиска ребёнком, но уже в старшем подростковом возрасте и далее в юношеском идёт деятельный анализ поступков людей. Подросток осознанно ищет образец, который послужит примером нравственного поведения и будет соответствовать его нравственным стремлениям. Поэтому личность педагога должна отличаться добротой, вежливостью, бескорыстием, тактичностью, отзывчивость, культурным развитием и соблюдением правил морали.

С помощью методов таких как упражнения и убеждения, направленных на урочную, внеурочную, познавательную и художественно - творческую деятельность происходит нравственно-патриотическое воспитание обучающихся в МБУДО ХШ города Горловка.

Приведу конкретный пример на предмете рисунок 4 класс тема «Портрет». Урочная деятельность с обучающимися по этой теме предусматривает изучение основ построения головы и пропорциональных отношений частей лица. При выполнении задания по копированию изображения преподаватель ставит задачу на выполнение портрета героя Великой Отечественной войны или изображения героев наших дней.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее. В предмете композиция станковая и декоративная патриотическому воспитанию обучающихся школы отводятся отдельные темы в каждом классе. Они охватывают такие темы: «Былины и легенды Древней Руси», «Человек в труде и отдыхе», выполнение композиций на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и другие, в которых поставлены задачи не только передачи законов композиции, но и развитие сюжета, а значит – осмысление изображаемого.

Нравственному воспитанию детей способствует также обращение к народным обычаям и традициям. Взаимодействие педагогов и обучающихся с онлайн школой «Русская роспись» художницы и преподавателя из Санкт-Петербурга Зинаидой Голубевой дают широкие возможности для нравственного и эстетического воспитания во внеурочной деятельности.

Внешкольная деятельность в 2022-2-23 году составила: участие обучающихся с преподавателями в различных конкурсах, проводимых Управлением непрерывного художественного образования «Через искусство – к жизни», «Мы Москвичи. Мой город, моя страна, мой Мир»; арт-акциях, посвященных знаменательным датам; выставке творческих работ молодых художников «Грани таланта», проводимой Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий художественный колледж»; Всероссийском конкурсе рисунков «Защитники Отечества, проводимом Музеем Победы города Москва; Открытом конкурсе детского рисунка «Герои наших дней», проводимом художественным музеем «Арт-Донбасс» города Донецка. Проводя творческую работу, педагогический коллектив школы способствует развитию личности ребёнка, учит его коллективной работе, способствует формированию гражданской позиции, приучает к ответственности перед обществом

Познавательная деятельность в 2022-2023 году по причине дистанционной формы проведения занятий с обучающимися выражается через работу страницы школы ВКонтакте, связанную с организацией и презентацией онлайн выставок работ обучающихся к памятным датам и праздникам. Сюда вошли смотры и выставки итоговых работ обучающихся, исследовательская и творческая работа преподавателей Мироновой Натальи Александровны и Радивил Лилии Владимировны с детьми в арт – челендже «Мой русский алфавит.

Ценностно-ориентированной в нравственном формировании личности явилась в этом учебном году поездка педагога школы с группой обучающихся в составе делегации от Донецкой Народной Республики в Чеченскую Республику город Грозный на Всероссийский фестиваль-конкурс детского изобразительного творчества «Донбасс: мирное небо, светлое будущее».

Международный конкурс детского рисунка новогодних открыток эпохи Советского Союза организованный общественным движением «Синергия талантов» в рамках Международной поликультурной форсайт-инициативы «Мир в диалоге культур» стал аккумулятором для всех возрастов обучающихся не только нашей школы, но и многочисленного состава участников разных регионов Российской Федерации. Он показал ценность полиграфического искусства этой эпохи и ее волнующий характер для нынешнего молодого поколения.

Обучение детей в художественной школе тесно связано с семейным воспитанием. Это начинается с того, что выбор обучения предпрофессиональной программе «Живопись» в первую очередь в возрасте 7-9 лет осуществляется родителем. Для результативного обучения связь школы с родителями существует постоянно не только на основе контроля, но и вовлечения родителей в процесс обучения и формирования нравственно – профессиональной личности ребенка. Художественная школа проводит акции, в которые вовлекаются родители: ко Дню Флага – «Раскрась ладошки в семье цветами флага Донецкой Народной Республики», «Читаем вместе истории о героях», классные часы для обучающихся и родителей «Разговоры о важном».


Общественно-полезной направленностью в нравственном и патриотическом воспитании обучающихся является участие в акциях «Письмо солдату» и «Посылка солдату».


Систематическое выполнение таких заданий формирует у обучающихся привычку быть активным. На таких этапах у обучающихся возникают такие нравственные образования, как чувство собственного достоинства и самоуважение. Эти чувства становятся основой самоконтроля и определяют поведение. Обучающимся и их родителям нравится осознавать значимость личности ребенка в жизнедеятельности коллектива школы.

Чувства имеют значительное влияние на поведение ребят, поэтому повысить эффективность воспитания можно, именно опираясь на них.

Прежде, чем искать способы воздействия на чувства, нужно учесть, что мы можем только изменить, усовершенствовать или углубить те из них, которые ребёнок уже испытывает. Невозможно поставить перед ним цель испытать то или иное чувство. Если нужно, чтобы необходимое чувство появилось, можно создать предпосылки для этого.

Если преподаватель организует яркую школьную жизнь обучающихся, то это сделает эффективным нравственное воспитание.


Список литературы

1. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» М.: 2004.- 56с.

2. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

3.  Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М. изд. РАГС 2007г.71с.

4. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.